Педагогические условия развития профессионально важных качеств у будущего логиста в системе СПО

Бунин Алексей Александрович

Достижение вершин в профессиональной деятельности невозможно без хорошего понимания самой личностью и педагогами, которые формируют опыт профессиональной деятельности, ее сущности, структуры, механизмов функционирования и развития. Профессионально важные качества формируются в образовательном процессе при изучении дисциплин общепрофессионального цикла.

При подготовке специалистов по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте» изучаются дисциплины и профессиональные модули: «Экономика организации», «Менеджмент», «Управление перевозками», «Документирование хозяйственных операций» и «Ведение бухгалтерского учета» имущества организации, Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и др., позволяющие сформировать экономическое мышление.

Для формирования профессионально важных качеств необходимы:

‒     целенаправленное обучение студентов выделению в конкретных условиях деятельности наиболее значимой экономической информации, являющейся основой будущей профессиональной деятельности;

‒     обучение будущих специалистов предвосхищению результатов своего труда и проектированию программы действия по их достижению;

‒     включение студентов в самостоятельную работу по организации исследовательской работы по материалам производственной практики [16].

Педагогам, занимающимся изучением условий по формированию профессионально важных качеств в процессе труда, крайне важно знать особенности требований профессии к профессиональным качествам работника экономической сферы, что в дальнейшем позволяет определить степень профессионального соответствия человека определенной профессии. Важным понятием в трудовой деятельности является характеристика деловых и личностных качеств, понимаемая как выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного освоения конкретной трудовой деятельности и ее эффективного выполнения. Данные качества называются профессионально важными качествами. По мнению  Г.К. Селевко, профессионально важные качества выступают в роли тех внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия и требования деятельности [43, с. 40]. Профессионально важные качества представляют собой отдельные динамические черты личности, отдельные психические свойства, а также физические качества, соответствующие требованиям к человеку какой-либо определенной профессии и способствующие успешному овладению профессией.

С одной точки зрения, профессионально важные качества будут предпосылкой профессиональной деятельности, а с другой стороны - они сами совершенствуются, формируются в ходе деятельности, являясь ее новообразованиями; человек в ходе труда изменяет и самого себя.

Понятие профессионально важные качества вошло в категориальный аппарат психологии труда еще в начале ХХ века. При этом составлялась некоторая модель наиболее важных, задействованных в изучаемой работе психических функций обобщенного субъекта труда - успешного профессионала. Такого рода модель служила основой для подбора психодиагностических методик и прогнозирования с их помощью успешности будущей профессиональной деятельности претендентов на конкретную вакансию (считалось, что успешная работа определяется в первую очередь наличием психических функций, способностей определенного уровня и качества). В данном случае речь шла о выявлении устойчивых профессионально важных качеств, плохо поддающихся тренировке ϲʙᴏйств личности (способностей), которые необходимы для достижения профессионального успеха.

Современные исследования профессионально важных качеств (Е.А. Климов, Н.Б. Крылов) проводятся на базе системного подхода. Любая деятельность реализуется на базе системы профессионально важных качеств [25,28]. Это означает, во-первых, что каждая деятельность требует определенной совокупности профессионально важных качеств, а во-вторых, последняя будет не «механической» суммой качеств, а их закономерно организованной системой.

Формирование системы профессионально важных качеств - достаточно сложный процесс. Любая деятельность характеризуется определенными основными параметрами, прежде всего производительностью, качеством и надежностью. По мнению Б.Б. Коссова для обеспечения профессионально важных качеств необходимы различные индивидуальные качества субъекта, поэтому принято выделять профессионально важные качества [27].

Описание системы профессионально важных качеств лежит в основе профессиональной диагностики будущего специалиста, т.е. профессиографии.

Профессиография - технология изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека. Применяется для разработки информационных, диагностических, коррекционных и формирующих методических пособий и практических рекомендаций по обеспечению взаимного соответствия человека и профессии. Обеспечивает постановку практической задачи и организацию ее решения в целях оптимизации и повышения эффективности профессионального труда [10].

Изучение профессионально важных качеств включает комплекс методов изучения профессиональной деятельности, в том числе:

‒     методы сбора эмпирических данных - изучение документации, наблюдение, опрос, изучение продуктов деятельности, методы биографический и трудовой, метод эксперимента;

‒     методы их анализа - метод оценки экспертной, метод анализа качественного данных эмпирических, методы анализа статического;

‒     методы психологической интерпретаций - анализ структурно-системный и анализ функционально-структурны.

Профессионально важные качества, формируемые в процессе профессионального обучения охватывает социально-экономические, исторические и правовые характеристики профессии в общих чертах - с детальной аналитической проработкой технических и технологических сторон конкретной профессиональной деятельности [10].

Любая деятельность вызывает к себе определенное отношение, эмоционально переживается человеком - это так называемые «общие эмоции в труде». Стоит заметить, что они могут быть положительными и отрицательными. Возникая в процессе профессиональной деятельности, они определенным образом влияют на настроение человека, качество работы, отношение исполнителя к собственному труду и его результатам, отношение человека к самому себе.

Анализируя профессионально важные качества логиста, формируемые в процессе обучения в учреждениях СПО при изучении дисциплин общепрофессионального цикла по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте» (Экономика организации, Менеджмент, Документационное обеспечение управления, Правовое обеспечение профессиональной деятельности) выявили умения: совершать выгодные сделки, надежность, желание заработать, здоровье, сообразительность, энергичность, профессиональная компетентность, умение общаться непосредственно «лицом к лицу» и по телефону, умение владеть собой, предприимчивость, деловая хватка, точность прогноза и разумный риск, обязательность, своевременность, честность, порядочность, способность заменить коллегу. В ФГОС по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте» - это профессиональные компетенции.

Современная экономика отличается от вчерашней и еще одной важной чертой. Информационные технологии, вошедшие в нашу жизнь, не могли не наложить своего отпечатка на работу специалистов экономического направления. Специальные компьютерные программы, с одной стороны, существенно облегчают труд логиста, но с другой - требуют повышенной компьютерной грамотности. Согласно ФГОС СПО в математическом и общим естественнонаучном цикле изучается дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности», где специалист должен уметь «использовать информационные ресурсы для поиска и хранения информации; обрабатывать текстовую и табличную информацию; использовать деловую графику и мультимедиа-информацию; создавать презентации; читать (интерпретировать) интерфейс специализированного программного обеспечения, находить контекстную помощь, работать с документацией; применять специализированное программное обеспечение для сбора, хранения и обработки бухгалтерской информации в соответствии с изучаемыми профессиональными модулями; пользоваться автоматизированными системами делопроизводства (ОК 1 -10 ПК 1.1 -1.4 ПК 2.1-2.4 ПК 3.1-3.4 ПК 4.1-4.4.)» [2, с. 13].

Поэтому изучение информатики как базы, необходимой для освоения различных прикладных программ, также является непременной составной частью образования будущего логиста. Прочных, но слишком узких знаний недостаточно, чтобы сделать действительно хорошую карьеру на экономическом поприще. Нужна еще и богатая общая культура, которую дает гуманитарное образование. Философия, обществознание - науки, владение которыми помогает логисту не терять широты мышления, уметь видеть за деревьями лес, иначе говоря, вписывать конкретные события экономической жизни в более широкий общественный контекст и давать им правильную оценку. Особого внимания заслуживает такая отрасль гуманитарного знания, как право. Ведь логисту приходится действовать не в абстрактно-отвлеченной среде, а в реальных условиях хозяйственной жизни, подчиненной строгим правовым нормам и юридическим законам. Изучая право, студенты не просто расширяют свой личный кругозор - они закладывают основу своей будущей профессиональной деятельности.

Логисту необходимо изучение английского языка. В системе СПО этой дисциплине уделяют не меньшее внимание, чем математике и экономическим дисциплинам. Согласно ФГОС СПО по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте»  рекомендуется на курс изучения дисциплины «Иностранный язык» около 118 часов (ОК-1 - 10) [2, с. 13]. Грамотный логист, где бы он ни работал, обязан знакомиться со специальной литературой, а она в основном появляется на английском. Да и сама терминология экономической науки во многом основана на английском языке, в выигрышном положении здесь оказывается тот, кто владеет английским языком.

Главное качество любого логиста - способность к логическому мышлению, которую иногда называют математическим складом ума (ОК-2, ОК-4-5,ОК-8, ПК 1.1 -1.4, ПК 2.1 - 2.4, ПК 3.1 - 3.4, ПК 4.1 - 4.4.) [2, с. 13-15].

Больше шансов преуспеть в роли логиста имеют выпускники колледжей и техникумов с высокой организованностью, внимательные к мелочам, приверженные порядку и аккуратности. Слишком много всего - контактов с партнерами, сроков выполнения заказов, оформления документации. Стабильность в работе у логистов ценится чрезвычайно высоко. Большое значение имеет и общая эмоциональная устойчивость, эмпатия. Логисту, особенно начиная с определенного уровня, приходится решать задачи со многими неизвестными и брать на себя ответственность за риск. Умение сохранять эмоциональную выдержку, не поддаваться сиюминутным настроениям, строгий самоконтроль - бесспорно, положительные качества, а их отсутствие или прямая противоположность - веский довод лишний раз задуматься над правильностью сделанного выбора.

Следовательно, из сказанного можно сформулировать основные задачи профессии логиста:

‒     сбор, обработка, оценка первичной экономической и технической информации;

‒     анализ учетной и отчетной информации с целью принятия хозяйственных решений и получения оценки эффективности функционирования объектов предприятия;

‒     прогнозирование экономических явлений и процессов;

‒     участие в планировании хозяйственной деятельности предприятия;

‒     выработка рациональной системы организации учета и отчетности на основе выбора эффективной учетной политики;

‒     организация работы по учету наличия и движения автотранспортного парка, определению результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.

Таким образом, в первом разделе нами проанализированы основные аспекты формирования профессионально важных качеств у будущего логиста. Профессионально важные качества логиста формируются в ходе учебно-воспитательного процесса, особенно при изучении дисциплин общепрофессионального цикла и профессиональных модулей. Нами выявлено, что независимо от специализации и характера будущей профессиональной деятельности, любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками. Немаловажное значение имеет опыт творческой, исследовательской и самостоятельной деятельности, позволяющий будущему логисту определить свою позицию по тому или иному профессиональному вопросу, проблеме. Формирование системы профессионально важных качеств - достаточно сложный педагогический процесс, требующий научно обоснованной организации учебно-воспитательного процесса и учета возможностей студентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.     Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон РФ от 29.12.2012. №273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // [Электронный ресурс]: http / www.consultant.ru document / cons_docLAW149753.

2.     Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте».

3.     Абульханова-Славская К.А. Типология активности личности в социальной психологии // Психология личности и образ жизни. - М., 2014.

4.     Алышев Н. В., Егоров А. С., Реброва Н. П. Развитие профессионально важных функций как одно из направлений совершенствования профессиональной подготовки учащихся профтехучилищ. // Сборник научных трудов Л., 2016.-79 с.

5.     Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2015.

6.     Асеев В. Г. Соотношение значимого и незначимого в формировании личности // Психология личности и образ жизни. - М., 2014.

7.     Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 2012.

8.     Батаршев А.В., Алексеева И.Ю., Майорова Е.В. Диагностика профессионально важных качеств. СПб.: Питер, 2015. - 192 с.

9.     Безлепкин В.В., Власов В.В. Что определяет облик специалиста? // Вестник высшей школы. 2016. №2.

10.Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: ВГУ, 2014.-209 с.

11.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М: Педагогика, 2014.-191 с.

12.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2013.

13.Булавенко О.А. Проектирование подготовки будущих экономистов в системе непрерывного образования: Монография. М.: НИИ школьных технологий, 2014. - 304 с.

14.Вербицкий А.А., Филипов А.В., Красовский Ю.Д. Содержание, формы и методы обучения в высшей и средней специальной школе. Психолого-педагогические вопросы проведения деловых игр. - М.: Знание, 2016.

15.Воронцова М.В. Роль элективных курсов в подготовке будущего педагога // Сб. Интегративная стратегия становления профессионала в условиях многоуровневого образования. Материалы научно-практической конференции. Том I. Котмал. 2014.- С. 345-348.

16.Выготский JI.C. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2015. 108с.

17.Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 415с.

18.Грушевский С.П. Формирование профессионально-значимых качеств личности студентов экономических направлений в процессе математической подготовки. // Теория и практика общественного развития. 2014. №3. С.157-162

19.Давыдов В.В. Принципы обучения в школе будущего // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 гг. / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М.: МГУ, 2015. - С. 296-301.

20.Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М., 2014. - С. 11 - 12.

21.Зеер Э.Ф. Совершенствование профессиональной подготовки студентов инженерно-педагогического вуза. Содержание и перспективы развития инженерно-педагогического образования. Свердловск: Свердловский инженерно-педагогический институт, 2016. 128с.

22.Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 480 с.

23.Каганов А.Б. Рождение специалиста: профессиональное становление студента. Минск: Изд-во БГУ, 2013.

24.Кан-Калик В.А. К разработке теории общего и профессионального развития личности специалиста в ВУЗе // Формирование личности специалиста в ВУЗе. Сб. науч. тр. Грозный, 2014.

25.Климов Е.А. Общая психология. Общеобразовательный курс: Учеб пособие-для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 51с.

26.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов - на Дону: Феникс, 2014. 512с.

27.Коссов Б.Б. Личность: теория, диагностика и развитие М.: "Академический Проект", 2015. - 240 с.

28.Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: Методическое пособие. М.: Высшая школа, 2014. - 142с.

29.Курдюков Г.М. О формировании личностных качеств будущих специалистов. / Высшее образование в России, 2012. №2.- С. 103 105.

30.Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. - М.: Высшая школа, 2012.

31.Леонтьев А.И. Деятельность, сознание, личность. - М.: Смысл, 2013 - 352 е.

32.Лихачев Т.Е. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Прометей, 2014.-528с.

33.Селевко Г.К. Современные педагогические технологии: учебное пособие. - М.: Народное образование, 2013.- 640 с.

34.Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 2017. - С. 266 -269.

35.Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования. / Под ред. Е.Э. Смирновой. Д.: Издательство Ленинградского университета, 2014.

36.Павлова A.M., Зеер Э.Ф. Проблема изучения профессионально-личностного потенциала: результаты поискового исследования // Образование и наука, 2012. №1. С. 103-115.

37.Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 2014. - 256с.

38.Платонова Т.А. Роль мотивации в познавательной активности // Активность личности в обучении: Сб. науч. тр. М.: НИИВШ, 2016.

39.Полат Е.С. Метод проектов. http: // distant.ioso.ru / project/meth%20project/metod%20pro. htm. 10. Дата обращения: 05.05.2015.

40.Практическая психология: Учебник /Под ред. М.К. Тутушкиной, 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Изд-во "Дидактика Плюс", 2014. - 336с.

41.Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. КМ. Гуревича, Е.М. Борисовой. 2-е изд., испр. М.: УРАО, 2014. - 304с.

42.Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. Издательство: Питер, 2013, 464 с.

43.Селевко Г.К. Современные педагогические технологии: учебное пособие. - М.: Народное образование, 2015.- 640 с.

44.Солопенко Е.В. Метод деловых игр в подготовке специалистов экономического профиля: Дисс. канд. пед.наук. СПб, 2012 .

45.Фалькова И.Н. "Использование инноваций в преподавании экономических дисциплин" // Перспективы развития науки и образования: Международная заочная научно-практическая конференция. Часть 3. Москва, 2013.- С. 123.

46.Фитьмова А.А. Модель развития когнитивных профессионально важных качеств студентов экономических специальностей // Психология и педагогика: методика и проблемы, 2014. С.121-125.

47.Чернер С.Л. Опыт формирования деловых качеств личности // Педагогика. 2015. № 5. С.28 - 34.