Формировании читательской грамотности.

Скоромина Елена Викторовна

Мы сегодня поговорим о формировании читательской грамотности.

          У Льва Семеновича Выготского  читаем высказывание, что чисто механическая способность читать скорее задерживает, чем продвигает вперед культурное развитие ребенка. Речь идет о каком то другом чтении, это не просто навык складывании звуков, а нечто иное.

В нашей образовательной среде фигурирует два понятия: читательская грамотность и смысловое чтение. Часто эти понятия смешиваются и для того, чтобы более понятно было мы дали себе определение, чтобы устранить не столько путаницу, сколько более точно использовать их мы вспомним откуда они пришли

Читательская грамотность это понятийный аппарат международных исследований PIRLS и  PISA, а понятие смысловое чтение – это концепция  развития универсальных учебных действий которые до недавнего времени трактовали  ФГОС. Во ФГОС это понятие фигурировало  в метапредметных результатах.

          Обществом уже осознано значение непрерывного образования, связанного с необходимостью для человека сменить несколько видов деятельности в течении жизни. Умение читать уже не может считаться способностью, в раннем школьном возрасте и  не может сводится лишь к овладению навыков техники чтения.

Есть понятие формальной грамотности - это владение навыками и умениями техники чтения а функциональная читательская грамотность- это способность человека свободно использовать эти навыки для извлечения информации из реального текста- его понимания, сжатия, трансформации этого текста. Алексей Алексеевич Леонтьев об этом говорил. Грамотность это не только выделять, слова, ставить переносы или правильно сочетать слова в предложении. Грамотность вообще –это умение использовать полученные знания в течении жизни. Про ребенка дошкольного возраста мы говорим о предпосылках  к читательской грамотности.

 Международное исследование PIRLS   констатирует что у младшего школьника – это способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей определяемых обществом и/или ценных для индивида. Младшие школьники читают, чтобы учиться, чтобы участвовать в школьных и внешкольных читательских сообществах и для удовольствия. А в дальнейшем для детей общей школы исследования PISA, для 15 летних подростков, Читательская грамотность это способность человека понимать и использовать письменные текты размышлять о них  и заниматься чтением, для того чтобы достигать соих целей, расширять свои знания и возможности участвовать в социальной жизни.

НЕ знаю как современные реалии повлияют на участие в международных исследованиях, но мониторинги и исследования внутренние продолжаются  и заложены во все стандарты в том числе и в предметные результаты и метапредметные умения, а это и есть наша функциональная грамотность.

Нужно ли готовить ребенка в раннем возрасте к чтению

читаем у Марьям Михайловна Безруких (доктор педагогических и физиологических наук)разложила навык чтения на несколько видов основных психофизических процессов составляющие основу деятельности при чтении:

  • развитие речи
  • фонетико – фонематическое восприятие
  • произвольная организация и регуляция деятельности
  • внимание (избирательное внимание)
  • восприятие (диференцированное,  помехоустойчивость, константность)
  • зрительная память, зрительный контроль и коррекция
  • зрительно – пространственное восприятие
  • рабочая память
  • координация и регуляция артикуляционных движений
  • последовательное слияние фонем(звуков)

Она констатирует,  что процесс чтения очень сложен, а способность различать и называть буквы-только один   элемент этого процесса, большое значение здесь имеет сформированность механизмов внимания, памяти, произвольной регуляции деятельности. Выготский об этом и говорил, это и составляет основу смыслового чтения.

Техника чтения и скорость чтения это все замечательно, но важнее не выпаливать слова без понимания.  Что нужно ,чтобы ребенок начал читать осмысленно. Во главе всего - развитие речи. В дошкольном отделении это всегда есть в любой программе и какую бы технологию или метод мы бы не взяли везде это присутствует и уделяется этому внимание. Мы эту работу производим , только она иногда незаметна. Теневая работа , не сразу видна глазу. Ребенок научился читать- да, выучил стихотворенье – виден результат, нарисовал картинку – виден результат, а то что называется фонетико – фонематическим восприятием -этого результата мы можем и не увидеть, особенно наши родители , не могут этого результата увидеть, произвольная регуляция своей собственной деятельности, то есть определенные волевые усилия, которые позволяют ребенку совершать , решать и реализовывать определенную деятельность ,особенно тогда ,когда эта деятельность не слишком интересна ребенку в данный момент. Что это за волевое усилие – Я  хочу играть, но буду рисовать картинку, даже если играть или гулять мне хочется гораздо больше. Это все возникает не спонтанно , это серьезная педагогическая работа, точно так же как и работа по развитию внимания ребенка. Сложнейшая работа и сложнейший психический процесс которой характеризуется многими составляющими, в том числе объем внимания, концентрация внимания, длительность внимания. И все это должно быть в сфере нашего педагогического внимания.  Педагог об этом помнит постоянно и постоянно ориентирует наших детей, не только когда он проводит занятие по определенным видам деятельности, а более того тогда когда проводит занятия по развитию речи, много других поводов, ситуаций в которых мы будем развивать и внимание и восприятие и память ребенка.  И отдельно зрительно – пространственное восприятие  и то, что называется оперативной памятью или рабочей памятью и, то, что отработано до автоматизма и используется ежедневно.  Координация и регуляция артикуляционных движений тоже необходима, то есть чистое звукопроизношение, правильное произношение звуков родного языка, артикулирование без каких либо дефектов, отклонений требующих коррекции в произношении звуков. Это не менее важно ,чем фонетико – фонематическое восприятие и далее говорим о том ,что в старшем дошкольном возрасте этого результата мы должны достичь.

          Тут может встать вопрос нужно ли учить читать в дошкольном возрасте. Вот тут мы и определимся – мы уже делаем это УЧИМ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ через развитие речи, грамматической произносительной, лексической  стороны речи , в развитии связной речи мы учим читать и осознавать разные тексты. Когда мы развиваем фонематический слух учим различать звуки родного языка. Без работы с текстом не возможно осознанно чтение, без саморегуляции, без осознанного внимания. ТО есть только приходит ребенок, мы начинаем учить ребенка читать. А когда родители просят педагога чтобы ребенок читал в три года… ну будет , а зачем? Ломаем психику нашего ребенка во имя чего? Какая в этом необходимость? Всему свое время. Говорим родителям. А если мы последовательно в соответствии  с вышесказанным проводим адекватную педагогическую работу, то и ребенок будет читать  отдельные слова, возможно предложение. Вот то, что говорили это и есть читательская грамотность - это является основой читательской грамотности, выстраивается направление процесса приобщения ребенка к книге с раннего дошкольного возраста. Но необходимо это делать в соответствии с писхо-физическими особенностями возраста. Тут мы говорим о предпосылках читательской грамотности

В начальной школе результаты освоения образовательной программы трехкомпонентные предметные, метапредметные и личностные. Наши стандарты соответствуют  международным трендам стран развития экономического содружества эта организация и была инициатором таких исследований качества образования. И тут нужно сказать ,что читательская грамотность близка к грамотности информационной т.е. умение работать с разной информацией, анализировать интерпретировать использовать. В нашем случае это книга.  И мы постоянно используем книги как источник информации. Т.Е. информационная грамотность это способность к информационному обмену, степень освоения языковых норм, которые позволяют осуществлять информационных обмен с окружающей средой. Тогда можно сказать ,что информационная грамотность даже шире ,чем читательская. Мы можем получить информацию, например из листовки, картинки, рисунка. Т.е. у развитого читателя  должны быть развиты предпосылки читательской грамотности в дошкольном возрасте т.к. в начальной школе оцениваются  читательские умения такие как :

1. найти информацию в явном виде

2. сформулировать выводы на основе информации

3. интерпретировать и обобщить информацию

4. Проанализировать и оценить содержание ,языковые особенности и структуру текста