Толерантность в процессе общения младших школьников

Исламова Алина Ильнуровна

Аннотация: Данная статья рассматривает значение толерантности в процессе общения младших школьников. Статья также раскрывает представление о воспитании толерантности в младших школьниках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_islamova.docx17.59 КБ

Предварительный просмотр:

Толерантность в процессе общения младших школьников

Автор:Исламова А.И.

Аннотация: Данная статья рассматривает значение толерантности в процессе общения младших школьников. Статья также раскрывает представление о воспитании толерантности в младших школьниках.

Ключевые слова: толерантность, младший школьник.

Актуальной задачей в современных школах является не только воспитание культурной личности, способной к общению и творчеству, но и личности, которая будет проявлять толерантное отношение к окружающим людям.

Толерантность, иначе терпимость, выражается в принятии другого лица таким, какой он есть, уважении иной точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании, а также принятии обычаев, ценностей и еще культуры представителей другой национальности и религии.

В латинском языке «tolerantia» значит терпение. Если взглянуть, что же означает термин «толерантность» в словаре С.И. Ожегова, то обнаружим три слова, тесно связанные между собой по значению: «терпение», «терпеть», а также «терпимость».

Понятие терпимость содержит ряд значений:

1. Значение толерантности связано вместе с терпением, терпимостью, однако это только одна граница трактовки данного неоднозначного определения.

2. Значение содержит в себе момент адаптации человека к чему-либо, кому-либо.

Толерантность для человека играет важную роль, так как она необходима в отношениях с другими людьми. Поэтому для общения с окружающими необходимо укреплять дух толерантности и формировать внимание и солидарность к друг другу.

Проанализировав литературу, можно выделить несколько видов толерантности, но мы рассмотрим коммуникативную толерантность, Коммуникативная толерантность – это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков по взаимодействию [2].

В зависимости от того, насколько дети обладают коммуникативной толерантностью, их можно разделить на три группы по уровню проявления коммуникативной толерантности:

- Высокий уровень – дети уравновешены и хорошо сотрудничают с другими детьми.

- Средний уровень – дети уравновешены, но недостаточно хорошо ладят с другими детьми.

- Низкий уровень – дети неуравновешенны и не способны построить хорошие отношения с окружающими их детьми.

Исходя из вышеперечисленного, можно судить о том, насколько комфортна будет обстановка среди детей для их совместной деятельности.

Толерантность является одновременно и целью межличностного общения, и средством преобразования ситуации. Коммуникативная культура личности младшего школьника понимается как комплекс сформированных знаний и умений в области межличностного общения. Она выражается в толерантном отношении к своим одноклассника, друзьям, в умении контролировать и регулировать свое речевое поведение, грамотно аргументировать свою позицию, продуктивно сотрудничать с помощью вербальных и невербальных средств и способов общения.

Необходимо учитывать особенность толерантности – способность человека понимать и принимать множественность и многообразие бытия и признавать неизбежность сосуществования различий. Случайные наблюдения, передачи по телевидению (плохо прокомментированные); неудачный опыт собственного общения могут сформировать отрицательную позицию по отношению к «другим». Основные позиции, обращенные к ближайшему будущему, могут быть обозначены следующим образом: толерантность требует гибкости. Толерантность – это не только правило обращения с ценностями, она сама является универсальной ценностью.
Рассмотрим примеры проявления толерантности в общении младших школьников на уроках в школьном учреждении:

Пример 1. Учитель решил провести дискуссию на тему «Что значит быть добрым?». Младшие школьники разбиваются на четыре группы, каждая из которых обсуждает поставленный вопрос и отстаивает свою точку зрения. Учитель следит за ходом дискуссии, помогает учащимся, направляет ход дискуссии, чтобы учащиеся могли самостоятельно сделать необходимые выводы. Во время дискуссии ученики перебивали друг друга при высказывании своей точки зрения, пытались опровергнуть точку зрения другого человека, доказать, что тот неправ. После окончания дискуссии все сказанное обобщается и делается вывод о том, что быть добрым значит быть терпеливым и снисходительным, допускать другое видение и мнение, следовательно, быть толерантным. В конце урока учитель проводит фронтальную беседу с младшими школьниками с целью выявления трудностей, возникших у учащихся в процессе дискуссии. Это были трудности в умении сдерживать себя, в умении терпимо относиться к высказываниям выступающих и противоположной точке зрения, было тяжело объяснить свою точку зрения спокойным тоном.

Пример 2. Учитель предложил младшим школьникам на уроке чтения разделиться на две команды и придумать свою мини-сценку на тему «Мой герой». Разделившись на три команды, ученики приступили к обсуждению того, как они будут показывать сценку, кто будет главным героем, а кто второстепенным. В ходе обсуждения в одной из команд разгорелась бурная дискуссия на данную тему. Каждый участник этой команды громко высказывал свою точку зрения, перебивал своего товарища по команде, не пытался дослушать то, что говорит другой ребенок. Это привело к тому, что команда не смогла прийти к общему мнению, так как не один из младших школьников команды не проявил себя толерантным в данной ситуации.

А в другой команде участники выслушали по очереди точку зрения каждого, не перебивая друг друга. После чего приступили к осуждению того, кто будет главным героем, а кто – второстепенным. Благодаря тому, что каждый участник команды проявил толерантность по отношению к другому (выслушал точку зрения другого, спокойно высказал свою точку зрения, сумел договориться, не перебивая своих одноклассников и т.д.), команда смогли прийти к общему решению и распределить роли для участия в мини-сценке.

Таким образом, рассматривая примеры проявления толерантности в общении младших школьников в школьном учреждении, мы пришли к выводу, что основой гуманного отношения к людям является способность к сопереживанию, к сочувствию, которое проявляется в самых разных жизненных ситуациях, к понимаю другого человека. Поэтому считается, что у детей младшего школьного возраста нужно сформировать не только представление о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства. Только в этом случае ребенка можно научить принимать и воспринимать чужие трудности и радости как свои, адекватно воспринимать мнения других детей.

Литература:

1.        Андриенко, Е. В. Социальная психология: Учеб. пособие для студентов пед. ун-тов [Текст] // Андриенко Е. В.  – М.: Академия, 2003. – 264 с.

2.        Безюлева, Г.В Толерантность в педагогике [Текст] // Безюлева Г.В.,  Шеламова Г. М.  - М.: АПО, 2002. – 92 с.

3.        Безюлева, Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение [Текст]  // Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова. - М. : Вербум-М, 2011. - 168 с.

4.        Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка // Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. - Изд. 6-е, стереотипное, - Издательство "Советская энциклопедия", - Москва, 1964 г.