Мои публикации. Статья "Интерактивные методы обучения" в сборнике материалов НПК "Шаг в профессию" г. Улан-Удэ, БРИТ, 2018 г.

Дареева Соелма Норбоевна

Интерактивные методы обучения. Внедрение новых стандартов четвертого поколения требуют от преподавателя новые подходы к преподаванию и нетрадиционные методы обучения. Главный принцип – ориентация на действие в условиях профессиональной деятельности.

 В интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.

Основой интерактивных подходов к обучению является взаимодействие преподавателя и обучаемых, а также  обучаемых между собой. При этом основными условиями существования интерактива являются: наличие цели для достижения которой инициируется диалог, непосредственный и оперативный обмен информацией между преподавателем и студентами, определенная научно-обоснованная степень равноправия при распределении функций, выполняемых в процессе решения проблемы, высокий уровень знаний и взаимопонимания, необходимые для достижения основной цели.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnye_metody_obucheniya.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивное обучение – основа качественного обучения студентов

Дареева Соелма Норбоевна,

преподаватель Улан-Баторского

филиала РЭУ им. Г.В.Плеханова

Внедрение новых стандартов четвертого поколения требуют от преподавателя новые подходы к преподаванию и нетрадиционные методы обучения. Главный принцип – ориентация на действие в условиях профессиональной деятельности.

Большую роль начинает играть неформальное обучение, когда студент может сам учиться, находить материал в открытых образовательных ресурсах, самостоятельно добывать знания. Педагог сегодня не должен преподносить готовые знания, а показывать применение этих знаний, учить способам их получения и практического использования. В учебном процессе роль педагога меняется, он должен содействовать студенту в процессе обучения, таким образом формируется педагогика сотрудничества.

В работе преподавателя на первый план выдвигаются диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций. Применение интерактивных методов обучения помогают мне реализовывать методические инновации,  обеспечивать качество подготовки будущих специалистов.  

Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося.

Особенности этого взаимодействия состоят в следующем:

  • пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве;
  • совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи, т. е. включение в единое творческое пространство.
  • согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи;
  • совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач.

        Задачи интерактивных методов обучения:

  • научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.
  • научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.
  • научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.

 В интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.

Основой интерактивных подходов к обучению является взаимодействие преподавателя и обучаемых, а также  обучаемых между собой. При этом основными условиями существования интерактива являются: наличие цели для достижения которой инициируется диалог, непосредственный и оперативный обмен информацией между преподавателем и студентами, определенная научно-обоснованная степень равноправия при распределении функций, выполняемых в процессе решения проблемы, высокий уровень знаний и взаимопонимания, необходимые для достижения основной цели.

         Многообразие социальных сетей и их расширенные возможности также позволяют  мне как преподавателю без труда реализовывать такие методы интерактивного обучения как он-лайн семинар, дискуссия, коллективная дискуссия. Студентам легче и проще обратиться с непонятным вопросом к преподавателю в «беседе», чем «в живую» в аудитории. Такое общение непринужденное, и материал беседы легче усваивается, хотя мне, преподавателю, приходится много времени, личного, тратить на такое «общение». В «беседе» материал подается в краткой форме – тезисами. Также в своей практике я применяю такую форму обучения как тематический форум. Это для повторения и оценивания знаний студентов. По окончании изучения раздела я задаю вопрос в «беседе». Вопрос должен быть «провокационный», опыт научил меня не выбирать вопрос с Интернета, а то студенты быстро находят готовый ответ с того же интернета. Как то я закинула студентам рисунок и на вопрос «Что вы видите?» ожидала множество разнообразных ответов. Результат меня разочаровал, вместо произвольных и собственных интерпретаций увиденного, все воспользовались безграничными возможностями интернет - поисковиков и выдали одинаковый ответ. Технический прогресс! Хотя вопрос был не на знание материала, а ориентирован на высказывание собственного мнения.

Вопрос может быть не обязательно теоретического характера. Однажды я обратилась в форуме к студентам специальности Программирование в компьютерных системах по дисциплине «Операционные системы» с вопросом «Что случилось с ПК №2 в лаборатории информатики, почему он не работает?». Нужно было зайти в кабинет и проверить компьютер. Многие стали просто выдвигать различные версии, не удосужившись на практике протестировать машину. Так я стараюсь своих студентов подталкивать к поиску неординарного решения, собственного, пусть и ошибочного, искать ответы в нестандартных, а иногда и в типичных «жизненных» ситуациях.

Тематический «форум» позволяет организовать открытый диалог всех участников беседы, здесь студенты обмениваются мнением не только с преподавателем, но друг с другом. Удачный вопрос может родить хорошую дискуссию. Участники учатся высказывать свои мысли, быть терпеливыми к чужим ошибкам, что формирует у них тактичность, толерантность.

Большое место в моей практике занимают игровые методики, ведь подача материала в игровой форме не только развивает интерес к предмету, но способствует активации познавательной деятельности. Интерес рождает желание учиться. Использование разных типов игр – деловых, имитационных, ролевых для разрешения учебных проблем вносит разнообразие в учебный процесс, вызывает формирование положительной мотивации изучения данной дисциплины. Игра активизирует не только познавательную деятельность, но и дает возможность раскрыться стеснительным, неуверенным в себе подросткам. Вместо зачетного занятия я провожу игру в форме «Поле чудес». Сначала играет первая тройка игроков, затем вторая, третья. Победители выходят в финал. Проводится игра со зрителями.

Среди интерактивных методов обучения выделяю метод «работа в малых группах». Ведь основой интерактивных подходов к обучению является взаимодействие преподавателя и обучаемых, а также  обучаемых между собой. Здесь, в первую очередь, очень важно правильно распределить ребят в группы. Формирование групп зависит от цели, которую ставит перед собой педагог. Поэтому, педагогу необходимо очень хорошо знать не только уровень усвоения предмета обучающимся, но и его творческие возможности, характер и способности каждого члена группы, чтобы представлять ту роль, которую он возлагает на него в этой группе. Коллективная работа стимулирует к активной деятельности всех членов группы, вовлекая даже самых пассивных. Ведь от вклада каждого зависит достижение конечной цели. Совместная деятельность позволяет получать не только знания, но и развивает их коммуникативные умения.

          Практика моей преподавательской деятельности показывает, что:

  • интерактивное обучение  позволяет преподавателю решать одновременно несколько задач, главной их которых является достижение целей обучения, развитие коммуникативных умений и навыков.
  • помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.
  • использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий. 
  • интерактивные формы обучения способствуют лучшему усвоению материала, развитию интереса к предмету, позволяют дифференцировать, индивидуализировать обучение, совершенствовать контроль и самоконтроль.

В заключении хочу отметить, что интерактивные методы обучения обеспечивают качественное усвоение учебного и практического материала студентами, что способствует целям и задачам ФГОС 4 поколения.

Литература:

  1. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание, 2015 http://technomag.edu.ru/doc/172651
  2. Интерактивные методы, формы и средства обучения: методические рекомендации для преподавателей, юридический институт, г.Ростов на Дону
  3. Методы научно-педагогического исследования. — http://www.studfiles.ru/preview/ [Электронный источник]
  4. Методы обучения. — https://ru.wikipedia.org/wiki/Методы_обучения [Электронный источник]
  5. Технология интерактивного обучения — http://kms-s14.ippk.ru/_private/Deyatelnost/Konfe [Электронный источник] (дата обращения 28.11.2015).