Опыт участия в чемпионатных движениях (Январь 2018)

Опыт участия в чемпионатных движениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_uchastiya_v_chempionatnyh_dvizheniyah.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт участия в чемпионатных движениях

Сегодня в нашей стране движение WorldSkills набирает все большую силу. Популярность растет, а воздействие на техникумы профессионального образования, национальной системы квалификаций усиливается. На сегодня WorldSkills (WSR) — некоммерческая ассоциация, открытая для членства агентствам или иным официальным органам, ответственным за развитие среднего профессионального образования в регионе или стране, которую они представляют. WSR осуществляет свою деятельность по всему миру, являясь политически и религиозно нейтральной организацией. Видение своей деятельности WSR состоит в улучшении мира через развитие навыков и компетенций. Миссия организации состоит в том, чтобы показать, как компетентные, реально обладающие навыками люди способствуют экономическому росту и собственной самореализации в жизни. Использовать соревнования в качестве основного движка для решения поставленных задач — весьма результативная идея. Соревнования — эффективный инструмент сравнения между собой в пределах, ограниченных определенными правилами. Соревнования предполагают общие рамки — результат коллективной договоренности, выработанной до соревнований. Важнейшим средством повышения качества образовательного процесса является научно-методическое обеспечение. Работая над совершенствованием содержания образования и повышения качества для участия в чемпионатах WORLDSKILLS, пришла к выводу, что эффективность деятельности зависит от многих факторов. Важное место занимает умелое владение преподавателями современными образовательными технологиями. Активное использование современных образовательных технологий осуществляется в следующих направлениях:

  • совершенствование содержания образования для участия в чемпионатах WORLDSKILLS ;
  • внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий, в том числе и WORLDSKILLS;
  • использование активных методов обучения;

Чемпионаты WorldSkills с 1946 года регулярно проводятся в более чем 60 странах мира с целью повышения престижа рабочих профессий, привлечения молодых кадров в производственный сектор экономики и для совершенствования квалификационных стандартов профессионального образования с учетом национальных и международных требований.

Главными характеристиками выпускника нашего образовательного  учреждения являются его  компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента. Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности, профессиональной ее подготовки требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него обучающегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности. Наиболее конструктивным решением является создание таких психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я». Все сказанное выше выводит на понятие «активное обучение».Активное обучение в чемпионатах WORLDSKILLS предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Общие задачи подготовки специалиста также определяют выбор метода обучения. Преподаватель всегда должен помнить, что обучение — это не только усвоение знаний и умений, но и развитие, и воспитание студентов. Для развития творческого профессионального мышления широко используются методы активного обучения: эвристические беседы, учебные дискуссии; для развития познавательных интересов и способностей - самостоятельная работа с дополнительной литературой, анализ проблемных ситуаций, решение ситуационных задач. Методы активного обучения подразделяют на: имитационные методы которые в свою очередь, подразделяют на игровые и неигровые. К игровым процедурам и приемам относят средства реализации отдельных, единичных принципов. В первую очередь, различные формы активизации лекций и других традиционных форм обучения, игровые педагогические приемы, отдельные средства активизации. Например, лекцию с использованием метода анализа конкретных ситуаций в виде иллюстрации осуществляемой преподавателем, бинарную лекцию, проблемную лекцию, творческую задачу — реализующие принцип проблемности; лекцию пресс-конференцию, лекцию-дискуссию, лекцию-беседу — принцип диалогового общения. Игровые ситуации представляются средством реализации двух и более принципов, не совпадающим с деловой игрой составом элементов и не имеющим формализованной структуры, правил поведения на игровой площадке, регламента. Примером игровой ситуации можно считать дискуссионные занятия, проводимые в развернутом виде, с незапланированными выступлениями и оппонированием, когда заранее неизвестно кто и в каком качестве (докладчика, критика, провокатора) будет участвовать в обсуждении. А также ситуации, используемые для ролевых игр, театрализованных игр, упрощенных управленческих тренингов и т. п. Под не имитационными методами понимают — стажировку на рабочем месте, программированное обучение ,проблемную лекцию, выпускную работу. Характеристика основных активных методов обучения: Проблемное обучение - такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности компетенций. Основной дидактический прием «включения» мышления учащихся при проблемном обучении - создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в ее условиях и завершающейся вопросом, который это противоречие объективирует. Анализ профессиональных ситуаций - метод развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации. Разыгрывание ролей - игровой метод активного обучения, характеризующийся  наличием проблемы, распределением ролей между участниками ее решения и вводом педагогом в процессе занятия корректирующих условий. Например, с помощью метода разыгрывания ролей может быть имитирована одна из компетенций WORLDSKILLS ; Семинар-дискуссия образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем WORLDSKILLS. Мозговой штурм - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель - организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем для участия в чемпионатах WORLDSKILLS .В результате использования активных методов в учебном процессе повышается эмоциональный отклик студентов на процесс познания, мотивацию и участия в движении WORLDSKILLS , интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении, а на основе слияния образовательных и информационных технологий формируется принципиально новый, интеграционный подход к образовательному процессу. Это способствует формированию современного мышления при подготовке специалистов любого профиля. Использование преподавателями активных методов образования для участия в чемпионатах WORLDSKILLS способствует повышению качества образовательного процесса, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей студентов. Участие в национальном Чемпионате WorldSkills Russia дает возможность познакомиться с передовым опытом в профессиональной квалификации и карьере, и мы надеемся, что наши студенты получат опыт участия и в международных конкурсах профессионального мастерства. К проведению мирового Чемпионата в 2019 году в Казани  готовят и инфраструктуру. Министр по делам молодежи и спорта Татарстана сообщил, что в Казани уже началось строительство комплекса Казань - Экспо, который станет одной из крупнейших в стране площадок для проведение масштабных мероприятий. Ожидается, что церемонии открытия и закрытия Чемпионата посетят более 45 000 зрителей. Комплекс позволит проводить соревнования на площади более 100 000 квадратных метров, а общая полезная площадь составит около 270 000 квадратных метров.