Выступление на цикловой комиссии СТУЗ с докладом из опыта работы

Использование компьютерной техники и компьютерного обеспечения в курсовом проектировании специальности 08.02.08 "Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_kompyuternoy_tehniki.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Использование компьютерной техники и компьютерного обеспечения в курсовом проектировании по ПМ.02 «Организация и выполнение работ по строительству и монтажу систем газораспределения и газопотребления» специальности 08.02.08 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения»

Основными направлениями деятельности наших выпускников являются проектирование, строительство и эксплуатация систем газораспределения и газопотребления.

Широкое использование вычислительной техники во всех этих сферах деятельности современного техника (мастера, инженера) предъявляет к его профессиональной квалификации ряд дополнительных требований, заключающихся в овладении новыми информационными, в значительной мере формализованными технологиями инженерного труда.

Практически все организации, не зависимо от форм собственности и сфер деятельности (проектные, строительно-монтажные, эксплуатационные) перешли на учет и обработку данных на ПК.

Проектные организации выполняют все чертежи, как правило, в программе «АВТОКАД», с прикладными программами, позволяющими быстро выполнять трудоемкие расчеты систем газоснабжения и газопотребления.

Строительно-монтажные и эксплуатационные организации для планирования строительных и ремонтных работ широко используют программу «Гранд-смета».

В связи с вышесказанным, выпускник техникума, чтобы быть конкурентоспособным должен быть не только технически грамотным, но и достаточно хорошо владеть компьютерной техникой и САПР.

Важную роль на протяжении всей учебы в техникуме играют многочисленные задания и учебные проекты с большим объемом вычислительной работы. Так, студенты специальности 08.02.08 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения» выполняют курсовые проекты по ПМ.01 «Участие в проектировании систем газораспределения и газопотребления», ПМ.02 «Организация и выполнение работ по строительству и монтажу систем газораспределения и газопотребления», выполняют задания по ПМ.03 «Организация, проведение и контроль работ по эксплуатации систем газораспределения и газопотребления».

Поэтому значительные усилия в области компьютеризации учебного процесса на технических специальностях направляются на автоматизацию трудоемких учебных работ. Таким образом, студенты с плохим почерком и графикой при выполнении курсового проекта на ПК не рискуют получить заниженную оценку из-за некачественного оформления.

Но при всей несомненной полезности автоматизация выполнения курсового проекта в учебных задачах не всегда приводит к повышению качества собственно профессиональной подготовки студента.

К тому же относительная легкость получения результата с применением ПК снижает интерес к курсовому проекту. Скрытость вычислительных процессов, выполняемых на ПК не позволяют проследить связь значений варьируемых переменных при построении продольного профиля газопровода или подбора диаметра трубы, подсчете объемов земляных работ. Только выполнение расчетов как прежде вручную дает возможность студенту уяснить основные принципы и закономерности, например, нельзя в траншею засыпать земли больше, чем из нее выкопали и т.д.

Однако выполнение курсовых проектов без привлечения ПК, в силу не достаточной интенсивности и малой престижности, уже не удовлетворяют современным требованиям.

Анализируя опыт проведения курсового проектирования специальности 08.02.08 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения», очевидно, что в начале 2000 г. (2002 – 2005 г.) количество курсовых проектов, выполненных на компьютере составляло 2 – 3 на группу. При этом качество проектов было высоким. Их выполняли технически грамотные студенты, понимающие смысл расчетов, зачастую самостоятельно составляли несложные программы в MC Excel для выполнения трудоемких расчетов: гидравлический расчет систем, построения продольного профиля трубопровода, определения объема земляных работ и т.д. Безусловно, в данном случае осмысленное применение компьютерной техники требует поощрения. Технически грамотный выпускник, хорошо владеющий ПК и САПР обязательно реализует себя в жизни.

На сегодняшний день количество курсовых проектов, выполненных на компьютере составляет 100 %, причем большая часть выполняется студентами с низкой технической подготовкой. Выполненные ими курсовые проекты, как правило, безлики, зачастую, отличающиеся только цифрами в расчетах. При этом студенты ленятся даже прочесть набранный текст. В результате преподавателю приходиться многократно вычитывать и исправлять одни и те же ошибки. Преподаватель специальных дисциплин вначале проверяет выполненные студентом вручную расчеты, затем студенты переносят данные в электронный вариант. Не смотря на достаточно большое количество часов, выделенное на ОП.09 «Информационные технологии в профессиональной деятельности» и ОП.15 «Автоматизация проектирования» студенты не могут объяснить преподавателю информационных технологий, что им нужно выполнить и как должен выглядеть конечный результат. Таким образом хороших результатов в освоении ПК и САПР можно добиться только при тесном взаимодействии преподавателей спец. дисциплин и ИТ. Наилучшего взаимодействия удается добиться только при проведении бинарных занятий, когда преподаватель технических дисциплин объясняет суть выполняемого расчета или чертежа, а преподаватель ИТ – техническую сторону выполнения задания с применением ПК и САПР.

Резюмируя сказанное, можно сделать вывод, что, для выпуска технически грамотных специалистов 08.02.08 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения», хорошо владеющих ПК и САПР необходимо тесное сотрудничество преподавателей специальных дисциплин и ИТ.

Преподаватель спецдисциплин ГБПОУ КО «Калужский коммунально-строительный техникум» им. И.К. Ципулина

Павлова Е.А.