Применение ЭОР при обучении студентов на основе ФГОС

Шаркова Оксана Владимировна

 

В настоящее время в системе СПО реализуются стандарты третьего поколения – ФГОС СПО, которые построены на компетентностной основе. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы по всем специальностям представлены общими и профессиональными компетенциями. Это значит, что выпускник помимо знаний и умений должен иметь практический опыт при получении специальности.

Основой при подготовке специалистов автомобильного транспорта региона является сформированный электронный контент БОУ ОО СПО “Омский АТК” - информационно-образовательная среда. На основе применения ИКТ происходит формирование общих и профессиональных компетенций специалистов технического профиля. Современные студенты и школьники — в основном сетевое поколение, для которых электронный способ получения информации (в данном случае именно учебной) является нормальной составляющей жизни. Информационные коммуникационные технологии стали их рабочим инструментом и приветствуются студентами. На платформе EDUCON создан электронный образовательный ресурс

где преподавателями размещаются материалы по дисциплинам: лекции, презентации к занятиям, задания для самостоятельной и практической работы, тестовые задания, вопросы для самоконтроля и подготовки к семинарам, зачетам, экзаменам

.

Каждый студент, изучающий дисциплину, имеет свободный доступ к ресурсу, что позволяет своевременно выполнять ему задания, отслеживать свои результаты и корректировать знания. Например, во время отсутствия на занятии студент может самостоятельно изучить предлагаемый материал, выполнить задания и своевременно представить их на проверку преподавателю.

Создание единого образовательного пространства основано на единстве ключевых подходов к обучению и использовании технологии дистанционного образования. Новизна использования смешанного обучения состоит в возможности комбинирования различных образовательных технологий в их оптимальном сочетании, способствующих эффективности учебного процесса и развитию личности обучающихся в целом.

 

При обучении студентов мною используются разные формы организации учебной работы:

  • средства индивидуальной работы наиболее эффективны при организации самостоятельной работы студентов как в учебное (тестирование), так и внеаудиторное время (самостоятельна работа с материалом, подготовка к тестированию, выполнение заданий и получение комментариев и оценки работ);
  • средства парной/групповой работы дают соответствующие результаты при выполнении отдельных заданий по проекту в группе (разбиение задачи на подзадачи, решение более мелких задач, объединение результатов и формирование общего решения), что позволяет рационально использовать время на уроке;
  • при коллективной работе электронные средства обучения (ЭОС) обеспечивают наглядность представления проблемы, поиска решения и результатов.

Дидактическая сущность электронных средств обучения в том, что они позволяют осуществлять разностороннее, комплексное воздействие на обучающихся. Применение ЭСО позволяет пробудить у студентов интерес к знаниям, формирует учебно-познавательную мотивацию, положительное отношение к предмету. Использование ЭСО позволяет создать искусственную образовательную среду для изучения дисциплины, что способствует увеличению объема индивидуальной и самостоятельной работы, организации систематической работы с учебной информацией, предоставлению преподавателю надёжной обратной связи с обучающимся и возможность оперативного управления процессом обучения на основе диагностики умений и навыков.

 

В результате применения ЭОР, ИКТ за многолетнюю практику могу выделить следующие преимущества:

  • возможность для студента изучить материал во время отсутствия на занятии (рекомендации);
  • возможность для студента задать вопрос преподавателю своевременно;
  • непрерывный контроль (мониторинг) качества усвоения знаний;
  • объективная оценка результатов обучения студентов, обеспечиваемая интеллектуальными (компьютерными) роботами;
  • полная реализация способностей студентов благодаря гибким графикам обучения;
  • адаптивность используемых в процессе обучения учебных продуктов (слайд-лекций, обучающих компьютерных программ и пр.) к индивидуальному темпу усвоения знаний;
  • виртуальная мобильность студента.

Таким образом, при формировании общих и профессиональных компетенций перед преподавателем стоит задача целесообразного выбора методов, позволяющих обучающимся не только обрести опыт практической деятельности в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы, но и овладеть способами непрерывного профессионального и личностного самосовершенствования и карьерного роста. Преподавателю необходимо понимать, что электронные образовательные ресурсы являются инструментом в его руках, пользоваться которым надо умело.

 

Комментарии

Рыбина Ольга Сергеевна

Согласна полностью с вами, Оксана Владимировна! Удобное и самое главное современное средство при обучении любой дисциплины. На своих занятиях также практикую ЭОР, поскольку студенты не всегда имеют возможность присутствовать на занятиях, а электронные средства обучения позволяют максимально заполнить пробел соответствующими материалами на сайте!! Идея классная скажу я вам!!!!! Спасибо!!!