Формирование языковой компетенции у студентов неязыкового колледжа

Чернякова Любовь Вячеславовна

Методика обучения иностранным языкам в средних профессиональных учебных заведениях определяется целями и задачами обучения иностранным языкам, а также профессиональной направленностью и условиями каждого учебного заведения.   Основной целью является подготовка студентов  учебных заведений среднего профессионального образования совершенствование сформированных ранее умений устной речи и формирование новых умений общения по профориентированным проблемам в пределах знаний студентами своей специальности. Практическое овладение иностранным языком важно не только для его применения специалистом в будущей профессиональной деятельности, оно также является неотъемлемым элементом общей культуры, частью образования современного интеллигентного человека. Поэтому, прежде всего,  необходимо всемерно повышать познавательную ценность занятий, расширяя во время занятий знания студентов о культуре, географии страны изучаемого языка, а затем переходить на изучение материала профессиональной направленности.  Деятельность студентов при этом носит преимущественно репродуктивный характер; они не привлекаются к определению источников зарубежной литературы для изучения на иностранном языке, к выбору способов, обеспечивающих активизацию познавательной деятельности. Все это делает за них преподаватель. Их деятельность сводится лишь к изучению источников, предложенных преподавателем. Для повышения эффективности обучения иностранным языкам очень важно создать реальную речевую обстановку, в которой язык является не объектом изучения, а средством коммуникации, лишь в этих условиях происходит формирование речевых умений, составляющих суть практического владения языком,  а здесь необходимо сотрудничество. Суть творческого сотрудничества педагогов и студента заключается в том, что обе стороны заинтересованы в обучении. Чтобы решить эту проблему преподаватель вынужден делать частые и быстрые смены видов речевой деятельности. Для того  чтобы поддерживать интерес учащихся, приходится использовать упражнения на речемыслительную деятельность: разыгрывать ситуации по ролям, использовать тексты профессиональной направленности, не забывать о межпредметных связях, использовать материал  профессиональной компетенции будущего специалиста. 

Самым главным в изучении иностранного языка является именно практика общения, а не теория грамматики. Таким образом, цель активного обучения - это создание педагогом условий, в которых студент сам будет открывать, приобретать и конструировать знания. Это является принципиальным отличием целей активного обучения от целей традиционной системы образования. У каждого преподавателя должны быть маленькие изобретения и секреты, как повышать мотивацию учащихся в обучении иностранному языку, как развивать их творческую и речевую активность. Сфера деятельности и педагога и студента огромна. Язык является важнейшим средством человеческого общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Расширение и качественное изменение характера международных связей нашего государства, развитие сфер общественной жизни делают иностранные языки реально востребуемыми в практической и реальной деятельности человека. Все это существенно повышает статус предмета иностранный язык как учебной дисциплины и мотивацию учения. Поэтому следует не только знать основные закономерности изучения иностранному языку, но и намечать пути применения этих закономерностей в конкретных условиях преподавания. Практическое овладение иностранным языком  является неотъемлемой частью образования современного человека.