Информационная технология на уроках производственного обучения

Инсапова Римма Вагизовна

 

 

 

Производственное обучение является основой профессионального становления учащегося НПО, формирования его профессиональной культуры в рамках осваиваемой профессии. Являясь мастером производственного обучения на профессии «Закройщик» считаю целью своей деятельности – подготовку конкурентноспособной личности на рынке труда, которая наиболее полно может реализовать свои лучшие интеллектуальные и нравственные качества. Для реализации этой цели ставлю перед собой несколько задач:

- развивать у учащихся осознанное желание учиться;

- прививать стремление к познанию истины, всего нового передового;

- развивать кругозор, эрудицию, творческое воображение;

- научить использовать передовой опыт в своей деятельности, т.е. умение сравнивать, анализировать, обобщать, стремление познать и разобраться в сущности происходящих процессов, умению ориентироваться в потоке информации (поиск, обработка, хранение, использование).

В свою очередь учащиеся усваивают новую для них информацию и включают её в систему своей мыслительной деятельности, в ходе которой достигается понимание и усвоение учебной информации, перекодирование её на индивидуальный способ осмысления и воспроизводства, как в речевой, так и в практической деятельности.

Учащемуся и мастеру производственного обучения присущи разные виды деятельности и разные функции в процессе обучения, даже разный предмет деятельности. Мастер создаёт условия для успешной деятельности; организует учебную информацию, выполняет конструктивные функции; регулирует учебные действия; организует опорные элементы учебной деятельности; создаёт ориентировочную основу действий учащихся; направляет процесс учебного познания; осуществляет информационно-коммуникативные функции; контролирует и корректирует деятельность учащихся. А ученик познает, усваивает, анализирует продукт деятельности мастера производственного обучения - информационные структуры в виде информационного сообщения задач, объяснения, вопросов и т.д. В связи с этим особое значение приобретает использование информационных технологий обучения.

Первым условиемиспользования информационных технологий обучения является система развивающих и развивающихся структур учебной информации, которые предопределяют развитие учебной деятельности. Информационной основой процесса производственного обучения служат предметное содержание информации и нравственные категории. Чтобы обучение имело наибольший воспитательный, общеобразовательный эффект, необходимо придать учебной информации такую структуру, которая способствовала бы и психическому развитию обучающихся. Прежде всего это учебные задачи, где учащиеся преобразовывают предметную информацию в смысловое её содержание.

Возьмем для примера задачу: Разработать серию эскизов эстрадного костюма для конкретного исполнителя. Эту задачу можно разделить на следующие компоненты:

-         придумывание имиджа,

-         вариантов макияжа,

-         головных уборов,

-         украшений

-         прически.

Второе условие.При переводе информации в учебную задачу интеллектуальные операции не должны исключать эмоциональную сторону познания. Таким эвристическим методом закройщики одежды пользовались всегда. Этот метод состоит в поиске сходных чужих идей (журналы мод, выставки, показы моделей одежды, посещение магазинов и т.д.), в тщательном анализе их достоинств и недостатков.

Применение этого метода позволяет решить трудную задачу, используя чужой опыт проектировании. Например, чтобы справиться с очень рыхлой тканью, предложенной для моделирования верхней одежды, нужно просмотреть как справляются с этим другие, и это натолкнет на совершенно новые идеи для решения поставленной задачи.

Третье условие.Субъективная позиция учащегося, осознание и принятие им цели познания и самооценка имеющихся средств для решения и получения результатов. Психологическая позиция учащегося определяет мотивированный план действий, в зависимости от степени сложности проблемных ситуаций-задач. Решение проблемных задач протекает в фазах:

-         осознание проблемы,

-         гипотетическое решение,

-         предвидение его результатов,

-         выполнение решения и проверка решения,

-         изменение формулировки задачи для расширения поиска ее решения.

Так, например, закройщик, разрабатывая план проектных мероприятий, ставит перед собой стратегическую задачу разработки конкретных действий.

Если дано задание спроектировать, например, плащ, то возможны следующие виды формулировки:

      Придумать дождевик из непромокаемой или водоотталкивающей ткани, полиэтиленовой пленки и пр.;

      Придумать такой дождевик, чтобы вода стекала с него определенным образом или накапливалась в микроскопических емкостях;

      Придумать такой дождевик, чтобы капюшон  путем нажатия на кнопку превращался в небольшой зонтик над головой;

      Разработать плащ-пыльник, который будет выполнен из ткани платья, юбки, брюк и т.д.

При изменении формулировки ставятся неожиданные, порой абсурдные задачи. Наводящие вопросы помогают уменьшить психологическую инерцию и упорядочить поиск вариантов. Ставятся вопросы типа: Что можно в объекте отделить, раздробить, увеличить и прочее.

Например, при разрешении предыдущей задачи (разработка модели плаща) можно поставить следующие наводящие вопросы: будет ли плащ трансформируемым, на какие детали, каким образом? Будет ли съемная подстежка и из какого материала? и т.д.

Информационная деятельность мастера производственного обучения связана с передачей содержания и структуры научных сведений, следовательно, в ней должны быть правильно отражены научные теории и позиции, интерпретированы научные факты, правильно воспроизведён тезаурус (понятийно-категориальный состав) науки, соблюдены в известной мере частота информации, объективность и обязательно её структурность. Отбор информации должен отвечать возможностям учащихся, их восприимчивости к новым знаниям и действиям, пониманию, темпу и глубине освоения. Учебная информация должна быть адекватной возрастным и индивидуальным психологическим особенностям обучающихся, а также уровню их образовательной и процессуальной подготовленности; должна соответствовать известной учащимся научной концепции и системе знаний, позволяющей активно воспринимать новую информацию адекватно её истинному содержанию и смыслу.

Информацию необходимо сделать понятной для учащихся и рассчитать её с точки зрения объёма и уровня сложности для оптимальных структур управления (это связано с информационным объёмом восприятия, принципом достаточности и необходимости для эффективного учебного процесса, а также с позиции её развивающей функции).

Таким образом, проектирование учебной деятельностью будущих закройщиков выстраивается в логическую структуру, определяющую механизм мыслительных действий. Ситуация затруднения создаётся путём обнажения имеющихся связей между теоретическими знаниями, и необходимостью приложения технологии к конкретной предметной деятельности. Если эти два требования соблюдаются, то учащиеся выполняют функцию разработчика и исполнителя.

Информационные технологии, применяемые на уроках производственного обучения позволяют контролировать и корректировать все работы каждого учащегося вплоть до стежка. Система приёма готовых изделий поддерживает высокий уровень работ. Учащийся показывает изделие мастеру производственного обучения, а затем в присутствии мастера и учащихся группы сдаёт готовое изделие заказчику. При таком методе работы определяется уровень каждого учащегося: от десятков пар глаз не скроешь ни единого дефекта.

Один раз в год училище проводит неделю профессионального мастерства, где проходит открытый показ работ учащихся, на которых присутствуют учащиеся других специальностей, родители, преподаватели и гости. Для этих показов учащиеся шьют изделия на заданную тематику ( показ 2002 г. был  на тему «Из мира ситца»). Открытые показы вырабатывают кураж, умение показать свою работу, необходимые учащимся для успешной работы с клиентами. На ярмарке профессий 2002 г. училище представляло профессии «Портной» и «Закройщик». Наши учащиеся заняли первое место в номинации «Оригинальное представление своей профессии»где провели дефиле своих моделей.

Одежда давно превратилась в мощный носитель информации о своем обладателе. С помощью одежды можно реализовать весь спектр потребностей в самовыражении личности. Одеждой , можно подчеркнуть или, наоборот, скрыть свой возраст, обозначить социальное положение, статус, усилить представительность, выразить индивидуальность, характер, образ жизни, отразить миро- ощущение, отношение к людям, готовность к переменам в жизни… Использование информационных технологий в профессиональной подготовке закройщиков способствует формированию у них информационной культуры; стиля делового общения с заказчиками, высокой культуры поведения на рынке труда .