Моя философская концепция

                                                    «Детей должны воспитывать люди, которые по природе
                                        своей тяготеют к этому делу, требующему великой любви к ребятишкам, великого
                            терпения и чуткой осторожности в обращении с будущими строителями нового мира». М. Горький
Педагогическая философия учителя - это ясная и строгая система взглядов учителя на особенности, задачи и цели своей профессии, система методов и приемов обучения детей. На первом месте в моей педагогической деятельности я ставлю цель и определяю ее как всестороннее развитие личности учащихся и, конечно же, самого учителя. Объектом педагогической деятельности
является личность учащегося, а вот субъектом может являться как учитель, так и
сам ученик.
Считаю, что ориентация курса обучения должна быть направлена на интересы и цели учащихся, на свободу их в выборе содержания и методов обучения. И обучение не может обходиться без коллективной направленности и партнерских отношений между учеником и учителем, а также учеником и другим учеником.
Разделяю слова К.Д. Ушинского «Люди, сильные в теории, но беспомощные на практике, мало на что пригодны». Ведь если ученики имеют только лишь знания по предмету, но не умеют применять на практике, то и весь процесс обучения можно назвать пустой тратой времени.
Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пусты. Обогатите их образами
и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым
грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать.
Не судите о способностях по легкости усвоения, успешнее и дальше идет тот, кто
мучительно преодолевает себя и препятствие. Любовь к познанию – вот для меня
главное мерило образованности». Экзюпери.
Исходя из слов Экзюпери, я руководствуюсь девизом, что учитель должен не учить учащегося, а научить учиться! Учитель должен быть опытным консультантом, под умелым руководством которого учащиеся приобретают знания! А этого достичь может только учитель, обладающий педагогическим
мастерством.
Считаю, что профессиональный учитель постоянно развивается. Он должен не только углублять свои знания по преподаваемому им предмету, не только изучать методическую литературу по предмету, но и расширять свой кругозор. И в конечном итоге учитель должен стремиться стать мастером своего дела. Мастер, на мой взгляд, – это особо сведущий, особо знающий свое дело человек.
Учитель – мастер вдвойне: во-первых, он должен глубоко знать свой предмет, ориентироваться в новинках педагогической и методической литературы, быть всегда в курсе событий и открытий по данному предмету; во-вторых, он должен знать психологию, анатомию и возрастные особенности своих воспитанников.
Учитель должен стремиться обладать педагогическим мастерством, а именно, обладать следующим: педагогическими знаниями (знание своего предмета, новых достижений науки, изучение педагогических и методических новинок, чтение периодической печати); педагогическими способностями (умение преподать материал, умение побудить к поиску знания, педагогическая зоркость, интуиция, прогнозирование и т.д.); коммуникативностью и коммуникабельностью; педагогической техникой (техникой речи).
Но есть еще одно «золотое правило», необходимое знать всем педагогам:
-каждый ребенок своеобразен;
- нужно найти правильный подход к каждому ребенку;
- каждый ребенок талантлив по-своему; нужно только помочь ему раскрыться;
- нужно стремиться к саморазвитию (не только учащихся, но и учителю).
Прекрасные слова принадлежат К.Д. Ушинскому:«Педагог живет до тех пор, пока он учится». Человеку, выбирающему профессию учителя, следует помнить об этом, быть постоянно готовым к своему личностному и профессиональному развитию. Не теория, не метод сами по себе не могут обеспечить успех учебно-воспитательного процесса. Главная фигура в этом процессе — педагог. Его личность, его подготовка и мастерство решают успех дела.
Профессиональная деятельность преподавателя многогранна и разнопланова. И все же важнейшей сегодня становится исследовательская деятельность или, иначе, конструктивная, суть которой заключается в разработке деятельности учащихся на уроках литературы. Исследовательская деятельность является одной из форм творческой деятельности, поэтому ее нужно рассматривать в качестве составной части проблемы развития творческих способностей учащихся. Вовлечение наших будущих «Кулибиных» и «Ломоносовых» в разнообразную самостоятельную деятельность в различных областях знаний – это стратегическое направление развития образования в новом веке.
Психолого-педагогические исследования, проводившиеся в 60-70-х годах века, показали, что интерес к обучению у школьников, а тем более у учащихся профессиональных училищ падает, и главные причины этого – перегрузка памяти, отрицательные эмоции (страх перед оценками и преподавателями), однообразие уроков, необходимость сухого, неэмоционального воспроизведения информации.
Как же преодолеть эти факторы? Специалисты считают, что есть два пути: работать над содержанием учебного материала, сделать его более интересным и занимательным; организовать учебный процесс так, чтобы он давал удовлетворение от творческой и самостоятельной учебной деятельности, формировал внутренние побуждения к учению, вызывал радостные переживания от овладения знаниями.
Мне, преподавателю русского языка и литературы, пришлось не раз обращаться к различным методикам, подбирать материал для наблюдения, планировать определенные этапы работы. Для создания атмосферы исследования, мне приходится планировать виды и формы заданий: выбираю нужный уровень проведения учебного исследования в зависимости от уровня развития мышления учащегося; стараюсь сочетать индивидуальные и коллективные формы проведения исследований на уроке; формирую проблемные ситуации в зависимости от уровня учебного исследования, его места в структуре урока и от цели урока. Обязательное условие для преподавателя – это умелая организация систематической самостоятельной поисковой деятельности учащихся по получению знаний, приобретению умений и навыков и усвоению способов умственной деятельности, а не интерпретация.



Правила подготовки к исследованию на уроках литературы
Центром внимания преподавателя и учащихся становится словесно-художественное произведение.
Учащиеся открывают его для себя как произведение искусства, а преподаватель пытается помочь им его понять. Задача читающего – понять смысл текста, а кодированный автором посредством языка художественных образов. Позиция преподавателя отличается от позиции учащегося тем, что он уже знает код или коды, уже познал структуру текста и осмыслил его и потому может выступить
посредником между творцом текста (произведения) и учащимся в их диалоге.

Первое правило:

прежде чем заняться исследованием, нужно проанализировать произведение, осмыслить его, сформулировать важные мысли, выраженные автором, его позицию и художественную идею.

Второе правило:

прежде чем начать исследование, подумать нужно о том, как текст может быть воспринят учащимися, определить, кому, где и в чем нужна будет помощь.

Третье правило:

необходимо уточнить требования программы, так как программа задает направление, которого преподаватель, выбравший ее для себя, должен придерживаться.