«Системно-деятельностный подход на уроках в начальных классах»

Смирнова Екатерина Сергеевна

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

 Конструктивно выполнить задачи образования 21 века помогает системно-деятельностный подход, который включает в себя все виды деятельности (самоопределение, нормотворчество и нормореализация), рефлексивный анализ собственной деятельности, а также системно тренирует коммуникативные способности, тем самым обеспечивая формирование у детей готовности к саморазвитию. В основу разработки новых стандартов положен системно-деятельностный подход.  Тема нашей методической разработки «Системно-деятельностный подход на уроках в начальных классах».

В современном мире учитель постоянно должен быть готов к изучению, анализу и прогнозированию развития своей личности, владеть средствами диагностики и методиками оценки индивидуальных образовательных результатов учащихся, демонстрировать результаты реализации направлений образовательной политики, при использовании педагогических технологий ориентироваться на результаты апробации/адаптации в условиях своего образовательного учреждения. Деятельностный подход - это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Каждый раз, готовясь к очередному уроку, мы задаем себе одни и те же вопросы: как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; какой учебный материал подобрать и какой дидактической обработке его подвергнуть; какие методы и средства обучения выбрать; как организовать собственную деятельность и деятельность учеников; как сделать, чтобы взаимодействие всех компонентов привело к системе знаний, умений и навыков. В данном случае, успех урока зависит от таланта и мастерства учителя, его умение организовать «поиски» на уроке, умение управлять, и не натаскивать. Самое сложное для учителя перестроиться самому, стать этим самым проводником, инструктором, организатором получения знаний. Но это сложно лишь на первый взгляд. У каждого из нас есть огромный багаж опыта, знаний, умений, каждый из нас владеет огромным багажом педагогических технологий, с помощью которых можно реализовать эти новые требования.

Системно-деятельностный подход берет свое начало в трудах корифеев отечественной психологии Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева. Однако активно он начал оформляться одновременно со становлением развивающего обучения. Во-первых, сторонники развивающего обучения потребовали изменения содержания: Л.В. Занков и В.В. Давыдов настаивали на увеличении доли теоретического содержания (особенно - в начальном звене), а П.М. Эрдниев предлагал более рационально его структурировать. Во-вторых, Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов разработали теорию учебной деятельности, смысл которой заключается в увеличении активности учащихся, в отказе от бесконечной репродукции. В-третьих, усилиями А.Г. Асмолова были научно обоснованы цели образования, которые вошли во ФГОС как предметные, метапредметные и личностные результаты. Таким образом, системно-деятельностный подход определил наиболее общие требования к обучению: содержанию, процессу (особенно к учебной деятельности) и результатам.

При создании системы работы мы определили ведущую цель, а также комплекс задач по развитию применению системно-деятельностного подхода на уроках в начальных классах.  Данные задачи представлены на слайде.

 

Решение поставленных задач повлекло за собой поиск расширенного содержания и разных форм работы, которое решалось через структурирование урока на основе системно-деятельностного подхода к обучению.

Этап 1. Организационный момент. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. «Хочу, потому что могу». 1-2 минуты. У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность. включение детей в деятельность; выделение содержательной области. Приёмы работы: учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте); учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются; девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»); самопроверка домашнего задания по образцу. Настраиваю детей на работу, проговаривая с ними план урока («потренируемся в решении примеров», «познакомимся с новым вычислительным приёмом», «напишем самостоятельную работу», «повторим решение составных задач» и т. п.

Этап 2. Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. 4-5 минут. Возникновение проблемной ситуации. актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи); создание проблемной ситуации; выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций. Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.

Этап 3. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). Цель: решение устных задач и обсуждение проекта её решения. 7-8 мин. Способы: диалог, групповая или парная работа. Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог. организация самостоятельной исследовательской деятельности; выведение алгоритма. Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами. В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это возможно, используется приём перевода математических правил на язык образов.

Этап 4. Первичное закрепление. Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. 4-5 минут Способы: фронтальная работа, работа в парах; Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий. выполнение заданий с проговариванием в громкой речи. В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.

Этап 5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. 4-5 минут. Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий); • Выполняется письменно. Методы: самоконтроль, самооценка. При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя. При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

Этап 6. Включение нового знания в систему знаний и повторение. 7-8 минут. Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие; Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее. При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы -сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.

Этап 7. Рефлексия деятельности (итог урока). Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 2-3 минуты Вопросы: Какую задачу ставили?  Удалось решить поставленную задачу? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё? Где можно применить новые знания? 

Как показывает практика, положительные итоги применения системно-деятельностного подхода на уроках свидетельствует об эффективности ее применения в работе с учащимися начальных классов.

Представленный опыт работы открывает широкие перспективы и предполагает постановку новых актуальных задач. Системно-деятельностный подход - это главное условие реализации ФГОС НОО. В рамках стандартов реализуется новый подход к организации обучения, который направлен на раскрытие способностей учащихся, на формирование личности, а также готовности ее к жизни в современном мире.