ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Добышева Оксана Владимировна

Доводы, которые человек додумывает

сам, обычно убеждают его больше,  нежели

те, которые пришли в голову другим.

Паскаль

Выраженной тенденцией развития современного  образования является его информатизация, сопровождаемая все более широким и интенсивным внедрением информационных технологий (ИТ) в различные сферы человеческой деятельности. Информатизация общества тесно связана с информатизацией профессионального образования. В настоящее время профессиональное образование рассматривается как фактор роста социального и экономического благосостояния, конкурентоспособности страны. Однако часто констатируют несоответствие уровня профессионального образования потребностям экономики. Сегодня следует говорить о том, что особую роль приобретает информатизация всех сфер жизнедеятельности человека: науки, производства, образования. Информатизация в сфере образования сопровождается внедрением средств информационных и коммуникационных технологий в предметные области, профессиональную деятельность педагогов и организацию управления учебно-воспитательным процессом. Информационно-коммуникационные технологии - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. Однако использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной и управленческой практике профессионального образования носит эпизодический характер, поэтому изучение их влияния на качество профессионального образования остается важной проблемой.

Качество образования — интегральная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру их соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть образовательный процесс и каким целям он должен служить. Поскольку мнения на этот счет расходятся, трактовки термина различаются. В словаре согласованных терминов и определений в области образования государств —участников СНГ качество образования определяется, с одной стороны, как соответствие образования (результата, процесса, социальной системы) многообразным потребностям, интересам личности, общества, государства, с другой — как совокупность потребительских свойств образовательной услуги, обеспечивающей возможность удовлетворения комплекса потребностей по всестороннему развитию личности обучающегося (студента).

С. Д. Ильенкова считает, что качество образования — это, прежде всего, востребованность полученных знаний в конкретных условиях, их применение для достижения конкретной цели и повышения качества жизни. На качество профессионального образования оказывают влияние следующие показатели: высококвалифицированные преподаватели; свободный доступ к учебникам и профессиональной литературе, к современным обучающим материалам и дополнительной информации; материально-техническая база, т. е. хорошо оборудованные учебные кабинеты; способность обучающегося удовлетворять требованиям современного общества. Использование информационно-коммуникационных технологий способствует реализации данных показателей, обеспечивающих качество профессионального образования. Рассмотрим первый показатель — высококвалифицированные преподаватели. Следует отметить, что многих педагогов в настоящее время интересуют вопросы использования средств информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. Сегодня необходимо не только поставлять в профессиональные учреждения современное оборудование и программное обеспечение, электронные средства учебного и образовательного назначения, но и организовывать специальную подготовку работников системы образования в области создания и использования электронных образовательных ресурсов в педагогической деятельности. Необходимость этой подготовки обусловлена тем, что современный преподаватель должен не только обладать фундаментальными знаниями в своей предметной области, не только уметь донести эти знания до обучающихся, но и знать об уникальных возможностях ИКТ и уметь применять их в учебном процессе, использовать их в качестве средства обучения. Следовательно, педагог профессионального учреждения должен быть не просто квалифицированным, а высококвалифицированным специалистом. Для того чтобы педагог имел возможность применять в своей деятельности технологии мультимедиа, телекоммуникаций, его рабочее место должно быть оборудовано компьютерной техникой. Для демонстрации презентаций необходимо иметь проектор. Это минимум компьютерных средств, которыми должен располагать преподаватель, чтобы передать учебную информацию обучающимся. С использованием ИКТ технологий у преподавателя накапливается разнообразный дидактический материал: контрольные, самостоятельные, проверочные работы, тесты, интерактивные тесты и модули, различная подборка задач, электронные учебники и т.д. Использование различной техники, а именно компьютеров, мультимедийных проекторов, интерактивных досок облегчает подбор  заданий для обучающихся, снимает проблему нехватки учебных пособий, рабочих тетрадей, дидактических пособий, экономит время. С помощью компьютера происходит быстрое оценивание, а так же поиск пробелов в знаниях, с их последующей быстрой коррекцией. Новые средства обучения позволяют вывести занятия на новый уровень, повысить учебно-познавательный интерес, разнообразить процесс обучения. Повышается активность обучающихся. Мотивы обучения становятся более устойчивыми, появляется интерес к дисциплине. Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника, позволяет подать тот же материал в более интересной форме, дает возможность прочувствовать и осознать [5].  Применение ИКТ возможно на любых занятиях. Что должен знать и уметь педагог в области ИКТ:

-уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из электронных учебников, других пособий на дисках и в Интернете в соответствии с поставленными учебными задачами;

-устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методами создания электронного дидактического материала;

-уметь преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные;

-уметь выбирать и использовать программное обеспечение (текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентаций) для оптимального представления материалов, необходимых для учебно-воспитательного  процесса;

-эффективно применять инструменты организации учебной деятельности обучающегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, и т.д.).

-уметь сформировать  личное электронное портфолио и портфолио обучающегося;

-организовывать работу обучающихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины…), дистанционно поддерживать учебный процесс. Приобретение компетенций возможно только на практике. Следовательно, большее внимание со стороны преподавателя должно уделяться практической направленности учебных материалов. Задача преподавателя сегодня: попробовать шире взглянуть на содержание и методы обучения своей дисциплине. Постараться совместить традиционные умения по дисциплине и умения, составляющие ИКТ-компетентность.

Рассмотрим второй показатель — свободный доступ к учебникам и профессиональной литературе, к современным обучающим материалам и дополнительной информации. Современный уровень развития ИКТ расширяет доступ к образовательным и профессиональным ресурсам, способствует интеграции национальной системы образования в мировую сеть, значительно облегчает доступ к международным ресурсам в области образования, науки и культуры. Информационные и коммуникационные технологии не только способствуют обновлению учебного процесса в учреждениях профессионального образования, но и используются с целью реорганизации учебного процесса в образовательных учреждениях для создания образовательных сетей, объединения их в образовательные сообщества. Преподаватели имеют решающий голос при разработке и внедрении учебных методик и программ в профессиональных учебных заведениях. Поэтому для них создание образовательных сообществ имеет большое значение, открывая возможность обмена опытом, участия в профессиональных дискуссиях. Рассмотрим третий показатель — материально-техническая база, хорошо оборудованные учебные кабинеты. Применение информационно-коммуникационных технологий помогает обучающимся учреждений среднего профессионального образования лучше усваивать информацию, так как позволяет использовать информационно насыщенные объекты: рисунки, видеофрагменты, сложные структуры данных и их комбинации, доступные через Интернет и другие интеллектуальные компьютерные сети. Информационно-коммуникационные технологии значительно расширяют возможности зрительного восприятия, делая реальными изображения невидимого, а также предметов, изменяющих цвет и форму. Развитие информационных и коммуникационных технологий определяет актуальность изучения вопросов их использования в системе образования. Заметно активизировалась работа в направлении создания для системы образования разного рода программных продуктов и комплексов на базе технологий мультимедиа, гипермедиа и телекоммуникации. Технология мультимедиа позволяет объединить в информационной системе визуальную информацию (текст, графику, анимацию, видео) и звуковое сопровождение (аудиоинформацию). Рассмотрим четвертый показатель — способность обучающегося удовлетворять требованиям современного общества. Было бы ошибкой считать, что применение информационно-коммуникационных технологий автоматически повышает качество профессионального образования. Несмотря на все многообразие информационных источников, педагогических методик, преобразующих информацию в знания, существует только один путь превращения знаний в образование. Эта трансформация совершается в сознании обучающегося, в результате чего формируется и развивается личность [2]. Обучающиеся нуждаются как в новых практических навыках и теоретических знаниях, так и в способности постоянно их совершенствовать. Следовательно, им необходимо развивать культуру непрерывного обучения, обучения в течение всей жизни. ИКТ разрушают рамки традиционного образовательного процесса; их использование ведет к преодолению возрастных, временных и пространственных барьеров. Сейчас повсеместно и в самых разных условиях люди всех возрастов и профессий постоянно учатся.

Таким образом, практика внедрения инновационных моделей образования и новых форм учебного процесса базируется на использовании передовых информационно-коммуникационных технологий, сетевых сервисов и средств. Они реализуются в составе интерактивной образовательной среды, обеспечивая связность содержательных, методических и технологических компонентов обучения и реальную возможность повышения качества образования.

В заключение можно сделать вывод, что влияние информационно-коммуникационных технологий на профессиональное образование не ограничивается модернизацией дидактических методов. Оно должно приводить к внутреннему развитию образовательных учреждений и их трансформации в образовательные сообщества. Таким образом, внедрение информационно-коммуникационных технологий является одним из приоритетных направлений, обеспечивающим достижение высокого качества профессионального образования.