Организация групповой и парной работы на уроках в условиях ФГОС

Ермолаева Елена Александровна

Важнейшей задачей учителя начальных классов сегодня является повышение качества и эффективности образовательной деятельности путем формирования у учащихся предметных, метапредметных и личностных результатов. Для педагога это непросто, часто возникает вопрос: каким образом реализовать новые требования к образованию детей? Использование различных форм работы с младшими школьниками на уроках и внеурочных занятиях – путь к повышению качества и эффективности образовательной деятельности в начальных классах, успешности последующего обучения в школе.

Цель педагогического опыта: повысить качество и эффективность образовательной деятельности в начальной школе посредством организации на уроках и внеурочных занятиях различных форм работы младших школьников.

Задачи:

· способствовать активизации познавательной деятельности младших школьников, вызвать их интерес к изучению учебных предметов и курсов внеурочной деятельности, изучаемых в начальной школе;

· создать условия для формирования и развития критического мышления младших школьников, их речи и коммуникативных качеств, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности, умения работать в парах, группах, командах, совершенствуя опыт сотрудничества, индивидуально.

Форма организации учебной деятельности на уроках важна для более эффективного проведения урока. Выделяют разные формы организации: индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.

            Индивидуальная работа подразумевает отдельную самостоятельную работу учащегося, подобранную в соответствии с уровнем его подготовки. Это может быть работа по карточке, с картой, с таблицей и т.д. Данная форма организации может быть применена на любом этапе урока. Целесообразно использовать при закреплении нового материала, обобщении и повторении пройденного материала.

Однако, у индивидуальной работы есть серьезный недостаток: способствуя воспитанию самостоятельности обучающихся, она несколько ограничивает общение между собой, стремление передавать свои знания одноклассникам.

Одна из интерактивных форм современного обучения, которая входит в жизнь как требование времени является технология организации парной и групповой работы школьников. Она является составной частью учебной деятельности.

С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности, учить его мыслить, организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в ходе учебной дискуссии, учебного диалога.

Идеальной формой для сотрудничества и взаимопомощи является парное обучение работа в паре – это выполнение задания двумя учениками, которые, общаясь и взаимодействуя, выполняют решение задачи, направленной на получение общего итога.

В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить.

Групповая форма организации учебной деятельности предполагает выполнение одинаковых или дифференцированных заданий малыми группами учащихся (2 - 6) человек при их сотрудничестве внутри групп и при опосредованном руководстве учителя.

Групповая форма обучения - это некое среднее звено, диалектически соединяющее в себе особенности фронтальной и индивидуальной работы. От фронтальной работы групповая вбирает в себя возможности общения, от индивидуальной - все плюсы детской самостоятельности.

Вводить элементы групповой формы работы на уроках можно уже с первого класса. Сначала ребята работают парами. Работая в паре, учащиеся могут проверять друг у друга домашние задания, словарные диктанты, технику чтения. Со временем от работы в парах можно перейти к работе в группе учащихся из четырех человек и более. От класса к классу будут создаются всё более благоприятные условия для групповой формы работы, так как учащиеся овладевают необходимыми навыками и умениями работы в группе.

Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в группе:

1. По желанию.

2. Случайным образом.

3. По определенному признаку.

4. По выбору «лидера».

5. По выбору педагога.

При использовании на уроке групповой работы учеников важно выработать определенные правила поведения как для работы в самой группе, так и для соблюдения общего порядка в классе. Например:

  1. Работать дружно.
  2. Уважать мнение всех членов группы.
  3. Не согласен – предлагай!
  4. Работать тихо, чтобы не мешать другим.

Достоинствами этой формы является то, что каждая группа работает в своем темпе, дети активны, чувствуют себя комфортно в ситуации взаимопомощи и отсутствия непосредственного контроля учителя; снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач; происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу; улучшается психологический климат в классе, групповая работа способствует развитию толерантности, умение вести диалог и аргументировать свою точку зрения

Но при организации групповой работы следует помнить, что учащиеся в группах не всегда могут полно и глубоко разобрать учебный материал, избрать самый экономный путь его изучения. Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий. Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя. При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников. Иногда разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.

Приведем примеры групповой работы на уроках русского языка

Тема: «Типы текстов. Закрепление» 4 класс

На уроке закрепления по теме «Типы текстов» ведётся работа в 6 группах. С помощью опорных слов группы составляют предложения на тему «Осень». 1 – 2 группы – текст-повествование на тему «Осень пришла», 3-4 группы – текст-описание на тему «Осенний лес», 5-6 группы – текст-рассуждение на тему «За что я люблю осень». Составив три текста и соединив их в один, получается единый текст на тему «Осень», который можно использовать на уроках развития речи при написании сочинений.

Опорные слова для групп:

1 и 2 группы:  текст-повествование

Сентябрь, небо, облака, ветерок, воздух, листья, трава.

птичьи песни, лесные жители, дожди, прохлада

3 и 4 группы: текст-описание

Берёза, осина, дуб, клён, оранжевые, жёлтые, багровые, пёстрая метель

листья горят, разноцветный ковёр

5 группа:  текст-рассуждение- За что я люблю осень?

русский лес, яркие краски, за что я люблю…, солнечные деньки

6 группа:

удивительное время года, листопад, настроение, прогулка

На уроке русского языка повторения темы «Состав слова» используется вид групповой работы «Снежный ком». Он состоит из трёх этапов: индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах.

Первый этап работы по учебнику (индивидуальный).

Работа по учебнику

Упражнение 1 – поиск слов, образованных суффиксальным способом, (отработка умения находить и выделять суффиксы в словах). Учитель может предложить ученикам записывать сначала слово, от которого образовалось найденное слово, а потом выделять суффиксы. Выполняется фронтально, письменно. Запись:

ёлка (к//оч) – ёлочкалисток (ок//оч) – листочек;

трава – травинка; берёза – берёзка; осина – осинка

Второй этап (работа в парах)

Упражнение 3 – отработка умения образовывать слова по заданной модели. Выполняется в парах, письменно. Во время проверки ученики должны называть способ образования слов первой группы (приставочно-суффиксальный) и слов второй группы (суффиксальный), определить, что обозначают все вновь образованные слова (признак предмета), на какой вопрос отвечают (какой?), как называются (имена прилагательные).

Третий этап (работа в группах)

1. Найти в каждой группе слов лишнее, т.е. отличающееся от других слов группы по своему составу. Учитель подсказывает ученикам, что это задание связано с изучаемой темой. Возможные группы слов:

I группа – забег, заплыв, закон, запуск (лишнее слово – закон, в нем нет приставки);

II группа –чайник, кофейник, молочник, веник (лишнее слово веник, в нем нет суффикса, оно, в отличие от других слов не образовано суффиксальным способом);

III группа – посмотрит, победит, подумает, погрустит (лишнее слово победит, в нем нет приставки, оно не образовано приставочным способом);

IV группа – косточка, шапочка, звёздочка, ленточка (лишнее слово шапочка, единственное слово, образованное не с помощью суффикса –очк-, а с помощью суффикса –к- (к//оч) от слова шапка.

Каждая группа записывает оставшиеся три слова и разбирает их по составу.

Таким образом, технология организации парной и групповой работы школьников создаёт благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке и во внеурочной деятельности, где ребёнок овладевает навыками самостоятельной работы, становясь в позицию исследователя. Результативность опыта: - положительная динамика в развитии познавательной активности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности; - рост интереса и мотивации учащихся к предметам, развитие творческих способностей; - повышение самостоятельности выполнения работ; - способность обучающихся к самоанализу; - сформированность практических навыков сотрудничества; - активное включение детей в исследовательскую деятельность.

Список литературы

 

  1. А.Б.Воронцов. Практика развивающего обучения по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова / Из опыта работы ЭУК «Школа развития» (подразделения школы №1133 г. Москвы). – М.:ЦПРО «Развитие личности»,1998
  2. А.Б.Воронцов. Основные составляющие развивающего эффекта образовательной системы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. – М.,2000
  3. С.Танцоров. Групповая работа в развивающем образовании. Исследовательская разработка для учителя. – Рига: ПЦ «Эксперимент», 1997
  4. И.В.Носова. Особенности работы в малых группах – «Начальная школа плюс до и после»,№6 – 2004 г., стр. 69