Педагогическое эссе «Моя педагогическая философия»

Маркина Вероника Владимировна

Мировоззренческая, культурологическая, психолого-педагогическая позиция учителя 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskoe_esse_moya_pedagogicheskaya_filosofiya.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое эссе «Моя педагогическая философия»

«Для чего горит моя свеча»

Для чего вообще горит свеча? Даёт свет, даёт тепло, даёт уют, красоту. Зачем - не важно. Важно, чтобы свеча знала, зачем она горит. Ведь кто-то когда-то зажёг её. И теперь постоянно поддерживает её огонь. Зачем?

Я часто задавала себе этот вопрос. И чем больше живу в профессии, тем больше сомнений меня мучают. Зачем горит именно моя свеча? Ведь вокруг сотни и тысячи других? Они все освещают, согревают, украшают. Зачем я?

        Причём кто-то каждый раз зажигает новые свечи для новых целей, хотя исконно у свечи их три: освещать, согревать, украшать. И не важно, с какой целью её, свечу, зажигают, если она призвана свыше освещать, согревать, украшать, она будет делать именно это, для чего бы её ни зажгли. Так и педагог. Он, сродни скульптору, лепит жизнь. Такой, какой она должна быть. Ему виднее, ибо у него талант – освещать, согревать, украшать. И основа его таланта – его мировоззрение, его понимание мира и ответственность перед ним. Что может быть выше? Ничего. Педагог воспитывает человека.

Есть три профессии-миссии: учитель, врач, защитник. Три самых важных в жизни человека профессии, которыми управляет совесть, душа, понимание сути и ответственность. Чьи интересы представляет педагог? Наверное, того, кто зажёг его свечу. Того, кто вложил в его руки умение освещать, согревать, украшать. Того, кто вложил в его руки смысл его горения. Который он понял и принял. И поняв и приняв его, уже не сможет сделать по-другому. Такой учитель учит тому, чему призван учить, а не тому, что актуально. Время, место, обстоятельства не диктуют учителю, чему учить. Потому как они не меняют главного. Время уходит. Места и обстоятельства изменяются. Главное остаётся.

А что это главное?

Главное – это жажда знаний. Хотят ли дети знаний? Да, хотят.

Главное – это жажда добра, справедливости и красоты. Хотят ли дети добра, справедливости и красоты? Точно, хотят.

Могут ли время, место и обстоятельства помешать этому. Нет. Должны? Нет. Кто призван привести их к знаниям и добру? Учитель. Но идущий должен знать, куда идет; ведущий – куда ведет. А куда вести детей, подскажет учителю только его мировоззренческая позиция и чувство ответственности за нее. Сегодня время диктует необходимость воспитывать сильных людей, с железной хваткой, смелых, с гибкими принципами и ценностями, не мешающих владельцам в достижении цели. Но разве когда-то было по-другому? Воспитывая ребёнка по-настоящему, мы паникуем – как он будет жить в этом мире?! Но неужели обстоятельства должны создавать человека. Разве не сам человек создаёт обстоятельства. Представьте, если ежегодно учитель будет получать заказ: сегодня мы воспитываем экономистов, завтра – стране нужны изобретатели, после завтра – токари и фрезеровщики… а куда девать поэтов, мыслителей… Вот как быть простому украинскому учителю, который до лета 2014 года учил тому, что все люди – братья, что самая большая ценность – это человеческая жизнь… А чему он должен учить с сентября  2014 года?

Разве может скульптор по заказу сотворить чудо? Нет. Только копию. А человек – это чудо. Здесь нельзя по заказу. Здесь нельзя увлекаться идеей учителя как менеджера, как продавца образовательных услуг. Здесь важно понимать то, зачем горит твоя свеча.

Я как никто другой знаю, что такое хороший и что такое обычный учитель. Я не говорю «плохой». Потому что плохих учителей не встречала. Я встречала  обычных. И пошла в педагогику не потому, что любила детей, не потому,  что у нас в роду учительская династия, не потому, что с трёх лет сажала на сервант кукол и учила их. Я хотела, чтобы в школе было одним хорошим учителем больше. Я имела на это право. Потому что я себя сделала сама. Хорошие учителя мне встретились поздно, но не критично поздно. Иначе у меня бы ничего не вышло. Их я буду помнить всегда. Даже когда сотрутся их черты лица, никогда не сотрётся их рука мастера во мне. Никогда не сотрётся их рука мастера в моих учениках.

Тогда я хотела, чтобы в школе было одним хорошим учителем больше.

А сейчас я думаю, та девочка, которой я была, гордилась бы тем педагогом, которым я стала? И честно, не хочу отвечать на этот вопрос. Я просто делаю всё для того, что бы когда-нибудь она гордилась мною.

        И чтобы мне ни говорило время, что бы мне ни говорило место, чтобы мне ни диктовали обстоятельства, я знаю каким я должна воспитывать человека. И это не говорит об отсутствии у меня мобильности, не готовности к переменам. Это говорит о том, что у меня есть принципы, у меня есть мировоззрение и ответственность за него. Я знаю, что я делаю. Я знаю, зачем я это делаю. Я знаю, что у меня получится в результате.

Я знаю, зачем горит моя свеча.