ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ»
Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Мордовия среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение)
«Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум
имени А.П. Байкузова»
|
|
|
Методическая разработка
на тему:
«ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ»
Разработала куратор группы: Федотова С.Н.
Введение.
Проблема адаптации актуальна на протяжении всей жизни человека. Потребность в ней возникает, когда человек появляется в новой для него среде, и привычное поведение становится неэффективным, необходимо преодолевать возникшие трудности, искать новый стиль поведения. Адаптация студентов в группе и в новом образовательном учреждении – самая главная проблема, которую необходимо преодолеть, как можно быстрее и, желательно, с положительным исходом. Техникум и его преподаватели в преодолении этой проблемы играют большую роль. Первокурсники при поступлении в первую очередь приобретают новую роль – студент, они методом проб и ошибок пытаются освоить ожидаемое от них поведение, на основе которого строят отношения со сверстниками, преподавателями. Большую роль в социальной адаптации играет формирование группы, чем быстрее она сформируется, тем быстрее студенты освоят свою новую роль.
В момент адаптации у студентов происходит кардинальная смена деятельности и окружения, их внутренние установки претерпевают сильные изменения. Происходит переориентация ценностей, освоение новых социальных ролей, студенты по - другому начинают воспринимать себя и других.
Цель методики – создание условий для успешной адаптации студентов первого курса.
Задачи:
1. Создание благоприятных условий для развития личности студентов, свободного и полного раскрытия их способностей;
2. Развитие групповой сплоченности, создание благоприятного психологического климата в коллективе;
3. Развитие навыков эффективного межличностного взаимодействия, повышения уверенности в себе.
Формы работы:
- классный час, беседа, обсуждение, презентации, тренинги, занятия, курсы.
Механизмы реализации:
Процесс адаптации первокурсника протекает по следующим уровням:
1. Приспособление к новой системе обучения.
2. Приспособление к изменению учебного режима.
3. Обучение в новом коллективе.
В процессе адаптации студентов-первокурсников к обучению в техникуме выявляются следующие трудности:
1. Недостаточная мотивационная готовность к выбранной профессии;
2. Выбор оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
3.Боязнь публичных выступлений перед своими однокурсниками и преподавателями;
4. Социально-экономические проблемы у иногородних студентов: обеспечение себя жильем и финансовыми средствами, незнание города, отсутствие эмоциональной поддержки родных и близких.
Успешное решение этих проблем связано с внедрением предлагаемой мною методики, которая способствует более эффективной адаптации первокурсников на разных уровнях:
- образовательном – адаптация к учебной деятельности;
- психологическом – развитие мотивации к обучению, уверенности в себе;
-межличностном – обеспечение процессов эффективного межличностного взаимодействия.
Для оптимальной адаптации студентов к обучению в техникуме важно знать жизненные планы и интересы первокурсника, уровень притязаний и самооценки; способность к сознательной саморегуляции поведения. Но самое главное, что именно на первом курсе формируется «Студент», закладывается фундамент на последующие годы. Не случайно такие перемены происходят у первокурсников в первый год обучения, а последующие годы не дают столь больших изменений. Смена привычной обстановки приводит к тому, что многие студенты, привыкшие ранее к постоянному контролю со стороны родителей и педагогов, расслабляются, не могут организовать свое время и уже на первой аттестации становятся кандидатами на отчисление, поэтому внедрение данной методики способствует:
1. Оптимизации учебной деятельности студентов;
2. Оптимизации процесса адаптации первокурсников к условиям техникума;
3. Развитию личности студента, раскрытию его интеллектуального и личностного потенциала;
Используемая методика, с одной стороны, направлена на создание для первокурсников такой образовательной среды, которая поможет в решении значимых для их возраста и положения проблем, с другой стороны обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности, которая позволяет избежать основных трудностей адаптации и совместить усилия преподавателей и студентов при организации образовательного процесса. В основном вся работа рассчитана на первый год обучения и предлагает проведение мероприятий, которые условно можно разделить на 2 этапа.
1.Первый этап (первый семестр) - предполагает оценку соматического и психологического статуса первокурсников, их информирование об условиях, организации и содержании учебной деятельности в техникуме; выработке рекомендаций и разработке индивидуальных программ для адаптации первокурсников в новой образовательной среде.
2. Второй этап (второй семестр) - предусматривает использование полученной информации для проведения семинаров, внеклассных мероприятий позволяющих предотвратить возникновение проблемных ситуаций в учебном процессе.
На первом, профилактическом, этапе со студентами проводятся беседы, лекции знакомства, с целью скорейшего формирования сплочения ученических групп. Диагностические исследования с целью выявления проблем в развитии психических процессов, посещение уроков с целью выявления проблем в организации коллективов и адаптации, бывших абитуриентов к учебному процессу. Для родителей проводятся общетехникумовские и групповые родительские собрания.
На втором этапе осуществляется диагностика удовлетворенности обучающихся образовательной средой, что включает в себя особенности взаимоотношения с педагогами, удовлетворенность работы библиотеки, столовой, организацией досуга, отношениями в учебной группе и с группой в целом. Так же определяются мотивы учения, мотивы выбора профессии и данного учебного заведения, а кроме этого диагностика ценностных ориентацией и особенностей самооценки.
Календарно-тематическое планирование по реализации методики адаптации студентов-первокурсников
Номер занятия | Наименование мероприятия и форма проведение | Ответственный |
1 | Внеклассные мероприятия (тренинги, занятия, анкетирование) на знакомство группы («Снежный ком», «Паспорт знакомства») | Куратор группы и студенты - первокурсники |
2 | Анкетирование студентов по выявлению творческих интересов | Куратор группы и студенты - первокурсники |
3 | Проведение тренинга адаптивности или личностного роста студентов 1 курса | Куратор группы и студенты - первокурсники |
4 | Тестирование студентов по выявлению уровня удовлетворенности результатами зимней сессии | Куратор группы и студенты - первокурсники |
5 | Итоговое исследование уровня адаптации студентов – первокурсников (проведение игр на сплочение, доверие и взаимодействие группы «Маятник», «Мой идеальный коллектив», «Глаза в глаза», «Общие объятия») | Куратор группы и студенты - первокурсники |
6 | Составление сводной ведомости по итогам диагностики социальной адаптивности обучения в техникуме студентов-первокурсников | Куратор группы и студенты - первокурсники |
С первых дней обучения в техникуме именно куратор организует специальную работу по формированию благоприятного социально – психологического климата в группах. Во многом успешность студенческой социализации зависит от характера взаимоотношений первокурсников. Для этого, например мною была разработана программа развития группы «Путь к успеху», целью которой является создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе. Данная программа предназначена для организации системной работы кураторов со студентами, где особое место уделяется внимание адаптации первокурсников, для этого программа предполагает использование тренингов. Задания, предлагаемые для организации тренинга, не являются сложными и направлены, в основном, на знакомство и сплочение группы. Исходя из данной программы, деятельность куратора должна опираться, на ряд принципов:
Учеба – познавательная деятельность. Процесс воспитания, становления, адаптации неразрывно связан с процессом обучения и развития и является стержневым в формировании личности человека.
Социализация – социальная деятельность. Включение студентов в различные социальные общности (класс, клубы, объединения, организации) создаёт условия для реальных социальных проб, которые формируют готовность к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы социальных отношений.
Позитивность – продуктивная деятельность. Формирование у студентов положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя во взрослой жизни и будущей профессии.
Единство – коллективная деятельность. Представляет единство обучения и воспитания. Именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей первокурсника.
Заключение
Подготовка и проведение разноплановых внеклассных мероприятий способствует студентам вырабатывать в себе такие качества, как обязательность, ответственность, дисциплинированность: успех любого дела зависит от четкой взаимосвязи и взаимозависимости участников мероприятия, от того, насколько они могут надеяться друг на друга. Совместная творческая работа развивает в участниках дух коллективизма (корпоративности), здорового и позитивного патриотизма, которые основаны на объективной оценке их деятельности со стороны окружающих. Чувство локтя, единства с товарищами приносит глубокое моральное удовлетворение. Кроме того, заслуженная и обоснованная гордость за результаты своего труда и труда своих товарищей значительно сказывается на чувстве собственного достоинства – немаловажный фактор для самоутверждения личности
ЛИТЕРАТУРА
1. Аболенцева Р.А. Программы организации учебного процесса с различными группами учащихся // Журнал Завуч. – 2004. – №8. –С. 67
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-познавательного процесса. // Просвещение, 2012. – 192 с.
3. Выготский Л.С. Психология.– М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.– 1008 с. – (Серия "Мир психологии").
4. Куратору, работающему с первокурсниками: Метод. пособ. / Сост. Л.И. Станиславчик.– Барановичи: БГВПК, 2011.- 150 с.
5. Казначеев В.П. Современные проблемы адаптации. М., 2000.
6. Китаев – Пергаменщик Л.А. Самопомощь в кризисных ситуациях. Психологический практикум. – М.,