Актуальные проблемы инновационной деятельности учителя начальных классов

Ольга Андреевна Лисовая

В данной статье раскрываются актуальные проблемы необходимости внедрения педагогических инноваций в начальной школе. В ходе сравнения выявляется важность их использования в современном образовательном процессе. Отмечаются причины и средства внедрения новшеств в образовательной организации. Акцентируется внимание на важности социализации обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 108 см. сайт для УДК здесь https://www.perviy-vestnik.ru/udc/

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Лисовая Ольга Андреевна

ФГКОУ " СОШ №140" Комсомольск -31

учитель начальных классов

Актуальность. В данной статье раскрываются актуальные проблемы необходимости внедрения педагогических инноваций в начальной школе. В ходе сравнения выявляется важность их использования в современном образовательном процессе. Отмечаются причины и средства внедрения новшеств в образовательной организации. Акцентируется внимание на важности социализации обучающихся.

Ключевые слова: инновации; образовательный процесс; социализация обучающихся.

Сегодня школьное образование является самым длительным этапом формального образования для всех, одним из ключевых факторов личного успеха и долгосрочного развития страны.

Целью подготовки миллионов российских школьников является  обеспечение пути инновационного развития страны. Сейчас благополучие наших детей, внуков и будущих поколений зависит от того, насколько мы сможем модернизировать и интеллектуально развивать общее образование.

По мере накопления знаний глобальная цифровая мировая экономика становится все более сложной, и необходимо искать инновационные подходы в процессе школьного образования и воспитания подрастающего поколения.

Термин «инновации» появился сравнительно недавно и в настоящее время прочно интегрирован в педагогическое содержание. В последнее время появилось несколько определений, смысл которых близок:

- вводить что-либо новое;

- новые идеи, методы или устройства;

- успешно использовать новые идеи;

- изменения, которые порождают новые аспекты деятельности;

- уже реализованные идеи.

Синонимами понятия «инновация» являются «открытие», «изобретение». Несмотря на то, что они различаются по смыслу, в любом случае все эти понятия связаны с результатом - творческой деятельностью, творчеством. Однако, по мнению экспертов, если креативность подразумевает появление новых идей, то отличительной особенностью инноваций является их воплощение в практику и как условие распространения инновационного опыта.

Нововведения в начальном образовании направлены в первую очередь на повышение качества образования младших школьников. Но в разные периоды формирования эти опухоли имеют разные цели, задачи, содержание и проявления.

В XVII веке Я. А. Коменский установил систему классного обучения и воспитания детей. Исходя из преемственности дошкольного и начального образования, они создали единую систему образования. Инновации в его системе - это педагогические и образовательные цели.

Жан-Жак Руссо предложил идею, что дети от природы совершенны. Развил в педагогических науках бесплатное образование. Теория основана на том, что она не должна мешать спонтанному развитию детей, а должна в полной мере использовать их волю и чаяния в педагогической среде.

Издатель первого в России детского журнала Н. И. Новиков выступал за воспитание детей в уважении к людям и труду. К. Д. Ушинский отметил, что характер народа должен отражать цели образования и воспитания, то есть поддерживать народное образование в России.

Что заставляет некоторых учителей заниматься инновационной деятельностью? Любой учитель должен быть сложным, творческим. Творческие педагоги должны не только следовать указаниям, но и самостоятельно изучать большое количество наук, методов, публицистической литературы, находить точные технологии и приемы педагогического общения с конкретными классами, коллективами.

Современные учителя начальных классов должны быть готовы к использованию новых технологий и приемов в педагогическом процессе. Инновационные мероприятия являются основными компонентами учебного процесса. Учитель уже не источник информации: ученик самостоятельно извлекает знания и с помощью учителя тестирует их на практике.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» подчеркивается, что содержание образования направлено на обеспечение самоопределения личности, создание условий для самореализации, личностного развития ребенка: опыт приобретения знаний и самосознания, опыт различных мероприятий, подготовку учащихся к осознанному выбору профессии. Таким образом, стандарт нового поколения определяет главный ориентир современного образования - инновационную модель переменного образования, ориентированного на человека.

Учитель жаждет прогресса и хочет изменить свою деятельность - именно этот процесс является инновационным.

Творческая деятельность преподавателя в инновационном курсе проявляется в самых разных, необычных задачах, неординарных действиях, конструктивных предложениях, развлекательных упражнениях, процессе проектирования курса, создании учебной ситуации, учебных материалах, выборе научных фактов, организации творческой работы обучающихся.

Инновационная деятельность включает технологии, обучение и внеклассные инновации. Технологии включают в себя технологии ИКТ, электронные образовательные ресурсы и интерактивные доски.

В основе развития новой системы образования - современные технологии обучения: интернет-технологии, технологии электронной почты, программы компьютерного обучения, сетевые технологии, рефлексы как метод самовыражения и самооценки, технологии обучения, технологии обучения с применением проектного подхода.

Одной из главных целей современной начальной школы является создание необходимых и адекватных условий для индивидуального развития каждого ребенка. Жизнь в меняющихся условиях становится новым стандартом, что требует способности решать возникающие нестандартные проблемы. Послушание, повторение, имитация сменяются новыми требованиями: уметь видеть проблемы, спокойно их принимать и решать самостоятельно.

Внедрение инноваций в образовательные организации объясняется рядом причин:

- кризиса в системе школьного образования;

- потребность в новом сотруднике по вопросам образования;

- широкое распространение цифровых технологий и информации в свете развития глобальных сетей и средств массовой информации;

- ритма современной жизни требует от образовательных организаций определенного успеха и конкурентоспособности.

Интеграция различных инноваций в процесс инновационного развития образовательных организаций посредством:

- применения инновационных технологий, таких как изучение проблем, развитие технологий «критического мышления», информационно-коммуникационных технологий, методов проектирования и исследований в обучении, интерактивных методов и т.д.;

- внедрение новых уроков: представление своих проектов, решение проектных задач, мультимедийные уроки с помощью компьютерных учебных программ, а также внедрение новых творческих задач и методов оценки;

- применение мультимедийной продукции в образовательной деятельности: электронные брошюры, презентации, видеозаписи, виртуальные гиды, специальные учебные программы;

- использовать новые источники информации: электронные библиотеки, интерактивные медиаресурсы, образовательные порталы и другие интернет-ресурсы.

Инновации в сфере образования должны, прежде всего, быть ориентированы на творчество, чтобы быть успешными в любой области применения их способностей. Нововведения должны понимать существенные изменения в содержании образования, методах преподавания и формах контроля качества преподавания.

В процессе использования инноваций ребенок учится работать, выстраивать отношения и налаживать контакты в коллективе. Развиваются необходимые коммуникативные навыки. Таким образом, он встраивается в социальную систему.

Говоря о современных педагогических технологиях, важно иметь в виду, что истинные инновации в педагогике отражают разную интерпретацию методов и технологий преподавания давними забытыми старыми педагогическими истинами. Внедрение инновационных технологий способствует повышению качества образования и уровня подготовки учащихся [4].

Современная система образования должна соответствовать требованиям своего времени. Основная цель программы развития образования - подготовка студентов с высоким интеллектом. На этой основе учителя начальных школ должны применять инновации в своей профессиональной деятельности, иметь возможность взаимодействия с учениками как в классе, так и за его пределами, обладать психологическими навыками, применимыми к каждому ученику.

Таким образом, наиболее важными качествами профессионального учителя, способного достичь высокого уровня педагогических навыков, являются внедрение инновационных школ в учебный процесс, что способствует повышению мотивации учащихся младших классов к обучению, обновлению образовательных технологий, повышению качества образовательных услуг.

Сегодня современная школа считается одной из первых, кто активно ищет инновационные технологии и пути развития, реагируя на изменения в мире.

Таким образом, основным трендом развития инновационного образования является оснащение школ современным компьютерным и мультимедийным оборудованием, повышение квалификации учителей, обобщение и распространение опыта педагогов, которые активно продвигают инновации, повышают их интерес к компьютерным программам, создают методическую информационную базу, позволяющую каждому преподавателю учебного заведения выходить в интернет.

Внедряя инновационные технологии, учителя должны направлять свое мышление на критический анализ содержания и методов деятельности, то есть иметь педагогический рефлекс, который проявляет себя как умение учителя стоять на месте ученика. Обучающиеся, в свою очередь, учатся оценивать свое поведение и мысли, выбирать стратегии обучения, самостоятельно оценивать собственные результаты. В процессе преподавания отношения учителя и ученика неразделимы. Включив умение размышлять в интеллектуальное устройство личности, учитель может научить учеников размышлять. Инновационная методика обучения может служить инструментом для улучшения процесса рефлексии. С помощью анализа проблем, а также методов их решения, имеющихся в распоряжении студентов, можно создавать самонастройки задач, методики гипотезы и оценки результатов. Таким образом, повышается способность учащихся самостоятельно регулировать свою учебную деятельность и общее самообразование.


Список литературы

[1] Григорьева С.Г. К проблеме инновационной деятельности педагога в современных условиях // Среднее профессиональное образование. – 2020. – № 11. – С. 9-12.

[2] Казачихина М.В. Формирование установки на инновационную деятельность у педагогов // Образование и наука. – 2021. – № 2. – С. 42-52.

[3] Кунгурова И.М. Инновационная деятельность и творческое саморазвитие педагога // Педагогическое образование и наука. – 2020. – № 5. – С. 94-97.

[4] Милованова Л.А. Инновационная деятельность учителя начальных классов // Интернет-журнал «Мир науки». – 2018. – № 6. Том 6. – URL: https://mirnauki.com/PDF/20PDMN618.pdf.

[5] Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя : учебно-методическое пособие / И.В. Муштавинская. – 2-е изд. – Санкт-Петербург: КАРО, 2018. – 144 с.

[6] Тулупова О.В. Технология научно-методического сопровождения инновационной деятельности педагогов и педагогических коллективов в муниципальной системе образования // Методист. – 2021. – № 5. – С. 16-20.

[7] Инновации в системе образования: проблемы и тенденции. – URL: https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/prochee/innovatsii-v-sistiemie-obrazovaniiaprobliemy-i-tiendientsii.

© О.А.Лисовая, 2023