Преподаватель медицинского колледжа: О занятиях, программах, студентах, и многом другом, что связано с медицинским образованием

Креславская Елена Ефимовна

О себе. Я – преподаватель естественнонаучных дисциплин. Закончила биофак МГУ, мед. училище №8, затем психфак МГУ. 

До того, как стала вести педагогическую деятельность, успела поработать стажером-исследователем, а затем младшим научным сотрудником в Московском НИИ. Около 19 лет преподавала Дисциплину «Возрастная анатомия и физиология» в вузе, который тогда в названии имел слово «педагогический». Это был МОПИ (Московский Открытый Педагогический Институт). Но пришли другие времена, и наш Вуз стал называться университетом, потом ему присвоили имя М.А. Шолохова. А в конце концов изменили название педагогический на гуманитарный. Это довершило урезание педагогического образование в нашей стране.

Конечно, идея заключалась в возможности для Вуза открывать новые факультеты (журналистики, юридический и т.д.). И действительно, довольно скоро, они были запущены, но параллельно стали официально уменьшаться наборы на педагогические специальности, а потом и вовсе начали закрываться целые направления (физическое, биологическое, географическое и т.д.). С 2013 года была полностью сокращена наша межфакультетская кафедра «Естествознания». 

Сейчас в духе времени на сайте уже бывшего МГГУ им. М.А. Шолохова висит надпись: «Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова» 12.10.2015 г. прекратило деятельность в результате реорганизации в форме присоединения к федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет».

Но я "песни прежние пою" и продолжаю заниматься своим любимым делом - педагогической деятельностью, хотя уже в другом месте (медицинский колледж); меня привлекает процесс познания, а преподавание дает для этого богатейший материал. Мне нравится работать с молодежью, способствовать развитию у них понимания, а не просто заученных знаний. Это немного обо мне. 

А теперь о том, что я буду писать здесь.

Не секрет, что жизнь изменилась, информационный поток сделал резкий скачок; изменилась молодежь, ее цели и ценности; меняться надо и нам, несмотря на то, что образование - занятие традиционное и очень консервативное. Педагог - это человек с большим жизненным опытом, он имеет свой взгляд на процессы, происходящие в образовании, об этом нельзя молчать, об этом надо говорить и писать.

Надо менять педагогические технологии, подходы к обучению. Оставаться прежними нельзя; иначе, мы обречены плестись в хвосте и ставить положительные оценки студентам, чтобы не испортить статистику.

Здесь я буду писать о когнитивных достижениях и проблемах студентов, об их интересах, жизненных ценностях, дальнейших планах на жизнь. О восприятии ими учебных тем, и, в целом, об их отношении к учебе. И, конечно, я буду писать о собственных проблемах в профессиональной деятельности (они неизбежно возникают), искать их причины и способы решения. 

На дворе 13 сентября. Учебный год еще только в самом начале, но уже набирает обороты.

Каждая учебная группа стала отчетливо узнаваема, появились свои особенности, свое лицо и свой характер. 1 сентября все студенты были радостгые, заинтересованные. Сейчас, когда прошли первые практические занятия, более ответственным стал подход к учебе; начали появляться первые проблемы; они кажутся поначалу сложными, практически неразрешимыми. НО постепенно придет понимание, что учеба - это не веселый карнавал с зайчиками и воздушными шариками - это труд. Тогда начнется настоящая работа. Учеба - не всегда интересна и радостна, но всегда этот труд тяжел, настойчив, позитивен и очень благороден; он весь устремлен в будущее. Этот труд направлен на понимание сути физических страданий человека и возможности их облегчить.

Именно понимания, так как без этого качества медицина превращается пусть в сложную, но все-таки компьютерную программу, где есть только знания и их сочетания; там не может быть места сопереживанию, сочувствию, эмпатии. На мой взгляд, начальный этап становления медика, должен привести к фомированию единого образа человеческого организма. В сознании студента этот образ должен собраться из разрозненных знаний медицинских дисциплин, как складывается  пазл из отдельных картинок, казалось бы совсем между собой не связанных. 

Уже 10 октября

Студенты выполняли мое задание написать эссе на тему "Зачем (и почему) я получаю среднее медицинское образование".

1. Большинство работ начинается с простого жизненного аргумента: не прошла (-л) по баллам в мед. вуз, денег на платное обучение нет, а профессия мед. персонала востребованная, вот и решил(а) время не терять. Потом многие пишут, что мечтали с детства о профессии медика, о белом халате, любила играть в доктора.

2. Некоторые пришли к этой профессии путем долгих размышлений; выбирали из технических, экономических, юридических (указывали профессию полицейского) профессий. Но таких немного.

3. 15-20 % имеют медиков среди родственников. Кстати, потребность лечить свою семью, родственников - частый и весьма разумный довод.

4. Около 90% работ содержат красивый слова о любви к людям, желании им помогать, спасать жизни; пишут о собственном столе в чистом кабинете.

5. Некоторые выбрали конкретные мед. профессии: на первом месте по частоте - стоматология, дальше - хирургия в целом, фельдшер на скорой помощи, мед. сестра, на одном из последних мест - кардиолог, терапевт. Очень небольшое число тех, кто уже работает в медицине, им нужен документ об образовании.

6. Почти каждое эссе говорит о благодарности излеченного пациента (нематериальной).  Вообще о материальной стороне дела не написал никто.

7.  Что удивило: в нескольких работах я встретила, с одной стороны, страх ответственности (как обоснование выбора среднего мед. образования), а, с другой стороны, наоборот, желание  ответственности за жизнь и здоровье пациента. Это настораживает. Первое вызывает страх за пациентов, которые попали в руки неуверенного медика. Второе - тоже страх, но за тех, кто попал в руки слишком самоуверенного медика. Сомнение в абсолютной правильности своих поступков отсутствует только у того, который живет по затверженным алгоритмам, а выучить все алгоритмы - это не одно и то же, что принимать отвественное решение в неопределенной ситуации, и потом за него нести ответственность.

8. Кроме того никто не выделил такие "прелести" в работе медика, как грязь, дурной запах, неуважение, упреки и недовольство пациентов, апломб и неуважение со стороны администрации и так далее. Об очень быстром выгорании людей, наполненных радужными мечтами.  

9. В очень небольшом числе работ звучит: медицина - смысл жизни, огромное желание дарить людям счастье.  

10. Вывод исследования: реального представления о работе медика у первокурсников нет. А есть радужные надежды и вера в то, что у них все будет хорошо.

У нас хорошая молодежь, добрая, полная желания развиваться, помогать людям и делать их счастливыми. Главное не растерять бы его в профессии.

С чем я всех нас и поздравляю!!!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon доктор182.45 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

 

Комментарии

Азаренкова Елена Михайловна

Елена Ефимовна - вы молодец!
"One equal temper of heroic hearts,
Made weak by time and fate, but strong in will
To strive, to seek, to find, and not to yield."
Alfred Lord Tennyson.
"Бороться и искать,найти и не сдаваться!" - ваш девиз. Полностью вас поддерживаю. Удачи!!!