Опыт работы по адаптивному обучению в начальной школе

Опыт работы по адаптивному обучению.

Одной из важнейших задач основного общего образования в соответствии с ФГОС является обеспечение условий для индивидуального развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения — детей с ОВЗ. Инклюзивное образование – это предоставление равных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья. Цель - адаптация учебного процесса к индивидуальным возможностям ребёнка, т.е. вся система подстраивается под потребности и возможности конкретного обучающегося.     

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы по адаптивному обучению.

Одной из важнейших задач основного общего образования в соответствии с ФГОС является обеспечение условий для индивидуального развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения — детей с ОВЗ. Инклюзивное образование – это предоставление равных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья. Цель - адаптация учебного процесса к индивидуальным возможностям ребёнка, т.е. вся система подстраивается под потребности и возможности конкретного обучающегося.     

Очень важно объяснить родителям, что ОВЗ не инвалидность. Это педагогическое понятие, а «инвалидность» — медицинский термин. Статус ОВЗ даёт психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), а инвалидность устанавливают врачи. У ребёнка может быть инвалидность без статуса ОВЗ. Например, у ребят с сахарным диабетом. И наоборот: ребёнок с задержкой развития может не иметь инвалидности. 

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья вызывает множество вопросов у родителей. В какую школу должен ходить такой ребёнок? Может ли он учиться вместе со сверстниками? Какие условия должна создать для него школа?

Психолого-медико-педагогическая комиссия в зависимости от тяжести нарушения здоровья ребёнка предлагает ему обучение по одному из четырёх вариантов:

  • Первый — если ребёнок близок к возрастной норме и способен усваивать обычную школьную программу в срок.
  • Второй — если ребёнок может усвоить программу, но ему нужно на это больше времени. 
  • Третий — ребёнок может учиться, но не сможет усвоить весь материал даже за больший срок.
  • Четвёртый — у ребёнка индивидуальный уровень конечных результатов, обычно это дети с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, которые учатся по СИПР.

Заключение ПМПК действует в течение календарного года с даты его подписания или в течение срока, указанного в самом заключении (при представлении заключения в школу до истечения срока оно действует в течение всей текущей ступени образования или в течение срока, указанного в самом заключении). После окончания начальной школы ребёнок снова проходит комиссию. Здесь возможны три варианта развития событий:

  • диагноз снимают, и школьник переходит в класс нормы;
  • диагноз продляют;
  • диагноз меняют на другой в зависимости от новых показателей.

Если ученик с ОВЗ успешно освоил программу и прошёл итоговую аттестацию, он получает обычный аттестат.

Очень важно отметить, что заключение ПМПК, в котором определяется программа для обучения конкретного ребёнка, носит рекомендательный характер, то есть родители могут не отдавать документы администрации школы. Но тогда ребёнок не сможет рассчитывать на специальные условия, которые должна обеспечить школа для обучения детей с ОВЗ.

Выделяют несколько форм обучения детей с ОВЗ: в инклюзивном классе массовой школы, в коррекционном классе массовой школы, в коррекционной школе, надомное образование, семейное образование.

Инклюзивное обучение предполагает, что дети с ОВЗ и здоровые учатся вместе в одном классе, на равных проводят перемены, посещают столовую или школьные праздники.

У инклюзивного обучения есть преимущества: дети с ОВЗ находятся вместе со здоровыми, и ребята быстро привыкают к тому, что все люди разные; школьники учатся взаимопомощи и развивают эмпатию.

Однако инклюзия считается спорным вариантом обучения, потому что имеет ряд проблем:

  • Школа по месту жительства не имеет права отказать ребёнку в обучении, но в это же время не имеет права его взять без создания специальных условий, например наличия пандусов. Создание специальных условий может стать проблемой, которую школа не в силах решить самостоятельно. Так, не в каждой образовательной организации есть бюджет на то, чтобы иметь в штате дефектолога и тьютора.
  • Администрации некоторых школ принимают детей с ОВЗ, чтобы получить статус «инклюзивной школы», но не отправляет преподавателей на переквалификацию. В результате учителя просто не знают, как работать с классом, в котором есть ребёнок с проблемами со здоровьем. 
  • Многие родители стремятся к тому, чтобы их ребёнок с ОВЗ «был как все», и совершенно забывают про его индивидуальные потребности. А родители детей с нормой не всегда готовы к тому, что в их классе учится школьник с ОВЗ. Всё это порождает психологические травмы и конфликты.

Родителям, имеющим справку ПМПК, необходимо обговорить все нюансы обучения данного ребенка в той школе, в которую они хотят его отдать. Если все условия созданы, можно рассчитывать на положительный результат.

Требования к специальным условиям получения начального общего образования установлены Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598)

Вариант программы 7.1.

Вариант 7.1 предназначен для образования обучающихся с ЗПР, достигших к моменту поступления в школу уровня психофизического развития, близкого возрастной норме, позволяющего получить НОО, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки. Одним из важнейших условий является устойчивость форм адаптивного поведения.

Вариант программы 7.2.

Вариант 7.2 предназначен для образования обучающихся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом.

Важно отметить, что обязательные коррекционные курсы являются составной частью адаптированной образовательной программы и являются для обучающегося бесплатными. Реабилитационно-коррекционные мероприятия могут реализовываться как во время внеурочной деятельности, так и во время урочной деятельности. 

     

И в заключении хочется сказать:

Все обучающиеся с ОВЗ испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности или поведения. Образование обучающихся с ОВЗ предполагает ту или иную форму и долю обязательной социальной интеграции обучающихся, что требует регулярного и качественного взаимодействия педагогов и специалистов школы. Также предусматривается организация регулярного обмена информацией между специалистами, учителями и семьей.

 Таким образом, адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с ОВЗ направлена на формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.