Статья "Современные формы и методы проведения урока производственного обучения"

Конаныхина Елена Геннадьевна

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sovremennye_metody_prepodavaniya.docx15.33 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ 

Главное место в системе формирования квалифицированного рабочего в профессионально-техническом учебном заведении занимает производственное обучение. 
Производственное обучение – важнейшая составная часть процесса подготовки квалифицированных рабочих. 

Производственное обучение учащихся подразделяются на 3 этапа: 
• производственное обучение в учебных мастерских, в учебных лабораториях; 
• производственное обучение в условиях производства; 
• производственная практика. 
Каждый этап имеет свои специфические цели и место в учебном процессе, продолжительность их различная в зависимости от специфики профессии; она определяется программой производственного обучения. 

Основная задача производственного обучения учащихся в колледже – научить их планировать, подготавливать, осуществлять, контролировать и обслуживать характерный для их профессии производственный процесс. 

Структура урока производственного обучения: 
Структурна урока производственного обучения включает три основных элемента: 
- вводный инструктаж; 
- упражнения (самостоятельная работа) учащихся и текущее инструктирование их мастером; 
- заключительный инструктаж. 

Основная задача вводного инструктажа – создание у учащихся полного и развернутого представления учебно-производственного процесса, его условиях, средствах, способах контроля и самоконтроля. 
Главная задача текущего инструктирования учащихся мастером – руководство их деятельностью при выполнении учебно-производственных работ, контроль и анализ их знаний, умений и навыков. 
Цель заключительного инструктажа - подведение итогов урока. 

Содержание деятельности преподавателя по руководству производственным обучением учащихся зависит от конкретного содержания (профессии, темы) и периода обучения, подготовленности учащихся, условий обучения. 

Формы обучения: 
Под формами обучения понимают способы построения учебного процесса, определяющие характер учебно-производственной деятельности учащихся, руководство этой деятельностью со стороны преподавателя и структуру занятий. 

Формы организации учебно-производственного труда учащихся подразделяются на: 
Фронтально – групповая: 
Все учащиеся группы выполняют одинаковые или однотипные задания. Цели урока – единая для всей группы. Применяется в основном при фронтальном изучении операции. 
Позволяет осуществлять фронтальность в обучении. Экономит время и усилия преподавателя. Способствует развитию коллективизма. 
Не способствует индивидуализации процесса обучения, ориентировка на «среднего» ученика. 

Бригадная (звеньевая) 
Каждая бригада (звено) выполняет учебно-производственное задание, отличное от других бригад. Применяется при нефронтальном изучении учебных операций и выполнении комплексных работ. 
Позволяет дифференцировать руководство учебно-производственной работой учащихся. Способствует организации взаимопомощи и взаимоконтроля учащихся. 
Усложняется работа мастера по инструктировании и контролю работ учащихся. Затрудняет планирование и материально – техническую подготовку занятий. 

Индивидуальная: 
Учащиеся выполняют различные по содержанию работы. Применяется в основном при выполнении работ комплексного характера. 
Позволяет максимально учитывать индивидуальные различия учащихся, дифференцировать руководство, их деятельность. 
Усложняет планирование и материально – техническую подготовку занятий. Не способствует развитию коллективизма учащихся 
Методы производственного обучения – это способы совместной деятельности мастера и учащихся, при помощи которых достигается овладение учащимися практическими знаниями, умениями и навыками, формируются основы их профессионального мастерства, развиваются умственные, физические и творческие способности. 
Чтобы правильно выбрать методы обучения, необходимо иметь четкое представление об их классификации и области применения. В процессе производственного обучения преимущественно примеряют методы, которые в педагогической литературе классифицируются по источникам знаний и умений на словесные (объяснение, беседа, письменное инструктирование и т. п.), наглядные (показ трудовых приемов, демонстрация наглядных пособий, наблюдения учащихся и т. п.) и практические (упражнения, лабораторно-практические работы, самостоятельная работа учащихся, решение производственно-технических задач). 
Словесные методы используют при проведении вводного инструктажа, а также при текущем инструктировании учащихся в процессе работы. 
Наглядные методы также наиболее характерны для вводного инструктирования учащихся. Среди этих методов обучения следует выделить показ трудовых приемов, применяя который преподаватель формирует в сознании учащихся образ трудовых действий, которые они должны освоить. 
Важнейшими для производственного обучения являются практические методы. Это основные методы формирования умений и навыков учащихся. Поэтому мастеру для успешного руководства производственным обучением нужно, глубоко знать их дидактические возможности. 
В последние годы внимание преподавателя производственного обучения профессионально-технических учебных заведений привлекают методы обучения, в основе классификации которых характер познавательной деятельности учащихся: репродуктивные (объяснительно-иллюстративный и репродуктивный) и проблемно-поисковые (проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский). 
преподаватели производственного обучения дают учащимся специальные задания творческого характера, которые они выполняют самостоятельно или под руководством преподавателя в зависимости от сложности: разработка или улучшение конструкции приспособления, повышающего производительность труда; составление технологической карты и т. п. Широко в производственном обучении мастера применяют межпредметные домашние задания, выполнение которых также способствует развитию поисковой деятельности учащихся. 
Таким образом, в передовой педагогической практике уже наметились определенные пути применения проблемно-поисковых методов в производственном обучении. Задача состоит в расширении этих поисков, в доведении имеющегося опыта до широких кругов практических работников. 
В завершении хочу сказать, что формы и методы производственного обучения - это основа общей методики производственного обучения, применительно к основным периодам обучения.