Творческое самовыражение учащихся как составляющая личностного развития

Логинова Вера Владимировна

Творчество как выполнение любого нравственного дела по-своему, сообразно своей духовной индивидуальности, помогает вернуться к себе самому, яснее, отчетливее почувствовать себя собою, увидеть свой путь, обрести смысл жизни.

М.Е.Бурно

Становление гармонично развитой личности – это конечная цель как образовательного, так и воспитательного процесса. Как помочь студентам раскрыться, поверить в свои возможности? Ведь не секрет, что в век всеобщей компьютеризации подростки часто «уходят в себя», подвергаются депрессии. В каждом человеке, а особенно в подростке, есть стремление реализоваться, но как тяжело порой бывает перешагнуть через свое смущение, страх оказаться в нелепой ситуации, неумение точно сформулировать свои мысли. Творчество – один из щадящих способов самопознания и саморазвития. На своих уроках я стараюсь как можно больше времени уделить творческому самовыражению, причем не только вербальному. На помощь приходят живопись, музыка, театр, благо, литература, сама являясь одним из видов искусства, предполагает связь с ними.

   Так, изучая творчество А.Фета, рассказываю об импрессионизме как направлении живописи и поэзии и предлагаю «нарисовать» стихотворение «Шепот, робкое дыханье…», читая его по строчкам. Работают все, вне зависимости от способности к рисованию, а вот показывают свое творение и комментируют его только желающие. Предупреждаю об этом заранее, поэтому учащиеся не боятся выглядеть смешно, работают с азартом. Язык изобразительной деятельности всегда метафорический, содержащий в себе множество смыслов, поэзия тоже имеет множество интерпретаций, поэтому «картины» получаются совершенно разные, но ни про одну нельзя сказать, что она «неправильная»: это индивидуальное видение текста.

  После изучения повести В.Распутина «Прощание с Матерой» даю задание на выбор: 1) написать сочинение, 2) сделать иллюстрацию к произведению и подобрать соответствующий отрывок текста, 3) выбрать один из ключевых эпизодов произведения и подобрать к нему музыкальное сопровождение, прокомментировать свой выбор. Те студенты, которые не любят писать сочинения, получают возможность раскрыть себя в ином творчестве.         Обращаясь к повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет», невозможно обойтись без музыки. Здесь хорошо «работает» прием словесного рисования. Под звуки «Лунной сонаты» Бетховена читаю письмо Желткова, а учащиеся должны представить и описать картину, возникающую в воображении. Возможность ошибки исключена, поэтому студенты свое мнение высказывают более свободно.

Еще один из способов пробудить творческое воображение – создание тематических  коллажей. Этот прием основан на художественной аппликации. Отправной точкой может стать какое-то абстрактное понятие, например, «ДЕКАДАНС». Нужно раскрыть его значение. Задание выполняется в группах по 3-4 человека: они вырезают и наклеивают подходящие иллюстрации, делают записи, схемы, а затем у доски защищают свое творение.

  Те студенты, которые болезненно относятся к необходимости публичного выступления, могут реализовать свои способности, создавая буктрейлер – короткий видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Этот вид творческой деятельности в последнее время становится все более популярным. Студент при желании может оставаться за кадром. Выбираются самые яркие, запоминающиеся, впечатляющие моменты и обыгрываются с помощью инсценирования, анимации, иллюстративного материала и т.д. Все это снимается на камеру, а на уроке представляется как готовый продукт. Разумеется,  такое задание дается заблаговременно, так как требует предварительной подготовки. Материалом для создания буктрейлера могут быть небольшие по объему произведения («Олеся» А.И.Куприна, «Вишневый сад» А.П.Чехова, «Чистый понедельник» И.А.Бунина и др.).

Безусловно, мощнейшим средством творческого самовыражения является привлечение студентов к театральной деятельности. Являясь несколько лет руководителем театральной студии, могу утверждать, что, играя на сцене, учащиеся раскрываются самым неожиданным образом, даже для самих себя. Они приобретают уверенность, развивают память, речь, умение импровизировать. Кроме того, занятия в театральной студии формируют профессиональные компетенции, так как мы выступаем перед детьми в школах, детских садах, приюте «Ялкын». В числе произведений, к которым мы обращались, «Три сестры» А.П.Чехова, «Недоросль» Д.И.Фонвизина, «А зори здесь тихие» Б.Васильева, «Двенадцать месяцев» С.Я.Маршака, «Сказ про Федота-стрельца» Л.Филатова. Так учащиеся приобщаются к произведениям классической и современной литературы, имеют возможность продемонстрировать свое прочтение, реализовать свое видение текста.

  Таким образом, в современных условиях возможность творческого самовыражения играет немаловажную, если не сказать решающую роль.