Использование современных педагогических технологий в образовательном пространстве

Ковязина Анжелика Заурбиевна

Ковязина А.З.,

преподаватель педагогики

Использование современных педагогических технологий в образовательном пространстве

 

Интенсивное развитие науки, и массового образования в ХХ в. породило множество проблем, которые традиционная система образования оказалась не в состоянии решить.

Проблема технологизации педагогического процесса стала актуальной уже в послевоенные годы и была направлена на поиск средств, которые превратили бы обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированными результатами.

Первый подход к разработке педагогических технологий был связан с внедрением ТСО и информационных технологий. Считалось, что накопление технических средств создает благоприятные условия для модернизации обучения.

На рубеже 1960-1970-х гг. стало ясно, что создание усовершенствованного и технического оснащения учебного процесса не решит проблемы модернизации образования. Технологизация обучения была связана с программированным обучением – внедрение кибернетических принципов в учебный процесс. Характерной чертой программированного обучения становится уточнение учебных целей и последовательная, поэлементная процедура их достижения.

В 1970-1980-е гг. появляется новое понимание сущности педагогических технологий, которое связано с подходом к ней как к способу управления педагогическим процессом, системного его построения. Можно выделить несколько подходов к определению понятия «педагогическая технология»: процессуальный, инструментальный, личностный и системный подходы.

Для технологии образования характерны:

- системность;

- воспроизводимость;

- результативность.

Сегодня современному педагогу недостаточно иметь только знания об уже существующих образовательных технологиях, необходимо еще и умение их применять в практической деятельности.

Внедрение современных технологий обучения в педагогическую практику позволяет сделать педагогический процесс более управляемым и эффективным на основе его системного построения, конструирования, а их освоение преподавателями значительно повышает уровень их профессиональной компетентности и педагогического мастерства.

Особый интерес представляют профессионально ориентированные технологии, разрабатываемые для учреждений профессионального образования, которые обеспечивают, прежде всего, решение задач полноценной профессиональной подготовки будущего специалиста и используются не только в рамках специальных дисциплин, но предполагают организацию целостного профессионально направленного педагогического процесса. Специфической особенностью данных технологий является профессионально-деятельностная ориентированность, направленность обучения на овладение студентами профессиональной деятельностью в процессе учебной деятельности.

Современные профессионально ориентированные технологии в основе своей являются личностно-ориентированными и позволяют обеспечить профессиональное становление конкурентноспособного специалиста, готового к полноценной профессиональной деятельности.

Наше учебное заведение, в частности, Адыгейский педагогический колледж им.Х. Андрухаева осознает необходимость внедрения современных образовательных технологий в процесс подготовки будущих специалистов для «Новой школы».

Деятельность студентов связана с познанием, что по своей сути связано с новизной и развитием творческих способностей. Для творчества студентов характерно нестандартность мышления и деятельности, в результате чего рождается новое полезное решение или продукт деятельности, выходящий за рамки общепринятых стандартов.

Основой творчества студента является внутренняя мотивация, воображение, гибкость ума, дивергентное мышление (обнаруживать расхождения), воля, деятельность и трудолюбие.

Например, одним из основных условий развития творческих способностей студентов является использование нестандартных подходов в обучении, в частности использование активных методов обучения, которые направлены на применение полученных знаний к решению практических задач. Они выполняют функции углубления знаний, умений, контроля и коррекции, стимулируют познавательную деятельность, способствуют формированию таких качеств, как гибкость ума, креативность мышления, организаторские умения и творческие способности.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование современных образовательных технологий приносит результаты в плане подготовки будущих специалистов для современной школы.