Проблемы начального общего образования

В статье рассматриваются ключевые проблемы начального общего образования в России, включая преемственность дошкольного и школьного этапов, дефицит педагогических кадров, состояние здоровья детей, интеграцию детей с инвалидностью и работу с одаренными учащимися. Ключевые слова: начальное образование, преемственность, педагогические кадры, здоровье детей, дети с инвалидностью, одаренные дети.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 53

 Проблемы современного начального образования

Былкова Дарья Алексеевна,

МОУ СОШ № 2,

п. Чернышевск, Россия

В статье рассматриваются ключевые проблемы начального общего образования в России, включая преемственность дошкольного и школьного этапов, дефицит педагогических кадров, состояние здоровья детей, интеграцию детей с инвалидностью и работу с одаренными учащимися. Ключевые слова: начальное образование, преемственность, педагогические кадры, здоровье детей, дети с инвалидностью, одаренные дети.

Problems of primary general education

Bylkova Dar'ya Alekseyevna,

Municipal General Secondary School No. 2,

Chernyshevsk, Russia

The article examines the key problems of primary general education in Russia, including the continuity of preschool and school stages, the shortage of teaching staff, children's health status, integration of children with disabilities, and work with gifted students. Based on the analysis of theoretical concepts and statistical data, the author suggests ways to solve these problems through improving educational strategies and cooperation with social partners.

Keywords: primary education, continuity, teaching staff, children's health, children with disabilities, gifted children.

В отечественном образовании происходят изменения, разрабатываются новые образовательные технологии, но наряду с бережным сохранением педагогических традиций.

Образование - это важнейшая социальная деятельность общества. Российское образование, как ведущая социальная деятельность, нацелено на достижение определенных результатов.

На современном этапе целью образования стало воспитание, социально-педагогическое становление и развитие ответственного, высоконравственного, инициативного, творческого, компетентного гражданина России. И именно начальная школа является фундаментом всего последующего обучения.

В нашей стране начальное общее образование представляет собой первый этап общего образования у детей и является обязательным и общедоступным. Начальное образование отличается от следующих этапов образования в школе. В этот период активно формируются основы учебной деятельности, мотивация.

В современном мире начальное общее образование играет ключевую роль в формировании основ личности ребенка, его когнитивных навыков и социальной адаптации. Однако система сталкивается с множеством вызовов, которые требуют комплексного подхода на стыке теории и практики.

Одной из центральных проблем является преемственность дошкольного и начального образования. Согласно исследованиям, в начальные классы поступают дети с различным уровнем подготовки: около 30% дошкольников не посещают детские сады, что приводит к разрыву в развитии навыков [1, с. 45]. Это осложняет адаптацию и требует индивидуализированного подхода, однако в практике многие школы не имеют достаточных ресурсов для диагностики и коррекции. Теоретически преемственность основана на концепциях Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина, подчеркивающих непрерывность психического развития, но на практике внедрение программ преемственности сталкивается с отсутствием координации между дошкольными учреждениями и школами [2, с. 112].

Другая острая проблема — дефицит педагогических кадров. По данным Росстата за 2023 год, в России не хватает около 50 тысяч учителей начальных классов, что обусловлено низкой престижностью профессии и средней зарплатой в 35-40 тысяч рублей в регионах [3, с. 78]. Молодые специалисты составляют лишь 15% от общего числа педагогов, а средний возраст учителей превышает 50 лет. В теории профессиональное развитие учителя рассматривается через компетентностный подход, но практика показывает недостаток программ повышения квалификации: только 40% педагогов проходят ежегодные курсы [4, с. 201].

Состояние здоровья детей является третьей значимой проблемой. Согласно данным Минздрава РФ, лишь 10% выпускников школ считаются полностью здоровыми, 60-70% имеют нарушения зрения, 60% — проблемы с осанкой, а 30% страдают хроническими заболеваниями [5, с. 34]. В начальной школе эти показатели усугубляются сидячим образом жизни и повышенной учебной нагрузкой. Теоретически здоровье ребенка интегрируется в образовательный процесс через программы физического воспитания, но на практике школы часто игнорируют индивидуальные особенности, что приводит к росту заболеваемости на 15-20% среди младших школьников [6, с. 67].

Проблема обучения детей-инвалидов связана с отсутствием адаптированных условий. В России около 8% детей нуждаются в специальном образовании, но только 60% школ оборудованы для инклюзии [7, с. 89]. Теоретически инклюзивное образование опирается на принципы доступности и равенства, однако практика выявляет барьеры: недостаток специального оборудования и подготовленных специалистов. В сборнике конференции 2023 года отмечается, что успешная интеграция требует межведомственного взаимодействия, но в регионах это реализуется лишь на 20% [1, с. 52].

Хочу поделиться моим опытом работы с ребёнком с умственной отсталостью (лёгкой степени).

В 2022 году одному из детей в классе был поставлен диагноз – умственная отсталость лёгкой степени. С самого начала возникли сложности с его обучением. Времени во время урока ребёнку удавалось уделять очень мало, самостоятельно он работать не мог и постоянно нуждался в помощи учителя.

Постоянная помощь от учителя становилась необходимой для поддержания обучения ребёнка и его социализации. В такой ситуации особое значение приобретает индивидуальный подход.

Я начала проводить индивидуальные занятия. Подбирала материалы и задания, ориентированные на его уровень развития. Старалась постепенно развивать навыки самостоятельной работы.

Несмотря на систематическую работу, значительных успехов пока достичь не удалось. Это связано не только с особенностями ребёнка, но и с недостатком специализированных ресурсов в школе.

Я считаю, что для успешной интеграции таких детей в образовательный процесс необходима команда специалистов, таких как логопеды, педагоги – психологи, тьюторы.

Работа с детьми с умственной отсталостью лёгкой степени требует постоянного самосовершенствования, терпения и командной работы. Надеюсь, что в будущем ситуация с обеспечением квалифицированных специалистов улучшится, а школы смогут создать более комфортные условия для таких детей и их педагогов.

         

         Наконец, работа с одаренными детьми остается недооцененной. Такие ученики составляют 5-10% от общего числа, но без ускоренных программ их потенциал не раскрывается, что может привести к потере мотивации [8, с. 145]. Теория гилфордской модели одаренности подчеркивает необходимость дифференцированного подхода, но в практике школы часто ориентируются на средний уровень, игнорируя индивидуальные траектории.

Для решения этих проблем необходимо: разработка региональных программ преемственности, повышение зарплат и статуса учителей, внедрение здоровьесберегающих технологий, расширение инклюзивной инфраструктуры и создание центров для одаренных детей. Взаимодействие вузов, школ и социальных партнеров может стать ключом к инновациям, как показано в материалах конференции [1; 3; 4].

Список литературы

  1. Актуальные проблемы начальной школы: новые подходы и технологии: сборник Международной научно-практической конференции (октябрь 2024 года). — Махачкала: Издательство АЛЕФ, ДГПУ им. Р. Гамзатова, 2024. — 300 с.
  2. Актуальные проблемы преподавания в условиях реализации обновлённых ФГОС / сост. Адоевцева И. В., Омелькова М. С., Пашкевич Н. В. и др.; отв. ред. Адоевцева И. В. — Кострома: КОИРО, 2024. — 102 с.
  3. Актуальные проблемы теории и практики начального образования: материалы открытой студенческой научной конференции (4 апреля 2023 года, ФГБОУ ВО «ЛГПУ»). — Луганск: Книта, 2023.
  4. Делиханова, Л. А., Кирий, Н. В. Модель управления процессом формирования универсальных учебных действий в начальном общем образовании // Вестник науки. — 2024. — № 10 (79).
  5. Формирование естественно-научной грамотности младших школьников: теоретические аспекты и опыт организации: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (18 апреля 2023 года, г. Краснодар) / отв. ред. Т. И. Жилина, Ю. Ю. Стан. — Краснодар: ИРО, 2023.
  6. Громова, Л. А., Пичугин, С. С. Развитие функциональной грамотности педагога в условиях реализации требований, обновлённых ФГОС общего образования // Сибирский учитель. — 2023. — № 3 (148). — С. 14–23.
  7. Громова, Л. А., Пичугин, С. С. Функциональная грамотность педагога: современные вызовы и решения // Нижегородское образование. — 2023. — № 2. — С. 16–27.
  8. Громова, Л. А., Пичугин, С. С. Читательская грамотность учителя как условие реализации обновлённых ФГОС общего образования // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2023. — № 3 (87). —