ПТУ ВЕРНУТСЯ В МОДУ: "ТЕХНАРЕЙ" БУДУТ УЧИТЬ ПО НЕМЕЦКОЙ СИСТЕМЕ

ченцова ольга анатольевна

 

Россия в своей борьбе за экономический рост и иностранные инвестиции столкнулась с нехваткой самого ценного - профессиональных рабочих кадров, которые по старому советскому утверждению и с учетом современных потребностей бизнеса снова решают всё.О дефиците технических специалистов всех уровней, от рабочих до инженеров, говорят и бизнесмены, и чиновники. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptu_vernutsya_v_modu.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

http://www.1prime.ru/MACROECONOMICS/20130225/761384205.html

ПТУ ВЕРНУТСЯ В МОДУ: "ТЕХНАРЕЙ" БУДУТ УЧИТЬ ПО НЕМЕЦКОЙ СИСТЕМЕ

25 февраля 07:57СТАТЬИ / МАКРОЭКОНОМИКА

Россия в своей борьбе за экономический рост и иностранные инвестиции столкнулась с нехваткой самого ценного - профессиональных рабочих кадров, которые по старому советскому утверждению и с учетом современных потребностей бизнеса снова решают всё.

О дефиците технических специалистов всех уровней, от рабочих до инженеров, говорят и бизнесмены, и чиновники. Опыт эффективного "дуального" образования, которое сочетает обучение в учебном заведении с периодами производственной деятельности, российский Минобрнауки пытается позаимствовать у Германии. Инвесторы, между тем, берутся за дело сами, открывая "карманные" учебные заведения. Между тем, этот путь очень опасен, и его необходимо остановить, заявил агентству "Прайм" глава Минэкономразвития РФ Андрей Белоусов.

"Это очень ресурсорасточительный путь, это надо остановить. Если каждая компания будет создавать при себе ПТУ - не найдется ни кадров, ни учеников, это очень опасный путь", - сказал он.

С другой стороны, подчеркнул министр, еще опаснее идти по пути бюрократизации и "указки сверху". Идеальное решение в условиях современной экономики могут найти только губернаторы, считает он.

"В этой ситуации главный человек - это не Минобрнауки и не инвестор, а губернатор, потому что нормальный губернатор знает, какую инвестполитику он будет проводить в регионе, на чем будет специализироваться, кого в первую очередь будет привлекать", - пояснил Белоусов. Главы регионов, по его словам, должны проявить активную позицию и взяться за "реанимацию" брошенных училищ с помощью любых доступных ресурсов, например, полученных от инвестиций в регион.

Задача Минобрнауки, считает Белоусов - поддержать эту систему с помощью грантов.

"Поэтому я буду настаивать, чтобы в федеральных целевых программах, которые есть у Минобрнауки... были включены эти деньги для финансирования грантов, поддержки тех регионов, которые развивают эту систему", - сказал он.

Расчеты по необходимому объему финансирования еще предстоит сделать, добавил Белоусов, но подчеркнул, что здесь можно обойтись сравнительно небольшими суммами.

В ГЕРМАНИЮ ЗА СОВЕТСКИМ ОПЫТОМ

Система дуального, или двойного, образования, существовала еще во времена Советского Союза, отметил председатель правления Российско-Германской внешнеторговой палаты Михаэль Хармс.

"В России не надо начинать эту систему с нуля", - заявил он 22 февраля на конференции в Берлине, где решение проблемы искали вместе и инвесторы, и чиновники обеих стран. Позитивным фактом, отметил он, является и то, что нехватка кадров вызвана экономическим ростом.

В Германии в свое время была создана похожая на советскую система дуального образования. Однако при детальном сравнении немецкая система все же отличается о той, которая была принята в СССР, отметила глава департамента Минобрнауки РФ Наталья Золотарева. Задача совместной рабочей группы - изучить, как именно в Германии выстраивается процесс взаимодействия образовательной системы и бизнеса, сказала она.

"Особое внимание - к квалификации мастеров производства. В Германии есть интересная программа обучения", - заявила она.

ПРИМЕРЫ УСПЕХА

Спасение инвестора в России сегодня - дело рук самого инвестора, считают представители иностранных компаний.

"Когда вы приезжаете в Россию, и нет своей собственной академии за спиной - вы оказываетесь в сложном положении. Мы привыкли покупать специалистов на рынке - тут это невозможно", - заявил директор по персоналу "Фольксваген Групп Рус" в Калуге Генри Менерт.

По его словам, целого ряда нужных профессий в России просто пока не существует, да и преподаватели по соответствующим специальностям зачастую не имеют должной квалификации. Тем не менее, подчеркнул Менерт, компания уже получила хорошие результаты, работая вместе с партнерами в Калуге по системе дуального образования, хотя это и потребовало значительных усилий.

Калужский опыт по подготовке кадров для автомобильных компаний - один из двух удачных примеров в России, заметил Андрей Белоусов. Еще одна история успеха - развернутая в Челябинской области подготовка кадров для трубопрокатного завода.

"Мы собираемся распространить этот опыт на целый ряд других регионов. Для этого на федеральном уровне надо разработать стандарты, методики", - сказал он.

БОЛЬШАЯ ПРОБЛЕМА ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ

В существующую в России систему "средний" иностранный инвестор с определенными технологиями вписаться не может, отметил Белоусов. Часть ПТУ в 1990-е годы была брошена, и там все деградировало, другая часть переориентировалась на крупные предприятия - но у них другие стандарты и требования, подчеркнул он.

В результате в последние 3 года в России малый и средний бизнес ставит нехватку кадров и их недостаточную подготовленность на первое место среди самых острых проблем, заявил председатель попечительского совета "ОПОРЫ России" Сергей Борисов. Даже коррупция, по его словам, мешает малому бизнесу гораздо меньше.

Острая проблема нехватки профессиональных кадров возникла в России где-то в конце 1990-х годов, когда закончился период спада и начался экономический рост, напомнил глава Минэкономразвития. На фоне переизбытка выпускников юридических вузов, специалистов в области менеджмента и финансов возник резкий дефицит технических специалистов.

"Могу сказать, что по ряду специальностей буквально происходила охота на специалистов по всей стране. Например, когда началась программ развития атомной энергетике для того, чтобы найти квалифицированных сварщиков, была запущена специальная программа", - сказал он.

Такая же проблема, по его словам, возникла и в рамках развития авиационной промышленности - "поштучно" искали специалистов. Тогда стало очевидно, что необходимо создавать систему, и сегодня в этой части предпринимаются усилия по нескольким направлениям. Одно из наиболее важных - развитие дуального образования по немецкому образцу.

ПО ПУТИ ПАРТНЕРСТВА

Уже сегодня в России реализуется программа модернизации региональных систем профобразования, сказала Золотарева из Минобрнауки. "Создаются ресурсные центры, которые, по сути, являются прообразами центров компетенции, существующих в Германии", - заметила она.

Кроме того, по ее словам, Минобрнауки разрабатывает дополнительно две программы. Одна из них будет реализована при финансовой поддержке Всемирного банка и настроена на партнерство предприятий и образовательных учреждений. "По сути, это тоже модель дуального обучения. Со следующего года мы планируем ее запустить", - сказала глава департамента Минобрнауки.

По этому проекту, добавила она, планируется развивать образование в 12 регионах.

Наконец, отметила она, министерство запустит отдельную подготовку кадров для оборонно-промышленного комплекса. Для этого в РФ будет создано около 40 кластеров по отраслям промышленности.

Все программы Минобрнауки сейчас нацелены на ключевую точку роста - партнерство бизнеса и образовательных учреждений, заявила Золотарева.

Елена Малышева, Прайм

 


 

Комментарии

Чмиль Светлана Николаевна

Неужели??? И вернут нормальное количество часов по соответствующим предметам, которые закладывают базу, необходимую для технарей? Слабо верится.