Творчество - чудесная и загадочная страна!

Воронкова Светлана Валерьевна

 

 

«Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь».

 

Для меня, как молодого специалиста, на сегоднейший день возникает вопрос: как эффективнее учить студентов? Какие методы и приемы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности?

Природа наделила детей разнообразными способностями: ярко и эмоционально мыслить, сопереживать новому, целостно воспринимать мир. Задача преподавателя - выявить и развить творческий потенциал в доступной и интересной для студентов активной деятельности. Чтобы повысить интерес, развить его, необходимо студента превратить из пассивного слушателя и безропотного исполнителя в активного участника познавательного процесса и творческого деятеля.

 Из своего опыта работы я выявила, что студентам нравятся такие задания, где они самостоятельно находят ответы и принимают решения. Готовя рефераты, доклады, презентации, студенты активны, деятельны, при этом помогают друг другу, советуют, оспаривают результаты. Полученные на таких уроках знания более прочные. Сами же уроки развивают большой интерес к предмету. Ребята с удовольствием получают хорошие отметки, а пробелы в знаниях тут же устраняются с помощью работы над ошибками. Качество знаний учащихся, полученных на подобных уроках, выше, нежели на обычных, традиционных. Поэтому от уроков традиционных я стараюсь перейти к урокам личностно ориентированным и творческим. Творческая деятельность студента не может выйти за предел имеющихся у него знаний. Отсюда следует, что эффективность формирования и развития творческих черт личности во многом зависит от умения педагогов организовывать ее.

Чтобы вооружить учащихся глубокими знаниями, необходимо знать, с помощью каких приёмов осуществляется деятельность учащихся над изучаемым материалом, и знать, как побуждать учащихся к активной мыслительной деятельности. От того, насколько талантлив учитель, насколько он профессионален, зависит успех каждого его ученика. Успех ученика – это и есть успех учителя. Чтобы этого достигнуть, необходимо педагогу владеть  разнообразными методами обучения: логическими, проблемными, игровыми, дифференцированием и т. д., а кроме того, использовать новые педагогические технологии. Реализация технологического подхода освобождает студентов от зазубривания, неосмысленного запоминания, приводящего к перегрузкам памяти, к потере интереса к обучению. Такой подход позволяет сформировать умения выделять главные мысли в учебном материале каждого урока, учит их сравнивать, обобщать, рассуждать. При подготовке к урокам разрабатываю и изготавливаю обучающие, тренинговые и контролирующие дидактические материалы, при этом учитываю возрастные особенности учащихся, особенности их мышления, индивидуальность каждого ученика. Всё это позволяет мне осуществлять  личностно-ориентированное обучение. На сегодняшний день на практике реализую компетентностный подход в обучении, т. е. формирую у студентов готовность к использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. Усиление практической направленности в преподавании географии позволяет мне создать у ребят «фундамент» умений – основу для формирования опыта деятельности для выполнения самостоятельных работ творческого характера, самостоятельного поиска новых знаний и овладения новыми умениям.

В своей работе я использую такие принципы как:

 1. Принцип гуманного воспитания. Студент должен иметь максимальную свободу для проявления творческой инициативы, творческой деятельности. Очень важным является то, чтобы на уроках биологии и географии звучали не холодные, бездушные, хотя и правильные ответы учащихся, а ответы, содержащие собственные переживания и впечатления.

2. Принцип толерантности. Ответ или выполненная работа учащихся никогда не должны подвергаться критике, а наоборот, воодушевлять студента, чтобы он продолжал творить. Если учащийся затруднялся творить, ему предлагалось другое задание, то, что было ему посильно.

3. Принцип самостоятельности. Использование элементов творческой игры на уроках. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В ней, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для людей качества: активность, самостоятельность воображение, а также, что очень важно, в творческой игре снимается напряжение и неуверенность. Ведь любые игры - это всегда интерес и так же, как творчество, увлечение и даже страсть.

4. Принцип личностного подхода. Для стимулирования активной творческой деятельности очень важно выставлять работы студентов на показ для зрителей. Это заинтересовывает ребенка в своей работе, у него появляется гордость за нее и уверенность в своих силах. И для каждого студента это очень полезно, т.к. с каждым разом он стремиться делать все лучше и может посмотреть свою работу со стороны, оценить и сравнить свое творчество. Каждому из них приятно видеть свои работы со стороны, что стимулирует к дальнейшей деятельности.

Практика показала, что все эти принципы развивают интерес к активному познанию, творчеству.

Большое значение в активной познавательной деятельности имеет непрерывность творческого процесса. Опытом доказано, что эпизодическая творческая деятельность малоэффективна. Она может вызвать интерес к конкретной выполняемой работе, активизировать познавательную деятельность во время ее выполнения, может даже способствовать возникновению проблемной ситуации, но никогда не приведет к развитию творческого отношения к труду, стремления к изобретательству и рационализации, экспериментаторской и исследовательской работе, т. е. к развитию творческих качеств личности. Только непрерывная, систематическая творческая деятельность непременно приведет к воспитанию устойчивого интереса к творческому труду, а, следовательно, и к развитию творческого потенциала.

Умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить новые подходы - все это в совокупности и составляют творческие способности.

В процессе обучения с точки зрения творческого мышления, ни в коем случае нельзя подавлять индивидуальность ученика. Часто встречаются педагогические ситуации, когда учащиеся, высказав догадку или предположение, не могут их логически обосновать. Тем не менее, их необходимо поощрить за попытку использовать интуицию и направить на дальнейший логический анализ выдвинутой идеи.

Для того чтобы у учеников развивался творческий потенциал, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи. Тот, кто не верит в себя, уже обречен на неуспех. Разумеется, эта вера должна быть обоснованной.

На некоторых занятиях можно  использовать проблемно – поисковый метод, который  позволяет повысить интерес студентов к биологии и географии и максимально способствует раскрытию творческого потенциала личности ребенка.

В процессе своей работы по развитию творческих способностей использую следующий методы обучения:

1. Словесный (рассказ, беседа, объяснение)

вид занятий – это лекция с демонстрацией эксперимента или других средств наглядности, лабораторные и практические занятия по подробной инструкции, выполнение расчетно – графических работ.

2. Наглядный  (иллюстрация, демонстрация)

вид занятий – это диспут, семинар, дискуссия, экскурсия, защита рефератов, постановка экспериментов, анализ производственных ситуаций, конференция, пресс-конференция.

3. Практические (самостоятельная работа, письменная расчетная работа, дегустация)

вид занятий – практикум, исследование, защита исследовательских проектов.

4. Исследовательские (наблюдение, эксперимент)

вид занятий – это экспедиция, защита проектов, ролевая игра, творческий отчет.

Очень важно, чтобы уровень познавательных интересов студентов перерос в их творческую активность.

 При изучении темы «Генетика человека и ее значение» студенты проявили интерес к генетическим заболеваниям человека. Я постаралась, как можно больше дать информации о различных заболеваниях, какие бывают, как наследуются, кем передаются, кто может являться носителем, как проявляются и т. д. На следующее занятие одна из девочек (Татьяна М.) самостоятельно подготовила презентацию «Генетических заболеваниях».

 Кажется, что тут особенного? Материала по этой теме много, технические средства (цифровые фотоаппараты, компьютеры, принтеры) также не проблема. Но все же здесь явно налицо, когда познавательный интерес перерос в творческий.

Творческая деятельность формируется постепенно. Известно, что творческая активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Но как сформировать этот интерес? Какие методы, приемы, средства нужно использовать, чтобы интерес к предмету был не кратковременным, а стойким?

В развитии интереса к учебному предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала, важны и методы, с помощью которых студенты вовлекаются в процесс познания. Среди них: беседы, игры, наблюдения, лабораторные и практические работы, экскурсии, опыты и др.

С этой целью организую работу студентов так, чтобы они раскрывали свои способности, участвуя во всех видах деятельности и не чувствовали при этом скованности и неловкости.

Так же считаю, что в развитии творческих способностей большую роль играет выполнение заданий исследовательского характера.

Исследовательская деятельность - самостоятельная работа учащихся по решению учебных биологических и географических задач имеет для студентов личностный смысл. «Все, что я познаю, я знаю для чего это мне надо и где  и как я могу эти знания  применить». Учебные занятия, моделируемые по проектной технологии, позволяют преподавателю использовать широкий спектр дидактических подходов: обучение в паре или в группе, проблемное и частично-поисковое обучение, дискуссии, творческие мастерские и т. д. Учащиеся, включенные в выполнение проектных заданий, приобретают жизненно важный опыт по решению различных проблем. Поэтому проектное обучение обладает большим педагогическим потенциалом и способствует повышению толерантности подрастающего поколения в стремительно меняющихся условиях современности.

В формировании у студентов познавательного интереса особенно велика роль эксперимента. В отличие от наблюдения эксперимент требует более сложной учебной деятельности студента. Эксперимент имеет большое познавательное и воспитательное значение, так как убеждает в реальности существования биологических процессов и явлений, требует творческого поиска путей познания живой природы, приучает студентов к аккуратности, точности, развивает их мышление, пробуждает интерес к предмету.