Значение межпредметных связей в преподавании физики.

Вот уже много лет, начиная первый урок в начале очередного учебного года я напоминаю учащимся что физика это наука о неживой природе. Физика изучает материальный мир. Рассматривая любое физическое явление, мы вводим понятия « физические величины ». Эти физические величины записываются при помощи формул, таким образом мы получаем физический закон. Любое физическое явление имеет строго определенное математическое описание. Физика наука точная. На самом деле оказывается, что законы физики могут использоваться при изучении любых предметов в курсе средней общеобразовательной школы. Рассматривая тему: «Атмосферное давление» я рассказываю учащимся о том, что мы живем на дне воздушного океана и испытываем огромное давление атмосферы (воздушной оболочки Земли). Нормальное атмосферное давление 101 000 Па. На нас давит тело массой 101 тонна ! И такое давление должно быть внутри нашего организма, что бы скомпенсировать внешнее давление. Вот где связь физики с анатомией человека. При изучении магнитного поля я рассказываю учащимся о магнитных и географических полюсах Земли. Изучая тему: «Реактивное движение» я напоминаю учащимся что ускорение свободного падения на экваторе меньше, поэтому космические корабли лучше запускать в экваториальных. Так как легче преодолеть силу тяжести. Это пример связи физики с географией. Лариса Харитоновна, учитель математики принесла интересную задачу которую предложила обсудить на методическом объединении. Текст задачи : Медведь упал в яму-ловушку глубиной 19.617 метров. Время его падения составило 2 секунды. Какого цвета был медведь? Методом рассуждений и использованием формул равноускоренного движения решается эта физическая задача. Что бы ее решить необходимо знать зоологию, географию и физику. На уроках литературы учащиеся изучают произведение : «Слова о Полку Игореве». В тексте есть эпизод, когда наши воины прислонив голову к земле услышали наступление врага – войска половцев. При распространении звука в твердом теле его скорость увеличивается. Таким образом изучая тему : «Распространение звуковых волн» мы видим связь с литературой. И наконец : «В каждой науке столько науке, сколько в ней математике» - это высказывание принадлежит кому-то из великих людей. Абсолютно все темы в физике связанны с математикой. Изучая механику, мы записываем кинематические уравнения движения. При этом учащиеся должны уметь решать простые и квадратные уравнения, строить графики зависимости одной переменной от другой. В настоящее время с учителем математики Ларисой Харитоновной Медоевой готовится бинарный урок по теме : «Исследования формул площади простых фигур для описания равномерного и равноускоренного движения». Изучая тему : «Гармонические колебания» дается определение : если вторая производная функции прямо пропорционально самой функции, взятой с противоположным знаком то она называется гармонической. Такими функциями являются функции синуса и косинуса. Учащиеся, используя знания полученные на уроках математике умеют строить графики этих функций. Результатом связи физики со спец. Дисциплинами является проект «Рациональное питание с точки зрения закона сохранения энергии» . Калорийность пищи это главный источник энергии человеческого организма, правильный расчет калорий – это здоровье человека. В ходе проекта используется связь с химией. Употребляя мед человек получает глюкозу в ходе приема пищи. Кроме этого человек получает количество теплоты, о чем свидетельствует запись химической реакции. Можно привести бесконечное количество примеров, где физика связана с предметами общеобразовательного цикла и спец. дисциплинами. Поэтому она имеет большое значение.