Поступаем в 1 класс.

Струнова Елена Владимировна

Идём в первый класс. Поддержка современного родителя для успешности ребёнка

                                                                                                                                              Только вместе с родителями

                                                                                                                                              общими усилиями,

                                                                                                                                              учителя могут дать детям

                                                                                                                                              большое человеческое счастье

                                                                                                                                                             (В.А.Сухомлинский).

 

                Одним из важнейших условий успешного обучения ребёнка является преемственность между ступенями образования. Хочу представить вам звенья и составляющие, формы работы и возможности.

         Процесс обучения складывается из трёх активных участников: воспитатель - ребёнок – родитель, в последствии учитель - ребёнок – родитель.

 

                Именно родители могут стать связующим звеном между дошкольным и начальным школьным образованием. Чтобы они стали нашими помощниками, их этому надо научить. Возникает ряд вопросов: чему учить, когда, а главное, как?

         От уровня дошкольного воспитания зависит успешность жизни ребенка. Предшкольное образование занимает третье место (после высшего и начального) по степени важности.

         Современные родители заинтересованы в успешности своего ребенка в школе и старательно готовят его к поступлению в 1 класс. НО, к сожалению, родители убеждены, что посещение ребенком в дошкольном возрасте различных кружков и секций, развивающих занятий даст положительную динамику в обучении. Родители полагают, что если ребёнок до поступления в 1 класс умеет читать, писать, считать, а в идеале знает таблицу умножения, то к обучению в школе ребёнок готов.

         В условиях вариативности дошкольного образования и отсутствия единых представлений о готовности к школьному обучению дети приходят в школу с навыками чтения и счета, НО

  • у 35−40%  из них не развита мелкая моторика,
  • у 60% – устная речь,
  • у 70% первоклашек не сформировано умение организовать свою деятельность.

         И, к удивлению родителей, в школе ребёнок сталкивается с большим количеством трудностей, и родители полагают, что ребенок не успешен, потому что его плохо учат.

         Замена ведущей игровой деятельности в дошкольном возрасте на учебную деятельность приводит к тому, что к началу младшего школьного возраста, у детей не формируются те психологические факторы, которые образуются у дошкольников в игровой деятельности: 

  • плохо развита фантазия, 
  • общение,
  • обобщение полученной информации,
  • дети не умеют  прочитывать смысловые значки,
  • познавательная мотивация,
  • сильно отстают в развитии учебная мотивация и произвольность.

         Родители недооценивают значение игровой деятельности ребенка, заменяя ее учебной. А именно в игре закладываются гибкие навыки, способствующие развитию взаимоотношений, коммуникации и социализации. Поэтому дети приходят в школу с большим количеством информации никак не связанной с реальной жизнью, с отставанием в социальном развитии. Они не умеют общаться со сверстниками и взрослыми, не могу сформулировать проблему, мысли, желания.

 Наша задача -   расставить приоритетные точки  и выстроить маршруты.

Составляющими успешности обучения ребенка в школе являются:

  • хорошо развитая мелкая моторика,
  • мотивация,
  • причинно-следственные связи, 
  • речь, словарный запас,
  • ориентация в пространстве.

Так же важную роль играет состояние здоровья ребенка.

         Главное, что необходимо донести до родителей, что готовность ребёнка к школе – это не количество знаний, а именно данные навыки. Какие рекомендации необходимы родителям от воспитателей в детских садах и учителей в школе?

Мелкая моторика.

         Для развития каждой высшей психической функции есть свой сензитивный период.  Мелкую моторику надо начинать развивать ещё в грудничковом возрасте. В школе и даже в детском саду развивать этот навык поздно, можно только корректировать. Но родителям, дети которых не посещали ясли и детские сады, говорить об этом необходимо. Возможно, они применят эти знания при воспитании младших детей или расскажут об это своим подругам, у которых есть маленькие дети.

Рекомендации для родителей:

  • массаж пальчиков,
  • игры с пальчиками, лепка из пластилина,
  • рисование пальчиками,
  • разделение мелких предметов на ощупь.

Мотивация.

                Родители считают: «Ребёнок не слушает на уроке, потому что ему неинтересно», на самом деле у ребёнка нет мотивации к обучению, которое формируется в период «почемучек».

Рекомендации для родителей:

  • отвечать на его бесконечные вопросы детей,
  • учить их играть в настольные игры,
  • не подменять живое общение с ребёнком гаджетами.

Ориентация в пространстве.

                Удивительный факт: дети пишут в тетради, не попадая в строку, в клетку. Это происходит потому, что у них не сформирован процесс ориентации в пространстве. Ну, а как же ДОУ? Педагоги проводят занятия, но проблема состоит в том, что выпадает звено родителей: дома с детьми не проговаривают эти понятия. Родители не знают:  чтобы ребёнок научился ориентироваться в пределах тетрадного листа, ему надо научиться ориентироваться в пределах собственного тела, в пределах комнаты, ковра, стола.

Рекомендации для родителей:

  • Научить ребёнка называть части своего тела и их расположение.
  • Чтобы ребёнок запомнил направление, родителям, одевая ребёнка, надо просить дать не «другую» руку, а левую или правую.
  • В любой игре учить ориентации в пространстве, например, строя замки на ковре, проговаривать расположение кубиков в пространстве.

Именно эти игры в раннем возрасте и закладывают успех.

Причинно-следственные связи. 

                Чтобы ребенок мог правильно формулировать свои мысли, грамотно строить предложения в письменных работах, находить грамматическую основу предложения, решать задачи, формулировать высказывания на уроках литературного чтения и окружающего мира, важно научить его устанавливать причинно-следственные связи: Что было раньше? Почему так произошло?

Как вовлечь родителей? Давайте рассмотрим основные формы и методы, которые можно использовать.

Необходимо научить родителей задавать вопросы ребёнку, как в дошкольном возрасте, так и в начальной школе.

Например:

  • Гуляя с детьми обращать внимание на лужи после дождя, на траву, которой вчера не было. Почему в ручейке вода течёт, а в луже нет? Ты понюхал одуванчик, а почему твой нос стал жёлтый? Во время прогулки надо быть «вместе» с ребёнком, а не отдельно от него (в книге, в телефоне, в проблемах).
  • Читая ребенку книгу, задавать вопросы. Например: стихотворение С. В. Михалкова «Щенок» Почему щенка покусали осы? (Щенок с мёдом жбан перевернул)

ИЛИ в стихотворение «А что у вас?» Сколько лет детям? Как ты это понял? (Дети – дошкольники. Они неправильно называют цвета: «мне купили синий-синий-презеленый-красный шар», путаются во временных представлениях: «а у нас сегодня кошка родила вчера котят», путаются в нумерации: «это раз …, это два…, а в четвертых…»)

ИЛИ в стихотворении Генриха Сапгира «Людоед и принцесса» Когда слова ужасное и прекрасное обозначают одно и то же? (Аппетит ужасный – аппетит прекрасный)

  • В игре с разрезными картинками раскладывать их в хронологической последовательности. Воспроизводить знакомую сказку по картинкам.

 

         Не сформированные причинно-следственные связи приводят к сложностям в усвоении тем по различным предметам. Русский язык: Например: найти в предложении грамматическую основу:

Большие города украшают площади.

Солнце закрыло большое облако.

Площади украшают города или города украшают площади, солнце закрыло облако или облако закрыло солнце.

         Так же вызывают сложности в формулировании высказываний на уроках литературного чтения и окружающего мира.

Состояние здоровья.

         Если ребенок гиперактивный, или не усваивает программу, или плохо переключается с одного вида деятельности на другой, необходимо обратить внимание родителей на состояние его здоровья. К сожалению, родители невролога путают с психиатром и отказываются от своевременной консультации. Отказ от своевременной помощи приводит к плачевным последствиям: к несформированности речи и скудному словарному запасу на фоне следующих факторов:

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи  (ФФНР) — это расстройство процесса образования произношения фонем у ребенка с разнообразными речевыми отклонениями в результате дефектов понимания и передачи звуков.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.

Минимальная мозговая дисфункция  (ММД) – это синдром, включающий в себя комплекс нарушений психоэмоциональной сферы, которые возникают на фоне недостаточности функций ЦНС. У старших детей ММД характеризуется задержкой психического развития, гиперактивностью, социальной дезадаптацией.

Речь и словарный запас.

Несформированность речи и не достаточный словарный запас приводят к проблемам на уроках русского языка, литературного чтения и окружающего мира.

  • Дети неверно трактуют лексическое значение слов:

Дрожжи – это когда холодно и все дрожат.

Воронка – жена ворона.

Грибница – это женщина, которая собирает грибы.

Ельник – это там, где едят.

Осинник – это там, где живут осы.

  • Переставляют слоги, неверно произносят слова:

Я катался на левосипеде.

На столе стояла маслянка.

  • Путают лексическое значение близких по звучанию слов:

просека - пасека

опушка - избушка

свечу - свищу

  • Пропускают слоги при произношении и в письменных работах:

Вчера мы с мамой были в запарке. (в зоопарке)

Башка (бабушка) испекла вкусный пирог.

  • Разрывают слова, соединяют конец предыдущего слова с следующим.
  • Не видят границы предложений.
  • Не понимают смысл вопроса:
  • Не дочитывают вопрос до конца:
  • Не соотносят название животного с его внешним видом (у воробья длинный язык, у тараканов когти):

         Родителям не приходит в голову, что дети не знают элементарных бытовых слов.

         Нужно познакомить детей с предметами на кухни и их назначением. Чтобы дети понимали, что сахарный песок находится в сахарнице, а не в песочнице, соль - в солонке, а не в сольнице, масло в масленке, а не в масленице и т.д.

Аналогичную работу провести в комнате, в прихожей и т.п.

         Детям нужно самим читать книжки, а не перекладывать это на аудио записи. Ребенку нужно живое общение. Просматривать вместе с ребенком иллюстрации и показывать на картинке что обозначает то или иное слово. Задавать уточняющие вопросы по ходу чтения.

Как привлечь родителей к сотрудничеству?

         Чтобы выше изложенные рекомендации родители не только услышали, но и приняли и воспользовались нашими советами, нужно родителей расположить, повернуть к себе лицом, стать для них «своим человеком». Как это сделать? Современные родители – это дети 90-х, которые не доиграли в детстве. Приглашая их на детские праздники, надо их включить в игру, чтобы они были не зрители, а активные участники праздника. Не организатор, а именно участник игры.

         На празднике задания должны быть несложные, веселые, не затратные по подготовке. Например: отгадать загадки, собрать пазлы, спеть песню под караоке, инсценировать сказку и т.п. Во всех конкурсах родители принимают участие на равных с детьми. Закончить праздник совместным чаепитием

         Если нам удастся обучить родителей всему выше сказанному, если родители станут нашими единомышленниками, то в какой бы сад ни ходил ребенок, в какую бы школу он ни поступил, везде ребенок будет успешен.