Внеклассная работа как средство развития познавательного интереса при обучении литературе.

Скользкова Ирина Владимировна

1.     Актуальность личного вклада педагога в развитие образования

   Творчество и творческая деятельность часто определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Эффективность работы студента в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого, формирует творческую личность и готовит ее к познавательной деятельности. Активизация творческой познавательной деятельности учащихся зависит в большей степени от методов обучения, которые использует преподаватель,  как на уроке, так и во внеурочное время. 

   К сожалению, в наше время – время, чрезмерно насыщенное потоками информации из различных источников – очень сложно заинтересовать учеников внеклассным мероприятием по тому или иному предмету, так как даже основной объем обучения воспринимается по большей части неохотно, и уровень образования в стране, по сравнению с советскими временами, резко снизился. С другой стороны требования ФГОС нацеливают преподавателя  на необходимость достигать определённый результат:  «…личностный, включающий готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме…»

   Очевидно, что вопрос о мотивации детей к обучению крайне важен. Используем для мотивации внеклассную работу по предмету. Ведь внеклассная работа формирует и развивает личность ребёнка. Она является частью воспитательного процесса, а управлять воспитательным процессом – значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но и формировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя, прежде всего сам.

   Таким образом, внеклассная работа по литературе - своего рода инструмент в руках учителя, с помощью которого он не только формирует знания ученика по предмету, но и развивает его личность, т.е. следит за процессом и результатами социализации, воспитания и саморазвития.

2. Цель и задачи педагогической деятельности

   Целью  моей педагогической работы является изучение роли внеклассного мероприятия по литературе как одного из важнейших двигателей развития познавательного интереса при обучении литературе, а также нравственного развития личности ученика.

Задачи, в свою очередь, можно сформулировать следующим образом:

- расширить, углубить и дополнить языковые знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках  литературы;
- научить студентов самостоятельно работать с книгами, словарями-справками, подбирать материал на нужную тему;
- сформировать творческую активность учащихся (выступать перед аудиторией, в стенной печати, в колледжной газете, организовывать вечера, конкурсы, изготовлять наглядные пособия);
- выявлять одаренных в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитывать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, в возможность преодолеть отставание по литературе.

 

 

2.     Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования.

 

   Родоначальником теоретического и научного подхода к решению проблемы интереса можно считать чешского педагога Я.А. Коменского, справедливо считавшего, что одна из основных задач учителя заключается в том, чтобы «всеми средствами воспламенять жажду знаний и пылкое усердие в учении»

   Внеклассная работа является дополнительной формой организации обучения, проводится с отдельными учащимися или группой с целью восполнения пробела в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету, а также для повышения положительной мотивации к учебе.

      Рассматривать внеклассную работу в общей структуре педагогического процесса стоит с точки зрения основного понятия педагогики – воспитания.

     Воспитание – целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры.

     Воспитание выражает объективный процесс движения отношений, деятельности в обществе, благодаря которому осуществляется преемственность между поколениями. Воспитание обеспечивает вхождение подрастающего поколения в жизнь общества, становление их активными субъектами. Воспитание суммирует опыт познания мира и опыт мировой общественной практики.

     Критерием эффективности воспитания является степень соответствия результатов воспитания потребностям и запросам природы и общества, уровню готовности индивида, т.е. соответствия его поведения требованиям правовых моральных норм. Внутренняя цель педагогической деятельности в том, чтобы постепенно превратить подрастающего человека из существа управляемого в самостоятельную личность. Внешняя цель педагогики состоит в развитии сущностных сил индивида, облегчающих его интеграцию в общественную жизнь, чтобы обеспечить успешное его включение в трудовую, социальную деятельность.

     Внеклассная воспитательная работа - это организация педагогом различных видов деятельности учащихся во вне учебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.

4.  Ведущая педагогическая идея.

       Ведущая педагогическая идея заключается в формировании положительной мотивации студентов, направленной на рост познавательных интересов и потребности в овладении общими компетенциями. В целях организации благоприятного мотивационного климата, ориентирующего студентов на общую компетентность, необходимо разрабатывать различные формы внеклассных мероприятий по дисциплине, которые будут активизировать познавательный интерес обучающихся.

5. Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования.

   В своей педагогической деятельности использую такую форму внеклассной работы как предметная неделя русского языка и литературы, которую провожу вместе с коллегами словесниками.  Неделя подводит итог достижениям учащихся в изучении русского языка и литературы не только на уроках, но и во внеклассной работе.

   “Неделя…” проходит как праздник, как увлекательное событие в жизни колледжа. Это отражает и её внешнее оформление: красочный план проведения вывешивается заранее, в библиотеке организуются тематические  выставки литературы, в холле проводится выставка стенгазет.

   Мероприятие обычно включает в себя олимпиаду по русскому языку и литературе, конкурс чтецов лирических текстов и различные интегрированные внеклассные мероприятия по предметам гуманитарного цикла (литература, русский язык, иностранный язык, история).

     Олимпиада проводится в учебное время, и, по большей части, включает в себя задания по литературе, т.к. на изучение литературы отводиться в разы больше времени, чем на русский язык. Проводится она с целью повышения мотивации студентов к изучению сокровищ  русской и зарубежной художественной литературы, выявления и поддержки наиболее талантливых в области изучения русской художественной литературы учащихся, активизации их творческого потенциала, повышения общекультурного уровня учащихся.

   А также я стремлюсь вызвать интерес учащихся к творческой научно-исследовательской деятельности, пробуждать желание вдумчиво и бережно относится к родному слову, выявить наиболее одаренных учащихся, обладающих литературной эрудицией, знанием истории и теории литературы.

   Особое место в неделе всегда занимает конкурс чтецов лирических текстов. В колледже не всегда легко найти участников для него, т.к. наш контингент учащихся – это, как правило, дети, которые никогда в таких конкурсах не участвовали и делают в этом направлении только первые шаги. Поэтому подготовка к конкурсу – это всегда процесс очень волнительный, тщательный, наполненный творческими сомнениями и переживаниями. Но тем дороже результат, кода мы находим новую «звёздочку».  В этом и состоит цель нашей работы – выявить одарённых детей, которых «просмотрели» в школе и помочь им раскрыться. Задачи конкурса можно сформулировать так:

- возрождение традиции звучащего слова

- пробуждение интереса к чтению лирики

- воспитание литературного и художественного вкуса

- развитие навыков выступления перед аудиторией

 Конкурс всегда проводится в актовом зале колледжа в торжественной обстановке.

Особое внимание в своей педагогической деятельности я уделяю подготовке и проведению интегрированных внеклассных мероприятий. Потому что именно они повышают активность обучающихся, учат их лучшему восприятию и запоминанию информации по изучаемым дисциплинам, решению профессиональных проблем, а процесс обучения делают непринужденным и комфортным.

Великий дидактик Ян Амос Коменский подчёркивал: "Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи".
   О качественной подготовке специалиста можно говорить тогда, когда его знания, навыки и умения, приобретаемые занятиях по различным предметам, взаимосвязаны и взаимообусловлены и представляют собой единый комплекс с темами и разделами внутри конкретной учебной дисциплины.

Объединившись с преподавателем истории и обществознания, мы проводим интегрированные внеклассные мероприятия (литература – история отечества) такого плана как:

-Мультимедийная видео экскурсия «Нижний – столица Приволжья».

-Мультимедийный видео обзор «Государственные символы Нижнего Новгорода».

-Историко-лингвистическая викторина « По странам изучаемого языка».

   Такие мероприятия включают в себя презентацию, видео экскурсию по историческим местам родного края, которая сопровождается, как бы иллюстрируется, выступлениями учащихся со стихами о родных местах, с докладами, с инсценировками отрывков произведений наших великих земляков (П.И. Мельников-Печерский,  М. Горький, Н.И. Кочин).

В союзе с преподавателем английского языка были подготовлены и проведены интегрированные внеклассные мероприятия:

- Литературная гостиная «Поэзия на родном и иностранном языке».

- Семинар «Один день в Москве, Лондоне, Нью-Йорке».

- Зарисовка «Русская и английская традиционная кухня в произведениях литературы».

- Семинар «Великие живописцы России и Англии»

- Игра-викторина «Народная мудрость в фольклоре разных стран»

   Общей целью таких мероприятий является расширение информационной базы учащихся, знакомство с сокровищами общечеловеческой культуры, формирование интереса к шедеврам российского и зарубежного искусства.

   Через организацию интегрированного образовательного пространства происходит формирование метазнаний о мире. Интеграция показывает единство процессов, происходящих в окружающей нас действительности, помогает учащимся видеть взаимосвязь отдельных наук. Интеграция решает не множество отдельных задач, а их совокупность. Создается междисциплинарное мышление, приводящее к общему философскому постижению мира.

  Значение интегрированных мероприятий велико. Они расширяют рамки обычного, тем самым увеличивается возможность развития творческих способностей каждого ученика. Интеграция позволяет научить школьников добывать знания самостоятельно, повышать интеллектуальный уровень, развивать интерес к учению, расширять кругозор, развивать свои потенциальные возможности. 

Результативность профессиональной педагогической деятельности 

Ежегодно мои студенты завоёвывают призовые места в общеколледжной олимпиаде и конкурсах чтецов. Меня радует, что они не боятся участвовать во внеклассных мероприятиях. Готовятся к ним с увлечением и азартом. Помимо этого мы со студентами участвуем в интернет конкурсах общероссийского уровня (Центр развития мышления и интеллекта «Вот задачка», «Единый информационный образовательный портал») и тоже можем похвалиться призовыми местами.

   Иногда результатом общения с хорошей лирикой, результатом проникновения в её волшебную атмосферу, являются первые робкие стихотворные опыты, которые мои студенты имеют возможность опубликовать в газете нашего колледжа «Флэшка».

   Можно ли у студента вызвать к занятиям настолько больший интерес, что они, встречая преподавателя, многократно обращаются к нему с одним и тем же вопросом: «Когда же будем что–ни будь проводить?». И ждут мероприятие, предвкушая его как своеобразный праздник. Такие моменты, когда учитель сумел вызвать подлинный интерес учащихся к предмету, являются для него поистине счастливыми. Из них и складывается радость педагогического труда. Благодаря такому общему подъему дети начинают смотреть на преподавателя открыто и влюблено, ожидая, не подарит ли он им еще мгновения занимательности и увлеченности. Удивление, острый интерес учащихся, радость на их лицах – вот  главный результат моего труда!