Главные вкладки

    Практическая деятельность студентов на уроках спецдисциплин и во внеурочное время, как средство активизации познавательного интереса и развития исследовательских навыков

    Федотова Светлана Николаевна

    Практическая деятельность студентов на уроках спецдисциплин и во внеурочное время, как средство активизации познавательного интереса и развития исследовательских навыков

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл moy_opyt_raboty.docx38.6 КБ

    Предварительный просмотр:

    Федотова Светлана Николаевна

                                ГБУ ПО РМ  «Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум

    имени А.П. Байкузова», преподаватель спецдисциплин, город Рузаевка

    Практическая деятельность студентов на уроках спецдисциплин и во внеурочное время, как средство активизации познавательного интереса и развития исследовательских навыков.

    Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса

            Великая цель образования —  не только знания, но и прежде всего действия.
    Н.И. Мирон- эта крылатая фраза в настоящее время особенно актуальна. На мой взгляд, ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса  в техникуме  является активизация познавательной деятельности студентов  на уроках и во внеурочное время. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у студентов, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и преподаватели.

    По-моему, одним из важнейших факторов познавательной деятельности является познавательный интерес. Познавательный интерес к спецдисциплинам способствует развитию мышления студентов, который не может успешно развиваться при отсутствии определенных знаний.

    В изучении спецдисциплин основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать студентов процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, выстраивать логические цепочки, делать выводы. Внедрение исследовательского подхода в обучении способствует усилению мотивации учебной деятельности. Поэтому я огромную роль уделяю  планированию урока. «Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить и ненависть и к тем, кто их преподаёт, и ко всему преподаваемому» Жан-Жак Руссо.

    Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта

    По мнению С. Соловейчика, есть три силы, заставляющих студентов учиться: послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет. Если студенты равнодушны к дисциплине, то увлечение становится тяжелой повинностью.  Мой опыт работы преподавателем спецдисциплин подтверждает, что в нынешней системе профессионального образования, пожалуй, самое сложное – это изучение спецдисциплин. Моя задача – подготовить  специалиста в области работы железнодорожного транспорта, с определенным багажом теоретический знаний, а также  проработать практическую направленность ведь любой работник транспорта в какой-то момент может оказаться в такой ситуации,  когда от грамотных и своевременных действий может зависеть жизнь тысяч людей, поэтому познавательный интерес является одним из значимых факторов в учебном процессе, условием его эффективности.

    Показателями уровня познавательного процесса, которые, несомненно, связаны с интересом и могут охарактеризовать его интенсивность и устойчивость, являются:

    - выведение причинных связей, зависимостей, закономерностей самими студентами;

    - самостоятельность сделанных ими выводов и обобщений;

    - стремление студентов обменяться с одногруппниками и преподавателем интересными фактами, научными данными, почерпнутыми ими за пределами теоретических уроков;

    - участие студентов по собственному побуждению в анализе, исправлениях и дополнениях ответов одногруппников;

    Теоретическая база опыта

    На мой взгляд, очень важным фактором для любого преподавателя спецдисцплин  является наличие учебно-методического комплекта по преподаваемым дисциплинам. Так, например, УМК по дисциплине «Организация движения поездов на железнодорожном транспорте» включает учебники М.С. Боровиковой и В.А. Кудрявцева, электронный учебник, комплект методических пособий к учебникам, дидактические материалы,  виртуальный макет рабочего места дежурного по железнодорожной станции. На уроках  спецдисциплин я использую презентации, созданные мною, а также презентации, скачанные и переработанные с железнодорожных сайтов. Использую ресурсы сети Интернет, комплект методических пособий к учебникам.

    Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения

    По-моему, каким бы хорошим знанием дисциплины, высокой эрудицией не обладал преподаватель, традиционный урок мало способствует эмоциональному настроению студентов на дальнейшее восприятие учебного материала, активизации их мыслительной деятельности, развитию и реализации их потенциальных умственных способностей. Лучшему усвоению  спецдисциплины, развитию научного интереса, активизации учебной деятельности студентов, повышению уровня практической направленности способствуют наиболее активные формы, средства и методы обучения.

         Моя задача, как преподавателя спецдисциплин, не просто пройти программу, а научить студентов мыслить, понимать изучаемый материал, а главное уметь применять полученные теоретические знания на практике. В своей работе я использую различные педагогические технологии: проблемно-поисковую,  разноуровневое обучение, ИКТ и  здоровьесберегающие технологии.  При подготовке к урокам использую опыт  других преподавателей спецдисциплин, представленный на страницах журналов и  в сети Интернет.  

           Придание образовательному процессу практико-ориентированной направленности превращает изучаемый материал из сложного и скучного в один из интереснейших и практически значимых компонентов образования. При этом я преследую цель  научить студентов самостоятельно изучать теоретические основы организации движения на железнодорожном транспорте. На мой взгляд, недостаточно, чтобы студенты просто ориентировались среди  теоретических основ, важно, чтобы они могли правильно применить их на практике. Поэтому в прошлом году мною был проведены открытые уроки-практикумы  на третьем курсе по дисциплине «Организация движения поездов» на темы: «Станционные интервалы» и «Прием поезда при запрещающем показании входного светофора». Как элемент практико-ориентированного обучения предлагаю студентам домашние практические работы, которые включают различные виды деятельности: расчет  параметров, описание объектов, повышающие  умение анализировать и делать выводы. Жан Жак Руссо сказал – «Час работы дает больше, чем день объяснений». Именно поэтому в процессе изучения спецдисциплин я, как преподаватель, огромное значение придаю  практической направленности.  Практическое обучение студентов нашего техникума осуществляется на базовых линейных предприятиях ст. Рузаевка.

    Одной из форм организации деятельности студентов является исследовательская работа, в процессе которой идет воспитание творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно применять их в своей деятельности. На мой взгляд, заниматься исследовательской деятельностью способен любой студент, получая при этом удовольствие от самостоятельного поиска  вариантов решений. Передовая педагогика всегда видела главную задачу обучения не в передаче знаний от преподавателя к студентам, а в развитии их самостоятельного творческого мышления. В настоящее время, перед педагогической практикой ставится задача поиска и применения наиболее эффективных методов обучения, позволяющих заниматься исследовательской работой, как на уроках, так и во внеурочное время. От преподавателя исследовательская работа требует индивидуального дифференцированного подхода к каждому студенту. Исследовательская деятельность, несомненно, может вызвать затруднения, но способствует развитию большей самостоятельности и становлению высококлассного специалиста в железнодорожной отрасли.

    Конечно же, исследовательская деятельность целесообразна в учебно-воспитательном процессе только тогда, когда студенты достаточно свободно могут ориентироваться в определенной системе знаний, что повышает долю их самостоятельности.

    год

    Название проекта

    2012-2013

    Исследование маневровой работы на  станции Рузаевка

    2013-2014

    Проектирование сортировочной горки

    2014-2015

    Исследование и анализ работы пассажирской станции Саранск

    2015-2016

    Методы организации пассажирского движения на направлении  А-Д

    Анализ результативности

    Мой  педагогический опыт имеет социальную направленность и ориентирован на плодотворное сотрудничество преподавателя и студента, продуктом которого станет высокопрофессиональная личность.  

    Достигнутые педагогические результаты обеспечивают:

    - высокое усвоение студентами системы знаний;

    - овладение студентами как теоретическими, так и практическими умениями и навыками;

    - развитие мотивов учебной деятельности, познавательных потребностей студентов;

    - повышение адаптивных возможностей студентов, содействие их успешной социализации, формирование готовности к будущей специальности.

    Трудности и проблемы при использовании данного опыта

    1.Требуется большее количество времени, чем при «традиционном» изложении материала  преподавателем;

    2. Преподаватель должен постоянно повышать свою  компетентность, быть оперативным в работе в целом и на уроке в частности;

     3. Составление и проверка разноуровневых заданий  с учетом дифференцированного подхода к каждому студенту;

    4.  Проведение уроков с учетом индивидуальных особенностей  студентов;

     5.  Составление и проверка вариативных заданий.  

     

     Интерактивные технологии в своей работе я широко применяю для развития коммуникативных и творческих способностей студентов, для формирования умения работать в команде, что очень важно для групповых видов учебной работы. Благодаря инновационным интерактивным технологиям стало возможным с большей эффективностью, наглядностью и с меньшими расходами производить различные эксперименты, лабораторные, а также отрабатывать те или иные профессиональные навыки. В виртуальной среде можно имитировать любые условия работы, любые проблемные ситуации, нестандартные режимы работы, при этом, не затрачивая каких- либо реальных материалов.

    Так, для проведения тех или иных экспериментов  вовсе не нужна реальная лаборатория. Достаточно воссоздать их компьютерные модели и производить те или иные действия над ними в интерактивной среде. Ярким примером использования компьютерных технологий для отработки специальных навыков являются всевозможные тренажёры или макеты, в частности применяемый мною макет- тренажер пульта-табло дежурного по железнодорожной станции.  С его помощью в виртуальном окружении воспроизводятся реальные ситуации и объекты, что позволяют студентам отработать свои профессиональные навыки и свести к минимуму риск возникновения критических и аварийных ситуаций в организации движения на железнодорожном транспорте. Кроме того, благодаря современным мультимедийным технологиям, эффективность обучения в такой форме может в значительной степени превосходит эффективность классических методов обучения. Ведь студент может без ограничений и без тех или иных рисков производить различные действия, многократно воспроизводить которые в реальном мире просто невозможно.

    Ни для кого не секрет, студент, мечтающий достичь успеха в жизни, должен верить в свои силы, уметь рассчитывать на себя и отвечать за собственные поступки, быть способным раскрыть свой собственный потенциал. Поэтому трудно переоценить значение тестовых работ студентов для закрепления, пополнения и углубления знаний. В современном учебном процессе тестирование занимает все большее место. Человека нельзя научить,  развить,  воспитать; он может только научить себя сам, то есть  научиться,  развиться,  воспитаться. Роль же преподавателя - мотивировать студента, помочь ему совершенствовать свои знания.

    В последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования происходят существенные изменения. Модернизация образования требует «…обеспечение современного качества  на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества». Век информатизации и компьютеризации  требует нового подхода к преподаванию и контролю знаний  студентов.

         Тестовая методика проверки знаний имеет следующие особенности:

    -относительная простота процедуры проведения и необходимого оборудования;

    -непосредственная фиксация результатов;

    -возможность использования,  как для индивидуальной работы, так и для проверки знаний целых групп студентов;

    -удобство математической обработки;

    -кратковременность;

    -наличие установленных стандартных норм.

          Использование тестового контроля позволяет мне успешно реализовывать поставленные образовательные задачи.

    Здоровьесберегающие технологии являются непременной составляющей всех моих уроков. При этом, рассматривая здоровье в различных аспектах (физическом, эмоциональном, социальном, личностном, духовном, интеллектуальном), стремлюсь создать на своих уроках комфортные условия, благоприятный психологический и эмоциональный климат, использую учебный материал для популяризации здорового образа жизни.

    Адресные рекомендации по использованию опыта

      В целях обмена опытом с коллегами я провожу открытые уроки, предметные недели, выступаю на республиканских  семинарах, печатаю свои материалы на разных сайтах в сети Интернет и журналах. Я стараюсь идти в ногу со временем, строить педагогическую деятельность таким образом, чтобы урок отвечал и современным требования и запросам образовательной среды и запросам моих студентов.

    Заключение

    Апробированные мною методы и приемы преподавания спецдисциплин имеют положительные результаты:

    Во-первых, растет качество знаний,

    Во-вторых, усвоение учебного материала.

    Я считаю, что применяемые мною методические приемы обучения способствуют становлению студентов как будущих специалистов железнодорожной отрасли, способных эффективно трудиться, умеющих рассчитывать и предвидеть результаты своего труда, осознающих свои знания. Работая над активизацией познавательной деятельности студентов,  считаю, что следует больше внимания уделять проблеме познавательного интереса. Выступая в качестве внешнего стимула к учению, познавательный интерес является самым сильным средством активизации познавательной деятельности. Искусство преподавания состоит в том, чтобы познавательный интерес стал для студентов лично значимым и устойчивым.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

    1. Коджаспирова Г.М. Педагогик: учебник / Г.М. Коджаспирова. — М. : КНОРУС, 2010. — 744 с.
    2. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы и пути решения: сб. материалов XI науч.- практ. конф. «Бушелевские чтения», Петропавловск-Камч., 28-30 марта 2012 г. / отв. ред. В.Н. Ефименко ; КамГУ им. Витуса Беринга. — Петропавловск-Камч. : КамГУ им. Вигуса Беринга, 2013. —205 с.
    3. Семенова Е.В. С 30 Практикум по педагогике: учебное пособие/Е.В.Семенова. – Сибирский федеральный университет.- Красноярск, 2010. - 148 с. ISBN 978-5-7638-1936-6 Практикум содержит комплекс задач, заданий и деловых игр,