Особенности методики профессионального обучения лиц с ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями).

Прохоцкая Ольга Эдуардовна

Мастерам производственного обучения и преподавателям  необходимо иметь в виду, что многие учащиеся с интеллектуальной недостаточностью приходят в учреждение профессионально-технического образования, не имея достаточно полного представления о своих профессиональных возможностях и могут претендовать на нереальные для них перспективы в рамках последующей профессиональной деятельности. Для решения этой проблемы следует использовать производственное обучение и, в особенности, производственную практику.

Трудовое обучение учащихся с интеллектуальными проблемами является главным звеном в общей системе учебной и коррекционно-воспитательной работы. Это связано с огромным значением трудовой подготовки в социальной адаптации лиц с нарушением интеллекта. Способность самостоятельно трудиться в условиях производства, быть членом трудового коллектива — это одно из определяющих условий успешной социальной адаптации людей с нарушением интеллекта.

Коррекционно-развивающие задачи трудового обучения Трудовое обучение лиц с нарушениями интеллекта ставит своей целью подготовку работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ на производственных предприятиях.

Характеристики трудовой деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Особенности мотивации учебно-трудовой деятельности. Как и другие виды человеческой деятельности, трудовая деятельность вызывается определенными мотивами. Мотивы деятельности – это то, чем она побуждается, ради чего достигаются ее цели. Система стойких мотивов трудовой деятельности образует ее мотивацию. Мотивация непосредственно определяет эффективность трудовой деятельности.

Особенности овладения профессиональными знаниями. Успешность овладения учащимися с интеллектуальной недостаточностью профессиональными знаниями в процессе производственного обучения определяется рядом факторов: особенностями познавательной деятельности, качеством обучения, сложностью изучаемых сведений, характером последних. Проще усваиваются знания, которые можно непосредственно использовать при выполнении практических заданий

Главными задачами трудового обучения являются:

-формирование знаний, умений и навыков, необходимых для овладения определенной трудовой специальностью;

-коррекция недостатков психофизического развития в процессе учебно-трудовой деятельности;

-формирование потребности трудиться и положительной мотивации трудовой деятельности.

Сложность трудового обучения связана с отсутствием у учащихся общетрудовых умений и навыков, таких, как ориентировка в задании, планирование работы, контроль и оценка собственной деятельности, а также с неумением выполнять трудовое задание при изменении условий работы. Это снижает самостоятельность умственно отсталых учащихся.

Исходя из этого, необходимо использовать специфические методы и приемы, способствующие формированию общетрудовых умений и навыков:

1.  Предварительное устное планирование пройденного учебного материала с целью облегчения планирования новой работы или усвоения новых знаний.

2.   Дополнительное повторение нового познавательного материала.

3.  Учет темпа восприятия нового познавательного материала.

4.  Дифференциация практических работ по уровню сложности дифференцировки и планирования.

5.  Дифференцированное сокращение или увеличение помощи в ориентировочных и планирующих действиях путем объяснения и показа.

6.  Наводящие вопросы в целях стимулирования усвоения конечного образа результата труда и плана работы.

7.  При планировании сложного задания разделение на его более простые компоненты.

8.  Дополнительное повторение первой операции непосредственно перед началом работы.

9.  Использование на рабочем месте наглядных пособий, облегчающих ориентировку и планирование.

10. Развитие умения выделять основную трудность в предстоящей работе.

11. Активизация сравнения, установление сходства, различия, аналогий.

Соблюдение дидактических этапов занятия. Каждое занятие должно иметь четко выраженную структуру или дидактические этапы (организационный момент, вводная беседа, ориентировка в задании, планирование предстоящей деятельности, практическая работа учащихся, отчет о проделанной работе, оценка деятельности учащихся, подведение итогов). Структура занятия зависит от содержания учебного материала, педагогических целей и организационных условий. Она может включать в себя также физпаузу, подготовку рабочего места, сообщение или повторение технических сведений, актуализацию знаний и умений учащихся.

В процессе усвоения общетрудовых умений и навыков учащиеся учатся действовать целенаправленно и самостоятельно, раскрывают свои потенциальные возможности. По мере развития и частого применения общетрудовые умения и навыки становятся привычками, перерастающими в соответствующие качества личности. Так, привычка планировать свои действия при выполнении трудовых заданий способствует формированию целеустремленного, ответственного и обдуманного отношения к выполняемой деятельности.