Развитие мотивации здорового образа жизни у студентов

Бобчихина Ольга Николаевна

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У  СТУДЕНТОВ.

Бобчихина О.Н., Скидан Т.В.

СПб  ГБПОУ «Фельдшерский колледж»,

Санкт-Петербург

Актуальность. Проблема здорового образа жизни в современном обществе сегодня является одной из самых актуальных.  Согласно данным Всемирной организации здравоохранения на здоровье человека в первую очередь влияет образ жизни. Культура здорового образа жизни выступает как один из основных компонентов общей культуры человека. Состояние общественного здоровья складывается из состояния здоровья каждого отдельного человека, из его отношения к собственному здоровью и своему образу жизни, — в особенности, из его отношения к двигательной активности, физической культуре, к распорядку дня, питанию и вредным привычкам. Приоритетное направление в  аспекте здорового образа жизни занимает вопрос состояния здоровья учащейся молодёжи, участников учебно-воспитательного процесса, непосредственно участвующих в формировании здоровья молодого поколения.

В современной молодежной среде отмечаются: образовательная деятельность,  дополнительная занятость трудовой деятельностью и невысокий уровень добровольной физкультурно-оздоровительной активности. Важным  вопросом в аспекте изучения здорового образа жизни среди молодежи являются вредные привычки, которые приводят к снижению уровня ответственности молодых людей за сохранение собственного здоровья и формирование навыков здорового стиля жизни.

По определению Всемирной организации здравоохранения "здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".

Здоровый образ жизни - это образ жизни, рационально организованный, основанный на принципах нравственности, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье, предполагающий созидательную активность человека.

 Приобщение студента к здоровому образу жизни  следует начинать с формирования у него мотивации здоровья. Ориентация на  здоровье, его укрепление должна стать ценностным мотивом, формирующим, регулирующим и контролирующим образ жизни молодого человека.

Мотивация здорового образа жизни представляет собой целостную систему осознанных побуждений, направляющих проявления личности (нравственные, духовные, физические) в различных сферах жизнедеятельности с позиций ценностей здоровья. Система побуждений являет собой: мотивы, интересы, потребности, стремления, установки, идеалы личности и т.д.

Формирование мотивации к здоровому образу жизни возможно только через осмысление студентом значимости здоровья. Потребность в сохранении и укреплении здоровья продуцирует убежденность в необходимости здоровой жизнедеятельности, активность проявлений в различных сферах жизни с позиции ценности здоровья.

Мотивированная деятельность человека является наиболее эффективной. Осознанная мотивация здорового образа жизни способствует деятельности, направленной на развитие и  сохранении нравственного, психического и физического здоровья человека.

Мотивация здорового образа жизни формируется на базе возрастного и деятельностного направлений. Возрастное направление включает в себя воспитание мотивации здоровья с раннего детства, с учетом психофизиологических особенностей ребенка.  Деятельностное направление реализуется  через оздоровительную деятельность по отношению к себе, формирование новых качества путем систематических разнонаправленных упражнений. Опыт оздоровительной деятельности создает соответствующую мотивацию (целенаправленную потребность) и установку (готовность к деятельности) на здоровье.

Сложности в мотивации  здорового образа жизни в юношеском возрасте вызывает ценностная аргументация мотивов здорового образа жизни. В настоящее время отмечается тенденция рекомендаций по здоровому образу жизни  в назидательной форме, что способствует   негативным эмоциям у студентов. Директивная  апелляция старшего поколения  к отдаленным последствиям нездорового образа жизни и ссылки на этнокультурные требования могут вызвать протестную реакцию, и  выступить средством самоутверждения для молодых людей.  В такой ситуации выбор ведущей деятельности в области здоровья  будет смещен во времени (отсрочен), а  приоритет ведущей деятельности здесь и сейчас может быть на стороне не здоровых потребностей, как наиболее доступных, не требующих значительных энергетических затрат и волевых усилий.

Развитию здорового образа жизни у современных студентов препятствует специфика  поведения старшего поколения. Имитируя стили поведения родителей, родственников и других  взрослых людей, молодой человек может приобрести негативные привычки и установки относительно вопросов здоровья.

Особое место в вопросе мотивации здорового образа жизни играют средства массовой информации. Пропаганда в средствах массовой информации через рекламу, демонстрация нездорового образа жизни в  различных фильмах, телепередачах, музыкальных клипах могут расцениваться студентами как престижные атрибуты молодежной субкультуры, нормы поведения. Большая опасность заключается в том, что стереотип поведения, навязываемый в средствах массовой информации, формирует у молодого человека ориентацию на потребление. Потребление влечет за собой получение удовольствия без значительных волевых и энергетических затрат, формирует у молодого поколения не здоровые привычки.

Формирование мотивации здорового образа жизни у студентов требует усилий. Работа по развитию мотивации здорового образа жизни должна вестись по следующим направлениям:

·          Социальное направление.

Реализация социального направления осуществляется посредством:

- пропаганды здорового образа жизни средствами массовой информации,

- проведение образовательной и информационно-просветительской работы учреждениями здравоохранения, образования, культуры;

 - социальной защиты населения;

- развитие сети физкультурно-спортивных и досуговых организаций, региональных профилактических организаций (центров медицинской профилактики, восстановительной медицины и реабилитации);

- создание условий для ведения здорового образа жизни в основных сферах жизнедеятельности.

·          Образовательное направление.

Реализация направления осуществляется благодаря внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Здоровьесберегающие технологии состоят четырех блоков.

Санитарно-гигиенический блок:

- обеспечение санитарно-гигиенических условий обучения в соответствии с требованиями САНПИНа: воздушно-капельный режим, освещение, учебная нагрузка, питание, медицинское обслуживание обучающихся

Социально-педагогический блок:

- сбор модульной информации о состоянии здоровья каждого обучающегося;

-модуль оптимальной нагрузки по общепрофессиональным дисциплинам;

-модуль обучения специальной компетентности обучающегося;

-система самоанализа результативности работы педагогов, социального педагога, медработника

Физкультурный блок:

- организация оптимального двигательного режима;

 - формирование профессиональной пригодности и адаптации в профессиональной среде;

- укрепление здоровья обучающихся и педагогов, и профилактика профессиональных заболеваний.

Медицинский и социально-психологический блок:

- проведение мониторинга состояния здоровья обучающихся и педагогов;

- проведение психолого-физиологических исследований обучающихся;

- оказание консультативной помощи в сложных жизненных ситуации.

• Семейное направление.

Реализация направления осуществляется при помощи:

- улучшения качества детско-родительских отношений;

- улучшения психологического климата в семье;

-развитие у родителей знаний об особенностях возрастных этапов психофизиологического  развития человека;

-развитие у родителей продуктивных знаний об аспектах здорового образа жизни;

- отказ (или прекращение демонстрации) от не здоровых привычек;

-участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях.

Заключение. Мотивация к здоровому образу жизни у студентов является первоочередной задачей для формирования Устойчивая  личностная позиция, отношении к нравственным, моральным и духовным ценностям,   ориентация на здоровый образ жизни являются основополагающими в полноценном развитии  молодого поколения.

Формирование мотивации здорового образа жизни у студентов – проблема многогранная, зависящая от множества условий, требующая разнонаправленных усилий. Таким образом, для реализации вопроса развития мотивации к здоровому образу жизни у молодежи необходимо комплексное воздействие на личность студента, осуществляемое посредством социального, семейного и образовательного направлений. У студентов развитие положительной учебной мотивации является важным условием их личностного развития и эффективной, качественной профессиональной  подготовки.