"Ребенок и поток информации"

Крюкова Ольга Евгениевна

Современные дети очень перегружены информацией

Скачать:


Предварительный просмотр:

В современном мире дети встречают огромный поток информации, нередко возникает такое явление, как перегрузка данными. Несмотря на их юный возраст, они отлично пользуются смартфонами, планшетами, компьютерами.

При этом им довольно сложно удержать в памяти такое большое количество информации. Нарушается внимательность, страдают все сферы личности ребенка (эмоциональная, когнитивная, мотивационная, коммуникативная, аутопсихологическая).

Возникает проблемная ситуация особенно остро перед школой, когда от школьника требуется умение полноценно оперировать полученными знаниями.

Выпускник ДОО должен уметь общаться, слушать и говорить так, чтобы его слушали, умел оценивать свою и, конечно, чужую речь. Педагогам необходимо подбирать и апробировать разные формы работы в этом направлении.

С этим многие не справляются, испытывая страх, раздражение, тревогу, что порождает неуверенность в себе, своих силах и возможностях, неумение вступать в контакты, конфликтность.

Именно поэтому ключевой тенденцией обновления образования в настоящее время является преодоление препятствий самовыражения, создание таких образовательных условий, где оптимально сочетаются для ребенка 2 образовательных направления: интеллектуальное и эмоциональное.

Педагогическая тенденция 70х годов 20 века считать мозг только накопителем информации потеряла свою актуальность. Мозг – решатель задач! Вот главный тезис современного образования. Ребенку не нужно быть ходячей энциклопедией, он должен уметь применять полученные знания и добывать те, которые не достает.

Долгое время в образовательной программе ДОУ для решения подобных задач очень эффективным считался метод мнемотехники или, его еще называют, мнемоники.

Слово «мнемотехника» (в переводе с греческого – искусство запоминания), обозначает систему различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающий объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Развитие памяти неразрывно связано с развитием мышления. Способность мыслить развивается в процессе накопления знаний.

В последнее время неоспоримое преимущество получила технология интеллект карт. В переводе это понятие звучит как «карты ума», «умные карты». Интеллект-карта — это уникальный, и в то же время простой способ систематизации и усвоения информации, во время которого развиваются речевые, коммуникативные, творческие способности детей, активизируются процессы мышления.

Сравнительный анализ ключевых характеристик мнемотехники и технологии «интеллект-карт» можно представить в виде таблицы:

Мнемотехника

Интеллект-карта

Наглядная основа

Использование картинок, символов, знаков, рисунков, цветовых шаблонов при кодировке текста

Линейное, последовательное изображение

Только цветное изображение

Чтение, рассказывание строго слева направо, не пропуская клеток

Круговое изображение с главных идей по центру с разветвлениями

Чтение, рассказывание с наиболее важного для рассказчика места

Метод интеллект-карт, создал учёный и бизнесмен из Великобритании Тони Бьюзен. Он известен как автор методик запоминания, креативности и организации мышления, автор и соавтор более 100 книг. В своей практике педагога он выделял два направления деятельности:

  • изучение и понимание возможностей мозга и его потенциала (память, мышление, творчество, навыки чтения и т. д.)
  • разработка методик по улучшению функций головного мозга у пожилых людей.

Другими словами, mind maps — это представление информации в рисунках. Запоминать новые сведения в таком виде намного проще, чем в любом ином. Этот прием – оформление собственных мыслей в наглядные образы и является механизмом, запускающим в работу правое полушарие мозга.

Известно, что у человека 2 полушария головного мозга. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, анализ, последовательность работы мозга. Правое полушарие – за восприятие цвета, ритма, воображения, образа, размера.

В дошкольном детстве в первую очередь развиваются способности, связанные с левым полушарием. От детей требуется запоминание и упорядочивание массы фактов. А дети – правополушарные, у которых левое полушарие фактически не задействовано, несколько другой организации, поэтому у ни х возникают сложности при обучении.

Тони Бьюзен создал метод, объединяющий характеристики восприятия и переработки информации, свойственные двум полушариям головного мозга.

Полезные свойства интеллект-карт это – наглядность, привлекательность и запоминаемость.

  • Наглядность - обозначенная проблема с многочисленными сторонами оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
  • Запоминаемость состоит в том, что благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета, интеллект-карта легко запоминается.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

  • Привлекательность - хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт".

Интеллект-карта имеет четыре существенные отличительные черты:

  1. Объект изучения кристаллизован в центральном образе;
  2. Основные темы, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей;
  3. Ветви, принимающие форму плавных линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами, отходят от ветвей более высокого порядка.

Общие требования к составлению любой интеллект – карты.

  • Для создания карт используются фломастеры, цветные карандаши, маркеры и т. д.;
  • Лист располагается горизонтально;
  • Главная идея обводится в центре страницы. Для ее изображения можно использовать рисунки, картинки;
  • Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении);
  • Каждая главная ветвь имеет свой цвет;
  • Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово;
  • Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами;
  • Каждая мысль обводится, можно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове;
  • В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук Валентине Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.

В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в непосредственной образовательной деятельности дошкольников, даёт огромные положительные результаты. Использование интеллект-карт позволяет осуществлять интеграцию областей.

В собственной педагогической практике интеллект-карты мы применяем следующим образом:

1 направление – Сбор материала по новой теме;

2 направление – Планирование деятельности;

2 направление – Развитие связной речи, составление рассказов;

3 направление - Закрепление и обобщение материала.

Начало работы с картами – режим свободных ассоциаций или «мозговой штурм». Берем чистый лист бумаги, если такая карта составляется коллективно с группой воспитанников, предпочтительно увеличенный формат бумаги, например А1 и начинаем обдумывать свою идею или проект. Педагог дает высказать всем абсолютно все идеи, не применяя оценочных суждений и каких-либо ограничений.

Второй этап связан непосредственно с составлением карты. На расположенном горизонтально листе рисуем главную тему нашей карты. Рекомендуется использовать яркий, запоминающийся образ выбранной темы.

От главной темы проводим несколько ветвей в стороны. На каждой из них записываем только одну идею(мысль, образ, понятие), связанную с главной