Целеполагание. Учебное занятие.

Маркина Вероника Владимировна

Творческие работы детей. Работа ученицы Татьяны Пучковой (ГКО "Компас")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tselepolaganie_tatyana_puchkova.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ по ЦЕЛЕПОЛАГАНИЮ (для лидеров ДОО)

(основа – лекции Кириченко Наталья Сергеевна, молодежный институт инновационных программ; Енин Алексей Владимирович, зав. кафедрой повышения квалификации в г. Воронеж.)

Автор Татьяна Пучкова

(ГКО «Компас»),

соавтор В.В. Маркина

  1. АКТУАЛЬНОСТЬ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ.

Как Вы считаете, какие качества нужны выпускнику школы?

(записать)

Назовите основополагающее качество из перечисленных вами на ваш взгляд.

ОТВЕТ: Умение ставить цель и достигать её (т.к. от этого зависит жизненный, профессиональный УСПЕХ молодого человека. Человек ПЛАНИРУЕТ профессию, обучение, стажировку, профессиональные «планки», «ступени» ведущие к успеху. Если этого не планировать, то поплывёшь по течению, а течение может вынести куда угодно).

Например, в Японии школьников в 1 классе сначала обучают ставить цель! Они даже сдают своеобразный экзамен. Ставят цель на лето и защищают её перед комиссией.

В Японских школах ребята вначале каждого урока на специальных дощечках пишут свою цель на урок, для того чтобы учитель видел её и помогал достичь.

  1. СУЩНОСТЬ САМОЙ ЦЕЛИ.
  1. ПРИРОДА целеполагания.

Всё, что делает человек – делает неспроста. А тогда, когда ему это НУЖНО. Человек никогда ничего не делает просто так, даже если ему кажется, что у него нет мотивации к той или иной деятельности – вся его деятельность имеет СМЫСЛ, а значит ЦЕЛЬ.

Всё  в нашей жизни подчинено ЛОГИКЕ и СМЫСЛУ. Потому что любое наше действие:

  • органично (естественно)
  • целеустремлённо
  • логично
  • последовательно
  • продуктивно

Но кто из нас хотя бы проговаривал про себя такие элементарные цели и задачи, как:

  • Я открываю рот для того, что бы положить туда ложку с кашей.
  • Я одеваю обувь для того что бы удобнее ходить по голой земле.
  • Я снимаю одежду для того чтобы лучше помыть своё тело и не намочить одежду.

Никто. Эти действия – на автомате. И даже более сложные цели человек, как правило, не проговаривает про себя и вряд изначально осмысливает. НАПРИМЕР:

  • Я слишком громко разговариваю с подругой на остановке – ХОЧУ, ЧТО БЫ МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК В КРАСНОМ ОБРАТИЛ НА МЕНЯ ВНИМАНИЕ.
  • Я демонстрирую плохое настроение, агрессию … ХОЧУ, ЧТОБЫ ПЕДАГОГ НЕ СПРОСИЛ МЕНЯ д/з
  • Я не приготовился к к/р – сокурсник вовремя не вернул мне конспект – я слишком громко выясняю с ним отношение для того, чтобы УЧИТЕЛЬ УСЛЫШАЛ, КТО ВИНОВАТ В ДАННОЙ СИТУАЦИИ. Это бы избавит меня от оправданий перед учителем и мне не придётся ябедничать на сокурсника.

Скорее всего, человек может понять, для чего он совершил то или иное действие, попытавшись проанализировать сложившуюся ситуацию. И то, только в том случае, если он привык это делать – а новичок, скорее всего, запутается в своих целях и ощущениях.

И всё равно, не смотря на то, что большинство из нас В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ не проговаривают цели, они достаточно чётко, не задумываясь, достигают элементарные задачи и цели средней сложности, может быть, ближней перспективы. Например, когда мы идём на занятия – у нас есть цель. Пусть она элементарна – получить удовольствие от общения с друзьями, унять любопытство по тому или иному поводу…

ЭТИ ЦЕЛИ – ЕСТЕСТВЕННЫ – это своего рода, НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (там, где я не прилагаю усилий). Поэтому проблемы возникают с ПРОИЗВОЛЬНЫМ планированием (там, где я ПРИЛАГАЮ усилия) – и это, как правило, ПЕРСПЕКТИВНОЕ планирование (планирование на долгий срок, на перспективу), которое СИСТИМАТИЗИРУЕТ и ДИСЦИПЛИНИРУЕТ ближайшую жизнь в соответствии с достижением поставленной цели.

НАПРИМЕР, моя цель построить в школе самоуправление. Одна из задач, которую я решаю в данное время – добиться явки на Совет школы от всех классов. Ситуация: первую неделю на Совет приходят от 11 классов 5 классов; вторую неделю – 4 класса, 3 неделю – 3 класса. Моя возможная реакция (то, что ХОЧУ сделать): обидеться и бросить всё – пусть все как хотят, так работают и больше никому никогда не помогу. Вопрос – выполню ли я в этом случае свою цель? Ответ: НЕТ. Значит, я не имею права тешить своё самолюбие, я обязана, не смотря на свои обиды и эмоции, выполнять ЦЕЛЬ. Значит: я в сотый раз выйду на собрание (при зам. директора по ВР) и составлю очередной разговор, цель которого будет не наказать нерадивых представителей ученического коллектива, а простимулировать, побудить их к работе.

  1. Требования к постановке цели.
  1. КОНКРЕТИКА. Она должна быть «вкусной» и «пахнувшей». Её вкус и запах должен нравиться именно ТЕБЕ!

Представьте двух людей:

  • я хочу желтенькую машинку
  •  к лету 2010 года я хочу приобрести желтую тайоту-селику 2005 года выпуска

Как вы думаете, кто из них вернее достигнет своей цели?

  1. ПРОСТОТА (цель необходимо ставить как можно проще и понятней, а не витиеватыми, красивыми словами и долгими научными фразами)

  1. Цель должна быть ВЫПОЛНИМА (РЕАЛЬНА). Нельзя ставить цель, которая изначально обречена на провал, которая изначально не достижима.

  1. Цель должна быть НУЖНА и НЕОБХОДИМА именно тебе! Она должна быть ТВОЯ!

  1. Цель должна выражаться ДЕЙСТВЕННЫМ глаголом, сама суть которого побуждает вас к действиям для достижения поставленной цели. Например:

  • Хочу наладить отношения с руководителем группы к декабрю 2009 г.
  • НАЛАЖУ!!! отношения с руководителем группы к декабрю 2009 г.

Какая цель поставлена верно?

  1. Необходимо заранее определить ИНДИКАТОРЫ достижения цели – то, по ЧЕМУ мы определим, достигнута ли цель.

После того как цель поставлена, определяются СПОСОБЫ её достижения. Они отвечают на вопрос: КАК я достигну того-то…? ЧТО я сделаю для того, чтобы достигнуть того-то….

Цель может дополняться, уточняться.

По достижении цели ставится другая.

К выполнению ПЕРСПЕКТИВНОЙ цели ведут ЗАДАЧИ. Для каждой задачи определяются способы её достижения. Достижение каждой задачи на 1 шаг приближает к достижению цели.

В детском коллективе педагогу рекомендуется ставить цель совместно с ребятами.

  1. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Соответственно дидактическому принципу педагогики (обучение от простого к сложному) – начинаем с элементарного – скажите вашу цель, с которой вы пришли на занятие.

Зачем вы пришли в данный коллектив?

Зачем вы находитесь в нём сейчас?

Запишите цель вашего коллектива на 1 июня 2010 г.

Вы один коллектив, а сколько целей у вас? Может ли один коллектив жить 10-15 целями?

МЫ ОПРЕДЕЛИЛИ, что цель может быть ЛИЧНОЙ и КОЛЛЕКТИВНОЙ:

  • ЛИЧНАЯ – что я ЛИЧНО хочу получить к (такому то времени) от коллектива, педагога, обучения…
  • КОЛЛЕКТИВНАЯ – то, к чему стремится ВЕСЬ коллектив; что ДОСТИГНЕТ (каковы качественные и количественные его изменения) коллектив (к такому то времени)

Теперь поставим ЛИЧНУЮ цель деятельности (в штабе ЮТ) до января 2010 года.

Поставим ЗАДАЧИ.

Определим СПОСОБЫ их достижения.

Поставим ЛИЧНУЮ цель работы (в штабе ЮТ) на этот учебный год до 1 июня 2010 года.

Поставим ЗАДАЧИ.

Определим СПОСОБЫ их достижения.

Поставим КОЛЛЕКТИВНУЮ цель работы (ШТАБА ЮТ) на этот учебный год до 1 июня 2010 года.

Поставим ЗАДАЧИ.

Определим СПОСОБЫ их достижения.