Программа тренинга, способствующая формированию коммуникативных умений и навыков, повышению самооценки.

Губина Людмила Анатольевна

 

Программа составлена для студентов ГБОУ СПО «Раменского политехнического техникума» МО, с низкой самооценкой и слаборазвитыми коммуникативными способностями.

                                                                                   Составитель педагог-психолог:  Губина Л.А.

Введение
             Предлагаемая программа имеет чисто практическое значение и не претендует на исчерпывающий характер психологического анализа и систематизации. Изложенная в ней информация может быть полезна не только психологам-практикам, но и учителям, воспитателям для повышения собственной компетенции в общении и помощи учащимся всех учебных заведений.

             Общение людей друг с другом - чрезвычайно сложный и тонкий процесс.  Неэффективность в общении может быть связана с неуверенностью в себе, полным или частичным отсутствием того или иного коммуникативного умения, например, умения ориентироваться и вести себя в конкретной ситуации. Может быть вызвана недостаточным самоконтролем, например, из-за неумения справиться с перевозбуждением, импульсивностью, агрессией и т. д. Каждый из нас учится этому в ходе всей своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях. Можно ли научиться общению, не используя для этого только свой реальный опыт? Да, и сделать это при помощи игры.

Игра - это модель жизненной ситуации, в частности общения, в процессе которой человек приобретает определенный опыт. Кроме того, совершая ошибки в искусственной ситуации общения, человек не чувствует той ответственности, которая в реальной жизни неизбежна. Это дает возможность больше пробовать, проявлять творчество, искать более эффективные формы взаимодействия друг с другом и не бояться "поражения"

              Несомненным позитивным моментом игровых упражнений является возможность получить оценку своего поведения со стороны, сравнить себя с окружающими и скорректировать свое общение в следую­щих ситуациях. Следует помнить, что намного легче заметить ошибки, неточности в общении своих близких, сотрудников, руководителей, чем свои собственные. Предлагаемый тренинг способствует овладению приемами эффективного общения через игровые компоненты и технику активного слушания.

 

 Целью тренинга является: познание своих сильных и слабых сторон во взаимодействии с другими людьми, понимание себя как личности и нахождение способов личностного развития.

Задачи тренинга:

- расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;

- отработка навыков понимания других людей, себя, а

также взаимоотношений между людьми;

- овладение навыками эффективного слушания;

- активизация процесса самопознания и самоактуализации;

- расширение диапазона творческих способностей.

 

           Данная программа состоит из 3-х занятий и рассчитана на срок 2-е недели. Занятия проводятся по принципу социально-психологического тренинга в классном кабинете или актовом зале, где можно свободно располагаться и передвигаться. Продолжительность занятий не более часа, два раза в неделю. Тренинговая группа должна состоять из 8 – 12 человек. Каждому из участников обеспечивается возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок.

Работа осуществляется с помощью игровых методов, метода групповой дискуссии, проективных методов и элементов психогимнастики.

 

ЗАНЯТИЕ 1. Знакомство.

 

Цель: создание положительного эмоционального фона,  самооценка коммуникативных навыков и умений.

Ход занятия: ведущий предлагает правила поведения на занятиях, особо подчеркивая, что эти правила в равной степени относятся и к нему, и к участникам.

Правила:

1. Доверительный стиль общения, обращаться к друг другу на «ТЫ».

2. Не существует правильных и неправильных ответов.

3. Искренность в общении.

4. Нельзя давать оценку выступлению другого участника.

5. Нельзя вне занятий обсуждать то, что мы узнали друг о друге.

6. Уважение к говорящему участнику.

7. Активное участие в происходящем.

8. В конце занятий, каждый участник имеет возможность высказаться.

 

 

Игра «Здравствуйте, я рад познакомиться»

Ход игры: в течение 3-х минут каждый участник выбирает себе имя, на карточке-визитке пишет фломастером и закрепляет на самом видном месте. Затем в течение 10 минут каждый по кругу должен сказать фразу: «Здравствуйте, я рад с вами познакомиться!». Далее нужно сказать свое имя и несколько слов о себе. Во время знакомства необходимо подчеркивать свою индивидуальность, чтобы вас запомнили. Это упражнение должно настроить участников на серьезное отношение к делу. Даже простейшее знакомство дает много информации о человеке, необходимо учиться запоминать информацию о человеке, проявление внимания не только к внешнему виду, но и попытаться уловить смысл его слов.

 

После знакомства можно провести самооценку коммуникативных навыков и умений каждого участника. Ведущий рисует на доске (или вывешивает заранее приготовленный рисунок) "лестницу коммуникативного мастерства". Левый край - мастер коммуникации, правый - уровень мастерства. Задача - найти свое место на этой лестнице и встать туда, в соответствии со своими собственными представлениями. В конце занятия можно повторить эту процедуру с разными вариантами добавлений. Например, каждому из участников проранжировать других по уровню коммуникативных способностей в начале занятия и по его итогу.

Следующий шаг - информационное сообщение ведущего о невербальных каналах коммуникации:

• глаза и контакт с помощью взгляда;

• лицо и лицевая экспрессия;

• жесты;

• позы;

• тактильные ощущения (касания);

• дистанция во время общения.

 

Успешность занятия во многом определяется мотивацией обучения эффективному общению. Выработка мотивации может происходить с помощью различных заданий: проведение ролевой игры на профессионально значимую тему, проигрывание личных проблем в общении, предложенных участниками.

Игра «Визуальное чувствование»

Назначение: совершенствование перцептивных навыков восприятия и представления друг друга.

Все садятся в круг. Ведущий просит, чтобы каждый внимательно посмотрел на лица остальных участников, и через 2-3 минуты все должны закрыть глаза и попытаться представить себе лица других чле­нов группы. В течение 1-2 минут нужно фиксировать в памяти лицо, которое удалось лучше всего представить. После выполнения упражнения группа делится своими ощущениями. Задание: каждый из участников должен постараться воспроизвести в памяти как можно большее количество лиц партнеров. 

Игра « Через стекло»

Назначение: формирование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне.

Один из участников загадывает текст, записывая его на бумагу, но передает его как бы через стекло, т. е. мимикой и жестами: другие называют понятое.

Степень совпадения переданного и записанного текста свидетельствует об умении устанавливать контакт.

Игра « Передача по кругу»

Назначение: совершенствование навыков координации и взаимодействия на психомоторном уровне, развитие воображения и эмпатии.

Все садятся в круг. Один из участников группы начинает действие с воображаемым предметом так, чтобы его можно было продолжить. Сосед повторяет действие и продолжает его. Таким образом, предмет обходит круг и возвращается к первому игроку. Тот называет переданный им предмет и каждый из участников называет, в свою очередь, что передавал именно он.

Занятие окончено. Обсуждение.

 

 ЗАНЯТИЕ 2. Техника активного слушания.

Вступление: по данным многочисленных исследований успех человека, работающего в сфере постоянного общения, на 80% зависит от его коммуникативной компетентности. Неумение общаться с окружающими людьми может оказаться одной из решающих причин увольнения или неприема на работу. Статистика говорит, что семеро из десяти уволенных расстаются со своим местом не потому, что не справляются со своими обязанностями, а из-за конфликтов с сотрудниками и руководителями, также восемь человек из десяти не проходят предварительное собеседование с работодателями при приеме на работу по причине неэффективного общения.

Непродуктивность в общении может быть связана как с отсутствием данного умения, так и с трудностью его практической реализации (утомление, невнимание, условия деятельности, особенности ситуации и др.). В подтверждении сказанного ведущий аргументировано апеллирует к тем случаям, когда участники дискуссии "пропускали" высказывания других или искажали предметные позиции при воспроизведении разговора по памяти.

Инструкция: Вашему вниманию предлагается методика на определение степени выраженности умения слушать другого человека.

Перед вами 16 вопросов, на каждый из которых, вы должны ответить утверждением «ДА» или «НЕТ». Следует помнить, что нет «правильных» или «неправильных» ответов, т. к. люди различны и каждый высказывает свое мнение. Главное, старайтесь отвечать честно, не пытайтесь произвести благоприятное впечатление, ответы должны соответствовать действительности. Свободно и искренно выражайте свое мнение. В этом случае Вы сможете лучше узнать себя.

Вопросы:

1. Ждете ли Вы терпеливо, пока другой кончит говорить и даст Вам возможность высказаться?

2. Спешите ли Вы принять решение до того, как поймете сущность проблемы?

3. Слушаете ли Вы лишь то, что Вам нравится?

4. Мешают ли Вам слушать собеседника Ваши эмоции?

5. Отвлекаетесь ли Вы, когда собеседник излагает свои мысли?

6. Запоминаете ли Вы вместо основных моментов беседы какие-либо несущественные?

7. Мешают ли Вам слушать предубеждения?

8. Прекращаете ли Вы слушать собеседника, когда появляются трудности в его понимании?

9. Занимаете ли Вы негативную позицию к говорящему?

10. Всегда ли Вы слушаете собеседника?

11. Ставите ли Вы себя на место говорящего, чтобы понять, что заставило его говорить именно так?

12. Принимаете ли Вы во внимание тот факт, что у Вас с собесед­ником могут быть разные предметы обсуждения?

13. Допускаете ли, что у Вас и у Вашего собеседника может быть разное понимание смысла употребляемых слов?

14. Пытаетесь ли Вы выяснить тот факт, чем вызван спор: разными точками зрения, постановкой вопроса и т.п.?

15. Избегаете ли Вы взгляда собеседника в разговоре?

16. Возникает ли у Вас непреодолимое желание прервать собеседника и вставить свое слово за него или в пику ему, опередить его в выводах?

 Интерпретация

- 6 баллов и ниже свидетельствуют о низкой степени выраженности умения слушать других, о направленности в ходе общения на себя (т. е. удовлетворение своих притязаний вне зависимости от интересов партнера). Снижена чувствительность в оценке текущей ситуации - когда молчать и слушать, а когда говорить. Необходимо обучение навыкам эффективного слушания.

- от 7 до 10 баллов - средняя степень выраженности умения слушать собеседника. Данное умение скорее проявляется ситуа­тивно и зависит от личной значимости (заинтересованности) получаемой информации. Требуется совершенствование навыков и приемов активного слушания.

- 10 баллов и выше свидетельствуют о явно выраженном умении слушать других вне зависимости от личной значимости получаемой информации. Такой человек является эффективным работником (если в основе деятельности лежит общение с людьми).

Упражнение «Говорящий и слушающий».

Участники разбиваются на пары и решают, кто говорящий, а кто слушающий. Затем ведущий сообщает, что задачей слушающих будет внимательное выслушивание в течение 2-3 мин «очень скучного рассказа». Затем ведущий отзывает в сторону будущих «рассказчиков», якобы для того, чтобы проинструктировать их, как сделать рассказ «очень скучным». На самом деле дает разъяснения (так, чтобы «слушающие» не слышали этого), что суть не в степени скучности рассказа, а в том, чтобы рассказывающий фиксировал типичные реакции слушающих. Для этого рассказчику рекомендуется после минутного отрезка речи сделать в удобный момент паузу и продолжить рассказ после получения какой-либо реакции слушающих (кивок, жест, слова и т.д.). Если в течение 7-10 сек. выраженная реакция отсутствует, следует продолжить рассказ в течение еще одной минуты и опять прерваться и запомнить следующую реакцию слушающего. На этом упражнение прекращается.

Всем членам группы раскрывается действительное содержание инструкции и цель упражнения. Рассказчиков просят держать в памяти содержание реакции слушающих (классифицировав видимое отсутствие реакций как «глухое молчание»). Ведущий приводит список наиболее типичных приемов слушания, называя их, и давая необходимые пояснения.

 Типичные приемы слушания:

1. Глухое молчание.

2. Угу – поддакивание ("ага", "угу", "да-да", "ну", кивание подбородком и т.п.)

3. Эхо  - повторение последних слов собеседника.

4. Зеркало - повторение последней фразы с изменением порядка слов.

5. Парафраз - передача содержания высказывания партнера другими словами.
6. Побуждение - междометия и другие выражения, побуждающие собеседника продолжить прерванную речь ("Ну и...", "Ну и что дальше?", "Давай-давай" и т п.).

7. Уточняющие вопросы - вопросы типа "Что ты имел в виду, когда говорил "эсхатологический".

8. Наводящие вопросы - вопросы типа Что? Где? Когда? Почему? Зачем? Расширяющие сферу, затронутую говорящим, нередко такие вопросы являются по существу уводящими от линии, намеченной рассказчиком.

9. Оценки, советы.

10. Продолжения  - когда слушающий вклинивается в речь и пытается завершить фразу, начатую говорящим, "подсказывает слова".

11. Эмоции - "ух", "ах", "здорово", смех, "ну-и-ну", "скорбная мина" и пр.

12. Нерелевантные и псевдорелевантные высказывания - высказывания, не относящиеся к делу или относящиеся лишь формально ("а в Гималаях все иначе" и следует рассказ о Гималаях, "кстати о музыке... " и следует информация о гонорарах известных музыкантов).

 

После  ознакомления  со  списком   ведущий   предлагает "рассказчикам" описать наблюдаемые ими реакции слушателей и дать им классификацию на основе приведенной схемы. Выявляются наиболее часто используемые реакции и обсуждаются их положительные и отрицательные стороны в ситуациях общения. В контексте занятия уместно привести трехкратную схему выслушивания: "Поддержка - Уяснение - Комментирование" и обсудить уместность появления тех или иных реакций на разных тактах выслушивания.

И так, на такте "Поддержки" наиболее уместными представляются такие реакции, как угу - поддакивание, эхо, эмоциональное сопровождение.

На такте "Уяснения" - уточняющие вопросы и парафраз.

 На такте "Комментирования" оценки и советы приемлемы.

№ такта

Название

Основная цель

Уместные реакции

1.

Поддержка

Дать возможность говорящему выра­зить свою позицию

  Молчание

Угу - поддакивание

     Эхо Эмоциональное           сопровождение

2.

Уяснение

Убедиться, что Вы адекватно поняли собеседника

Уточняющие     вопросы

Парафраз

3.

Комментирование

Высказывание своей точки зрения

Оценки Советы Комментарии

 

 

 Игра « Карусель»

Назначение: формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в коммуникативные контакты, развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.

В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.

Члены группы встают по принципу "карусели", т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный.

Примеры ситуаций:

• Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече...

• Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним...

• Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.

• После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую), вы очень рады встрече...

Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал и участники тренинга сдвигаются к следую­щему участнику.

 Занятие окончено. Обсуждение.

 

 

 

 ЗАНЯТИЕ 3.  Заключительная часть.

Назначение: повышение представления о собственной значимости и развитие представлений о ценности другого человека, способности выражать свое эмоциональное состояние, осознание различных черт характера и чувств.

 

Игра «Значимые Люди»

Ход игры: ведущий просит участников игры рассказать о тех самых значимых для них людях. Это могут быть не обязательно те люди, с кем вы постоянно общаетесь в настоящее время, но непременно те, кто значат для вас больше, чем все остальные, кого вы знали, кто для вас дороже всех. Ведущий также рассказывает о значимых для него людях и просит участников игры строить свой рассказ по следующей схеме:

·        Кто они, чем значимы, чем дороги;

·        Так же ли они близки теперь, если речь идет о прошлом;

·        Хотели бы они им что-нибудь сказать, будь у них такая возможность.

 

Игра – рефлексия « Здесь и теперь»

 Назначение: отработка навыка рефлексии.
 

1. Дать понятие рефлексии и объяснить участникам необходимость ее проведения в начале и конце каждой встречи.
Информирование: Понаблюдав за собой, можно сделать любопытные открытия. Можно обнаружить, например, его конфликты с одноклассниками возникают каждый раз тогда, когда начинаешь говорить о музыке. Почему? А потому, что твои музыкальные предпочтения совсем иные, чем у товарищей, а ты безапелляционно утверждаешь их и не желаешь слушать возражений или иных мнений.
Внутренний диалог с самим собой или с кем-то еще дает человеку возможность встать в позицию следователя по отношению к самому себе. Это вязано с тем, что в процессе этих диалогов у человека развивается рефлексия.

          Рефлексия (от латинского «рефлексио» — обращение назад) — процесс познания человеком самого себя, своего внутреннего мира, анализ собственных мыслей и переживаний, размышления о самом себе, осознание того, как воспринимают и оценивают человека окружающие люди.
         Таким образом, можно сказать, что рефлексия - это способность и умение видеть себя, свои — действия, отношения с людьми, познавать свой внутренний мир, понимать себя. В то же время рефлексия — этой умение видеть и понимать то, как к тебе относятся другие люди, как они тебя понимают.

 

2.  Предположить каждому участнику выразить свое понимание происходящего в группе и с группой, описать свои чувства, переживания, мысли, возникающие в процессе групповой работы.
 

3. Оценить по 10-балльной шкале степень усталости, интереса к происходящему, соответствия ожиданий от участия в тренинге реальности.
 

 Игра « Благодарность без слов»

Ход игры: ведущий просит участников разбиться на пары по желанию. Пары по очереди выходят в центр круга, и друг другу без помощи слов пытаются выразить чувства благодарности. Затем делятся своими впечатлениями, о том, что чувствовали, выполняя это упражнение, искренно или наигранно выглядело изображение благодарности партнером, понятно ли было, какое чувство изображал партнер.

Завершение тренинга и подведение итогов работы группы: участники встают в круг, берутся за руки и смотрят друг другу в глаза, улыбаются. Каждый из участников рассказывает, что ему дала работа в группе, и что нового он узнал о себе и о других.

Заключительное слово ведущего.

Ведущий говорит о том, что эти занятия показали, что у всех у нас много возможностей, много того, что делает каждого из нас уникальным, неповторимым, и то, что для всех нас общее. Потому мы нужны друг другу, каждый человек может добиваться в жизни успеха и сделать так, что другим людям рядом с ним будет радостнее жить. Человеку общение помогает развивать свои коммуникативные и другие качества, которые могут изменяться на протяжении всей жизни. До свидания. Спасибо за работу.

Подводя итоги открытого группового занятия с подростками, можно сделать вывод, что задачи, поставленные при проведении тренинга, в большинстве своем выполнены, выбранное тренинговое занятие можно считать продуктивным.

 

 

Список литературы:

1. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками.- СПБ: Питер,  2005.

2. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. – М.: «Ось-89», 1999.

3. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. СПб., 2005.

4. Ермакова Л.А. Группы развития личности. – М., 1994.

5. Игры: обучение, тренинг, досуг / под ред. В.В. Петрусинского.- М., 1994.

6. Лойшен Ш. Психологический тренинг умений: Спб.: Питер, 2001.

7. Марасанов Г.И. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально- психологическом тренинге.- Киров, 1995.

8. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. – М.: «Генезис»,  1999.

9.Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности. СПб: Речь, 2001.

10.Такташева Е.К. Общение и личнотсный рост: сборник учебно - методических       пособий для практических психологов, педагогов, воспитателей, родителей.- Барнаул:    изд-во АКИПКРО, 1994.

 

 

Комментарии

Валентина Алексеевна Латышева

Большое спасибо!
Композиция с мимозой