Формы самообразования педагога с применением информационно-коммуникационных технологий

Сазанова Анастасия Александровна

В условиях реализации ФГОС основой эффективности образовательного процесса является профессиональная компетентность преподавателя. Фундаментом профессиональной компетентности является непрерывность самообразования. Еще К. Д. Ушинский говорил: «Учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». Именно поэтому самообразование, в основе которого всегда лежит мотивация,  является одним из добровольных путей повышения профессионального мастерства.

В настоящее время существуют различные формы самообразования, и каждый преподаватель вправе решать сам, какой вариант подходит именно ему.  Наиболее распространенной и давно существующей формой самообразования является индивидуально-групповая работа. Индивидуально-групповая работа включает в себя проведение научно-исследовательской работы по интересующему вопросу; изучение различной профессиональной литературы; посещение занятий других преподавателей и проведение анализа посещенных уроков; поиск инновационных методик преподавания и проведения внеклассных мероприятий.

Но с развитием «информатизации общества» и с быстро меняющимся темпом жизни людей, все большую популярность приобретают формы самообразования, основанные на сетевых технологиях. В современном обществе «информатизация» не только диктует определенные требования к профессиональным навыкам преподавателя, но и предоставляет дополнительные формы самообразования. Согласно определению информатизация общества – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена. Поэтому в условиях информатизации общества важную роль в самообразовании педагога стали играть информационно-коммуникационные технологии. «Информационно-коммуникационные технологии (сокр. ИКТ) – это обобщенное понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации». Преподавателю важно знать и понимать какие средства информационно-коммуникационных технологий возможно применять для профессионального развития. 

Основой ИКТ являются компьютеры и всемирная сеть Интернет. Именно сеть Интернет позволяет преподавателям открыть для себя дополнительные  формы самообразования.

  • Для обмена опытом существуют различные сетевые педагогические сообщества. Примером может служить сеть педагогических работников www.nsportal.ruи www.multiurok.ru. Сетевые сообщества позволяют не только общаться и делиться своим педагогическим опытом, но и развивать навыки работы с интернет-ресурсами. Такая форма самообразования предоставляет ряд преимуществ. К ним относятся: самостоятельное создание своего собственного сайта и блога;  свободное использование различных методических материалов в своей работе (рабочих программ, методических разработок тематических часов, внеклассных мероприятий и тд.);  наблюдение за педагогической деятельность работников образования не только своего учебного заведения, но и различных учебных заведений России. 
  • Дистанционные конференции, конкурсы.  Данная форма  самообразования так же не обходится без использования интернет-ресурсов. Основными преимуществами данной формы самообразования педагога являются: возможность выбора  актуальной для преподавателя темы конференции; удобное время для участия; возможность дистанционного участия, не выходя из дома.
  • Вебинары. Вебинар – это онлайн-семинар, проведение которого осуществляется через сеть Интернет.  Онлайн-семинары являются эффективной формой самообразования. Можно прослушать различное множество вебинаров и вынести оттуда необходимую для себя информацию. Основными преимуществами такой формы самообразования  являются: экономия времени на участие; отсутствие расстояний; возможность задавать интересующие вопросы и получать квалифицированные ответы. Недостатком такой формы самообразования является зачастую достаточно высокая цена для получения сертификата участника.
  • Дистанционные курсы повышения квалификации. В рамках таких курсов педагог может в полной мере удовлетворить свою потребность в самообразовании. Главным достоинством таких курсов является возможность совмещения с работой в силу дистанционного участия и удобного времени проведения.

Каждый преподаватель сам выбирает какую форму самообразования ему лучше использовать. Но какая бы форма ни была выбрана, главным результатом самообразования будет являться профессиональное развитие и рост педагога. В процессе самообразования преподаватель сможет разработать новые формы обучения, повысить качества преподавания дисциплины, разработать всевозможные методические материалы, собственные инновационные технологии для проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий. Таким образом, можно сказать, что чем больше различных форм самообразования будет использовать преподаватель в своей работе, тем заметнее будет результат от проделанной работы.