ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СПО

 

Аннотация: В современных условиях информационного общества перед системой профессионального образования стоит задача подготовки интеллектуально развитых высоко квалифицированных специалистов, способных к обучению в течение всей жизни, которую призвано решить с помощью внедрения ФГОС по профессиональному образованию. Но проблема литературного образования в системе СПО стоит остро, и способом для ее решения является метод учебного проектирования, который находит свое обоснование применения в этой сфере образования как метод, способствующий формированию ценностных ориентаций у подрастающего поколения в современном социо - поликультурном пространстве.

Целью среднего профессионального образования в современных условиях информационного общества является подготовка интеллектуально развитых высоко квалифицированных специалистов, способных к обучению в течение всей жизни. С введением нового ФГОС, являющимся, по мнению разработчиков пособий нормативно- правовых актов по внедрению ФГОС в систему профессионального образования, «отражением социального заказа, своего рода общественным договором, согласующим требования современного рынка труда, семьи, общества и государства» перед СПО поставлена непростая задача – формирование духовно богатой и творчески развитой личности учащегося (студента).. И мы все знаем, что «духовной культурой» народа, его особой ценностью и достоянием всегда являлось литературное наследие.

В условиях системы профессиональной подготовки кадров проблема литературного образования стоит особенно остро: сокращение учебного времени в пользу усиления профессионального обусловлено практикоориентированностью образовательного процесса, но более значительное, даже по сравнению с базовым школьным образованием, сокращение часов для изучения литературы на базовом уровне в СПО (117 часов – обучение 1 год), создает ряд серьезных противоречий: с одной стороны — целью гуманизации СПО является раскрытие способностей каждого учащегося, с другой стороны – ставит под сомнение целесообразность использования имеющихся средств обучения, т.к. до сих пор отсутствует разработанная система педагогических условий, способствующих реализации творческой деятельности в гуманитарной сфере на практике.

Несмотря на обоснование необходимости творческой деятельности на уроках гуманитарного цикла, присутствующих и в программах по литературе, разработка технологии самостоятельной творческой деятельности учащихся остается только делом преподавателя. Так, например, по программе СПО рекомендуемое количество часов на освоение материала дисциплины в разряде максимальной учебной нагрузкой выделено всего 117 часов, столько же часов составляет и обязательная аудиторная нагрузка, в то время, как в разряде самостоятельной работы обучающегося предполагается 0 часов. Безусловно, преподаватель поставлен в условия «творческого поиска», когда на самостоятельную работу учащегося ему необходимо изыскать резерв за счет других «инновационных» решений.

Другая, не менее серьезная проблема, это проблема учебных пособий. До сих пор не разработаны в должном объеме линии учебников для среднего профессионального обучения (не говоря о разведении на базовый и профильный уровни).

Еще одной из ключевых проблем современного образования остается уровень читательских умений вчерашних школьников – первокурсников колледжей. Неумение читать – причина, ведущая к ослаблению учебной мотивации, оказывает негативное влияние на формирование аналитических способностей учащихся, их интеллектуальное развитие, что неминуемо отражается на качестве обучения: не овладев техникой чтения,студент не имеет возможности понять смысл прочитанного текста.

Решение этих многочисленных специфических проблем возможно через применение метода учебного проектирования, т.к. метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, результатом которого является предъявление реального общественно значимого практического результата – учебного продукта с последующей рефлексией и процедурой перепроектирования.

Метод проектирования - педагогическая технология, которая включает в себя методы исследования, поиска, анализа, сопоставления, переработки, прогнозирования в их взаимосвязи. Метод проектов не существует сам по себе, а вписывается в систему личностно-ориентированного обучения, которое включает в себя также разнообразные проблемные методы (дискуссии, исследовательские, поисковые), дифференциацию обучения (разноуровневое обучение). Синтез учебно-познавательных приёмов, позволяющих студентам решить конкретную проблему самостоятельно, в результате своих умозаключений, способствует формированию у студентов критического мышления, развитию индивидуальных познавательных способностей. Таким образом, «в современных условиях решение проблемы общеучебных умений начинает осуществляться на новом идеологическом основании – компетентностном подходе к содержанию образования. Так, В.А. Болотов и В.В. Сериков подчеркивают: «Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения разрешать проблемы». Многочисленные исследования, проведенные в этой области, убедительно доказывают, что проектная деятельность оказывает влияние на детей по-разному. Так, для одаренных – это эффективное средство развития коммуникативных качеств, а для детей с практическим складом ума или пониженным интеллектом – это мощное средство активизации познавательной мотивации и преодоления у них закомплексованности, неуспешности в учебном процессе.

Так, при изучении вводной темы «Характеристика русской литературы 1 половины XIX века» (рук. проекта преподаватель русского языка и литературы ИутинскаяГ.И.) для «продвинутого» студента Чугунова Кирилла , обучающего группы 17 «Сварщик» не составило особого труда подготовить объемное серьезное исследование с привлечением материалов из достоверных источников и архивов на основании хорошо проработанного библиографического списка литературы. Так Аникин Артем, обучающийся группы 18«Мастер отделочных и строительных работ» подготовил серьезное историко-литературное исследование по теме: «Влияние декабристов на становление русской литературы» (рук. проекта преподаватель русского языка и литературы Иутинская Г.И.2012г), в котором он восстановил поименно список всех декабристов - солдат, принявших участие в восстании на Сенатской площади! Этот ученический труд, проект разрабатывался в течение 1полугодия, лег в основу литературной гостиной « Любовью к Родине дыша...», посвященной 195-летию со дня восстания декабристов. исследовательская работа по теме: «Павел Катенин — декабрист, участник Отечественной войны». Выполнила студентка 2 курса 11-12 группы Анисимова Ирина. Руководитель - Иутинская Галина Ивановна

  • декоративно-прикладное творчество: создание кандалов - «Но будь спокоен, бард! - цепями, своей судьбой гордимся мы...» Выполнил студент 2 курса Матросов Герман. Руководитель Иутинская Галина Ивановна

  • декоративно-прикладное творчество: создание экспозиции литературного музея, посвященной 190-летию восстания декабристов. Руководитель Иутинская Галина Ивановна

  • декоративно-прикладное творчество: создание работы в технике батик для Всероссийского конкурса «Товарищ, верь!..» (рук. проекта преподаватель русского языка и литературы Кубасова И.С.)

Заключительным этапом данной работы явилась литературно-музыкальная гостиная «Любовью к родине дыша...», посвященная 190-летию восстания декабристов, которая объединила преподавателей и студентов нашего колледжа. Во время проведения мероприятия был создан фильм, запись которого прилагается на электронном носителе. Эстафету продолжил другой студент – Финогенов Андрей с проектом «Н.А. Некрасов – живая душа русского народа» (рук. проекта преподаватель русского языка и литературы Иутинская Г.И. ), совершил литературоведческое исследование поэтического наследия русского поэта с приложением сборника стихотворений, вошедших в антологию русских народных песен на диске.

Следующим значимым учебным проектом является проект «Люблю мечты моей сознанье…», который стал результатом работы творческой группы студентов I курса 1группы («Парикмахерское искусство»2014-15 уч.год) во время подготовки недели русской словесности, посвященной 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова.

Была организована работа по следующим направлениям:

  • исследовательская работа по теме: «Размышление о поколении». Выполнила студентка 1 курса 1группы Романова Виктория. Руководитель - Иутинская Галина Ивановна.

  • исследовательская работа по теме: «Поэт и музы». Выполнила студентка 1 курса 1группы Козлова Алена. Руководитель - Иутинская Галина Ивановна.

  • исследовательская работа по теме: «Своеобразие поэтического языка М.Ю. Лермонтова. Выполнила студентка 1 курса 1группы Курочкина Александра. Руководитель - Иутинская Галина Ивановна.

  • исследовательская работа по теме: «Тема Родины в поэзии М.Ю. Лермонтова». Выполнила студентка 1 курса 1 группы Попова Виктория. Руководитель Иутинская Галина Ивановна.

  •  

  • буклет «М.Ю. Лермонтов- художник» Выполнила студентка 1 курса 1 группы Евгеньева Алена. Руководитель Иутинская Галина Ивановна

  • декоративно-прикладное творчество: создание экспозиции литературного музея, посвященной 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. Руководитель Иутинская Галина Ивановна.

 

Заключительным этапом данной работы явилась литературно-музыкальная гостиная «Люблю мечты моей сознанье…», посвященная 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова, которая объединила преподавателей и студентов нашего колледжа. Во время проведения мероприятия был создан фотоколлаж,

 

Применение технологии проектов в обучении литературе имеет свои особенности. Совмещение учебного и внеучебного времени, использование возможностей дистанционного консультирования с преподавателями по проблеме проекта, организация доступа к информационным источникам через различные виды и средства коммуникации – традиционные (библиотека , книги, энциклопедии, архивы), инновационные (электронные каталоги федеральных, региональных библиотек, электронные ресурсы архивов, музеев, библиотек, Интернет и др. источники) – является стимулом к активизации и повышению учебно-познавательной мотивации студентов СПО, а высокие критерии оценки, – качеству результата проектной деятельности с обязательной самопрезентацией проектного продукта и последующей рефлексией.

Таким образом, метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся и предполагает владение определенными интеллектуальными умениями анализа, сопоставления, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования, умение работать с различными источниками информации. Всеми данными умениями и навыками необходимо обладать современному молодому специалисту, чтобы быть компетентным в своей профессии специалистом в современном информационном обществе.

 

Литература

 

1. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе/ В.А. Болотов, В.В. Сериков// Педагогика. – 2003. – № 10. – С.8–14.

2. Воровщиков С.Г. Учебно - познавательная компетентность старшеклассников: состав, структура, деятельностный компонент: Монография. – М.: АПК и ППРО, 2006. – 160 с., с.156 3. Концепция структуры и содержания общего образования (в 12-летней школе): Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 № 224// Нормативно-правовые основы проведения эксперимента по обновлению структуры и содержания образования в Российской Федерации. – М.: АПК и ПРО, 2002. – С. 43-50

4. Олешков М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие. –– Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. – 144 с., с109

5. Проблемы и перспективы теории и практики ученического проектирования. Сборник статей/ Под ред. Пахомовой Н.Ю.,-М.:МИОО,2005. 214с.//Метод проектов: история вопроса. /Полат Е.С., доктор пед. наук, профессор ИСМО,РАО/,с.22;6

6. Соответствие нормативной базы образовательного учреждения с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов НПО И СПО. Сборник документов «В помощь руководителям, преподавателям и мастерам производственного обучения ОУ НПО и СПО» сост.: Травкина Н.Н., Агищева Т.И., Каруна Т.А., Трутаева Л.А., Пыжова Т.В., Павленко В.Н..Курск: Изд-во ООО «Учитель», 2012 г. 146 с.; с 6

7. Сосновская И.В.,Современные проблемы изучения и преподавания литературы. Сборник научных и методических трудов. // Выпуск 9.; Иркутск, 2008; с 29.

8. Татьянченко Д.В. Развитие общеучебных умений школьников/ Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков// Народное образование. – 2003. – № 8. –С.115-126

9. Шамова Т.И. Избранное. – М.: Центральное издательство, 2004. – 320 с.

10. Творческое объединение «Живое слово»: http://zivoeslovo.ucoz.ru