Главные вкладки

    Образовательные ресурсы и возможности сети Интернет.

    Блохина Наталья Владимировна

    Образовательные ресурсы и возможности сети Интернет.

    В последние годы намечается тенденция повышения эффективности образования за счет внедрения новых информационных технологий, широкого использования ресурсов сети Интернет. Созданы целевые программы, направленные на развитие единой образовательной информационной среды, обеспечивающие информационную поддержку образовательных, научно-исследовательских и управленческих процессов на всех уровнях образования. Только в российской части сети функционируют более 120 центров различной направленности: 4 федеральных специализированных республиканских центра, 21 региональный республиканский центр, 17 ресурсных центров дистанционного образования, несколько десятков центров Интернет-образования и региональных центров учебного книгоиздания. Активно развивается система вузовских центров новых информационных технологий при высших учебных заведениях, межшкольные методические центры. Многие учреждения общего, профессионального и дополнительного образования имеют собственные сайты, отражающие различные аспекты их деятельности. В сети функционируют тысячи сайтов научно-исследовательских некоммерческих и коммерческих организаций, инициативных групп, виртуальных сообществ, учреждений периодических изданий, частных лиц.

    В настоящее время создана система образовательных порталов — удобная для учащихся и преподавателей информационная и обучающая среда, которая дает возможность пользователю удовлетворять индивидуальные информационные и образовательные потребности, получать необходимые знания для научной и практической деятельности, а также предоставляет средства для информационного поиска и профессионального общения.

    Информация, помещенная на сайтах и порталах, обладает рядом преимуществ перед традиционными печатными материалами. Она дает возможность пользователям работать в гипертекстовой среде, т. е. в условиях, когда он может самостоятельно, с учетом индивидуальных склонностей, мотиваций, способностей, мышления и уровня знаний формировать области и маршруты процесса усвоения знаний, получать, обрабатывать и передавать текстовую и графическую информацию, принимать активное участие в конференциях и дискуссиях. Кроме названных, важное преимущество он-лайнового доступа состоит в том, что электронное издание, как правило, можно прочитать значительно раньше, чем печатное, т. к. здесь исключается время на полиграфические работы и пересылку издания.

    Предоставление пользователю всего спектра возможностей по формированию функциональных сайтов позволяет строить собственные образовательные ресурсы на основании стандартизованных блоков («учебных кирпичиков») при освоении учебных дисциплин, выполнении дипломной работы, написании диссертации или повышении квалификации. Сайт помогает преподавателям выявить типичные ошибки, которые возникают в процессе изучения учебного материала, разработать индивидуальные маршруты для самостоятельного, очного или дистанционного обучения.

    Интернет служит средством развития активности учащихся и преподавателей через участие в проектной деятельности, в том числе и по созданию сайтов (наполнение их содержанием, их графическое, звуковое, художественное оформление с использованием современных технических средств — фотоаппаратов, видеокамер и т. д.) и представлению (презентации) результатов работы с использованием компьютерных видеотехнологий.

    Ниже приведен список официальных сайтов, которые обозначены на федеральном портале «Российское образование».

    Сервер органов государственной власти Российской Федерации  http://www.gov.ru/
    Правительство Российской Федерации http://www.gov.ru/
    Министрество образования и науки Российской Федерации  http://www.mon.gov.ru/
    Сайт Департамента по молодежной политике,       http://www.youthrf.nm.ru/ воспитанию и социальной защите детей Минобр-науки России
    Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки    http://www.obrnadzor.gov.ru/
    Высшая аттестационная комиссия http://vak.ed.gov.ru/
    Информационно-методический центр по аттестации    http://www.imtsa.ru/ образовательных организаций
    Центр государственной аккредитации http://www.nica.ru/
    Федеральное агентство по образованию http://www.ed.gov.ru/
    Федеральный экспертный совет по учебной литературе -   http://fes.mto.ru/
    Национальный фонд подготовки кадров http://www.ntf.ru/rus/index.htm
    Сайт системы дополнительного профессионального образования   http://www.gain.ru/
    Ресурсный центр обеспечения содержания общего    http://resurs.mto.ru/ образования
    Отраслевой специализированный ресурсный центр  http://www.rescenter.ru/
    Головной информационный центр учебного книгоиздания  http://www.ndce.ru
    Федеральное агентство по науке и инновациям     http://www.fasi.gov.ru/

    Федеральный портал является центральным, системообразующим, группирует вокруг себя остальные интернет-порталы по уровням образования, предметным областям, специализации. Он содержит наиболее полную информацию об образовании в нашей стране, информацию и ссылки на образовательные ресурсы сайтов электронных библиотек, баз данных. Веб-сервер в Интернете доступен по адресу http://www.edu.ru/.
                Для работников образования представляют интерес наиболее крупные порталы, входящие в систему федеральных порталов:
    Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru/
    Портал дополнительного образования детей         http://www.vidod.edu.ru/
    Портал информационной поддержки единого государственного экзамена  http://www.ege.edu.ru/
    Естественно-научный образовательный портал      http://www.en.edu.ru/
    Федеральный портал «Экономика. Социология. Менеджмент»     http://www.ecsocman.edu.ru/
    Федеральный правовой портал «Юридическая Россия»       http://www.law.edu.ru/
    Федеральный портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование» http://www.humanities.edu.ru/
    Федеральный портал «Инженерное образование»   http://www.techno.edu.ru/
    Портал «Информационно-коммуникационные  технологии в образовании»    http://www.ict.edu.ru/
    Российский портал открытого образования   http://www.openet.edu.ru/
    Поддержка процессов обучения в странах СНГ      http://www.sng.edu.ru/

    Ниже приведены веб-адреса различных поисковых средств, использование которых дает возможность получить доступ ко множеству документов, в том числе по вопросам образования и педагогики: поисковая система «Апорт» http://www.aport.ru/;

    поисковый Интернет-ресурс «Яndeх» http://www.yandex.ru/; и

    нформационно-поисковая система «Rambler» http://www.rambler.ru/

    «Mail.rm-портал http://win.mail.ru/;

    многоязычная поисковая система «Google» http://www.google.com/;

    крупнейший энциклопедический ресурс Интернета «Рубрикой» http://www.rubricon.ru/
                Кроме поисковых систем, непосредственную информацию по всем областям образования можно найти, например, на сайте «Все образование Интернета» http://www.catalog.alledu.ru/, для студентов и преподавателей вузов ценные материалы содержит «Сервер российского студенчества» http://students.ru/ и «Система WWW-серверов вузов России» http://vuz.unicor.ru/
                  В России существуют около 800 электронных библиотек, в которых собрана обширная информация по дидактике, теории воспитания, управления образованием. Адреса российских библиотек и архивы России находятся на сайтах http://www.shpl.ru/adress/email/ и http://www.openweb.ru/rusarch Из библиотек, прежде всего, отметим Государственную научную педагогическую библиотеку им. К. Д. Ушинского — информационно-библиографический центр в области педагогики и образования, отраслевой научно-методический центр библиотек общеобразовательных учреждений, начального профессионального и дополнительного педагогического образования. С 1994 г. библиотека начала создавать электронную базу данных (БД) по педагогике и образованию. В настоящее время БД включает около 100 тыс. описаний отечественных и иностранных изданий: монографий, сборников трудов институтов, материалы конференций, авторефератов диссертаций, учебных и методических пособий, статей из российской и зарубежной периодики с аннотациями. В библиотеке открыт Интернет-класс, обеспечивающий доступ читателям к мировым информационным ресурсам. Веб-сервер в Интернете доступен по адресу http://www.gnpbu.iip.net/

    Использование образовательных ресурсов сети Интернет открывает широкие возможности доступа к информационным ресурсам и технологиям при проведении учебного процесса, проверки уровня знаний по учебным дисциплинам; проведения различного уровня социологических опросов, оперативной обработки и обобщения результатов массовых социологических исследований, подготовки и повышения квалификации кадров. Это, в свою очередь, предполагает всеобщую компьютерную грамотность, создание условий для интенсификации информационного обмена между всеми звеньями системы непрерывного образования.

     

    Ресурсы сети ИНТЕРНЕТ, наиболее часто использующиеся в моей работе.

    № п/п

    Наименование ресурса

    Активная ссылка на ресурс

    1.       

    Каталог электронных образовательных ресурсов

    Каталог ЭОР

    2.       

    Интернет-площадка центра педагогических технологий им. К.Д.Ушинского

    http://piram.umi.ru/

     

    3.       

    "Педагогическое сообщество - Nayrok.ru"

    http://nayrok.ru/fizika/

    4.       

    Сообщество педагогов МЕТОДИСТЫ

    http://metodisty.ru/

    5.       

    Сайт «Школа интерактивного обучения»

    http://win8rt.info/fizika-7-11-klass.html

    6.       

    Сетевые образовательные сообщества «открытый класс»

    http://www.openclass.ru/

     

    7.       

    Единая коллекция ресурсов

    http://school-collection.edu.ru/

    8.       

    Сайт «Классная физика»

    http://class-fizika.spb.ru/

    9.       

    Сайт КГОАУ НПО «Профессиональный лицей №45»

    http://www.45pl.com/

    10.   

    Видеоуроки по предметам школьной программы

    http://interneturok.ru/ru

    11.   

    Сайт педагогических идей «Открытый урок»

    http://festival.1september.ru/