Формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках информатики

Сазанова Анастасия Александровна

Для каждого преподавателя очень важно понимать, что повышение интереса обучающихся к изучаемой дисциплине, очень часто напрямую зависит от формы проведения занятия. Преподаватель должен создавать такие условия, которые позволили бы самореализоваться каждому обучающемуся. Именно правильный выбор форм организации учебных занятий помогает активизировать познавательную деятельность студентов и проявить себя в ходе выполнения задания.

В педагогической науке выделяют следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая и фронтальная. Каждая из перечисленных форм подходит для организации уроков информатики. Однако в своем выборе следует учитывать, какой материал будет даваться студентам. Будет ли это новый теоретический материал, или же отработка практических навыков за компьютерами.  В связи с этим следует рассмотреть каждую форму организации учебной деятельности отдельно.

Индивидуальная форма организации работы предполагает самостоятельное выполнение заданий обучающимися. Существенным плюсом такой формы организации работы является то, что задания могут быть одинаковыми как для всех обучающихся учебной группы, так и для каждого индивидуальны в зависимости от уровня его подготовки. Различные задания так же помогают организовать дифференцированный подход к изучению дисциплины. В своей практике мной наиболее часто применяется индивидуальная форма организации работы при проведении практических занятий. Каждому студенту отдельно выдается сборник практических работ. Обучающиеся работают за отдельными компьютерами, оттачивая свои практические навыки индивидуально. Так же для повторения практического материала каждому студенту дополнительно выдаются карточки с заданиями разного уровня сложности в зависимости от уровня выполнения практической работы данной тематики. Данная форма проведения учебных занятий информатики является наиболее важной и продуктивной, потому что помогает оттачивать практические навыки, не повторяя чужие ошибки и не опираясь на мнение других. Студенты, работающие индивидуально, показывают большие успехи в изучении дисциплины, чем студенты работающие в групповой форме.

Однако групповая форма организации учебной деятельности так же является важной. Наибольшее свое применение она так же как индивидуальная находит при организации практических занятий. Такая форма предполагает разделение обучающихся на отдельные группы. Численность отдельной группы может варьироваться преподавателем в зависимости от конкретного задания. Каждая созданная группа выполняет поставленные перед ней цели и задачи. Успех выполнения задания зависит от правильного распределения обязанностей, от помощи друг другу внутри группы, а так же от своевременной поддержки преподавателя. На уроке информатики для организации групповой формы деятельности наиболее подходят деловые игры. Каждая группа стремится выполнить свое задание быстрее и качественнее. При правильном распределении обязанностей задействованы становятся все участники группы. Однако же это и является главным минусом такой организации работы. Не всегда у обучающихся получается правильно распределить роли внутри группы.

Последней формой организации учебной деятельности является фронтальная. Особенностью такой деятельности является то, что все студенты выполняют на занятии общую задачу, которую поставил перед ними преподаватель. На занятиях информатики такая форма учебной деятельности подходит для первичного усвоения материала. Преподаватель может вести беседу со всей группой в едином темпе, задавая вопросы и получая на них ответы. Единственный недостаток такой формы организации  учебной деятельности заключается в том, что не все обучающиеся хорошо вливаются в темп проводимого занятия. Зачастую такая ситуация может сложиться с обучающимися, которые плохо усваивают новый учебный материал или же по каким-то причинам неуверенно чувствуют себя, выступая перед целой аудиторией. При снижении темпа занятий более сильные обучающиеся теряют интерес к изучаемой дисциплине.

Все рассмотренные выше формы организации ученой деятельности находят свое применение на уроках информатики. Опираясь на свой опыт, можно сказать, что продуктивной формой является индивидуальная, которая под наблюдением преподавателя, дает хорошие результаты по изучению дисциплины.