Создание положительной мотивации у обучающихся по профессии парикмахер

Денисенко Татьяна Николаевна

Мотивации студентов является одним из наиболее эффективных способов улучшить процесс обучения. Мотивы являются движущими силами процесса обучения и усвоения материала. Мотивация к обучению достаточно непростой и неоднозначный процесс изменения отношения личности как к отдельному предмету изучения, так и ко всему учебному процессу.

Мотивами или, другими словами, причинами, стимулирующими человека и побуждающих его к активной деятельность, в данном случае - учиться, - могут быть самыми различными.

Современный выпускник профессионального образовательного учреждения должен не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками, но и ощущать потребность в достижениях и успехе; знать, что он будет востребован на рынке труда. Необходимо прививать обучающимся профессиональных образовательных учреждений интерес к накоплению знаний, самостоятельной деятельности и непрерывному самообразованию. Чтобы достичь этих целей, у студентов должна быть мотивация учения. Мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека, в том числе, и в процессе формирования будущего профессионала. Поэтому особенно важным становится вопрос о стимулах и мотивах учебно-профессиональной деятельности студентов. Мотивы — это мобильная система, на которую можно влиять. Даже если выбор будущей профессии студентом был сделан не вполне самостоятельно и недостаточно осознанно, то, целенаправленно формируя устойчивую систему мотивов деятельности, можно помочь будущему специалисту в профессиональной адаптации и профессиональном становлении. Эффективность учебного процесса непосредственно связана с тем, насколько высока мотивация и высок стимул овладения будущей профессией.

Существует классификация учебной мотивации обучающихся:

-               познавательные мотивы (приобретение новых знаний и стать более эрудированным); на моих занятиях теоретического обучения по профессии парикмахер обучающиеся изучают новейшие технологии в парикмахерском искусстве, которых еще 1-2-3 года не было.

-               прагматические мотивы (иметь более высокий заработок, получать достойное вознаграждение за свой труд); с обучающимися мы производим расчет затрат препаратов как количество так и их стоимость для оказания услуг. Беря во внимание стоимость услуг в салонах города мы высчитывает свою выгоду и заработок, из чего обучающие делают вывод, что квалифицированный парикмахер  ни когда не останется без куска хлеба, а еще сможет заработать как горят на масло и икру.

-               профессионально-ценностные мотивы (расширение возможностей устроиться на перспективную и интересную работу); с обучающимися мы обсуждаем перспективы профессии парикмахер и говорим что высококвалифицированный парикмахер, стилист может работать в парикмахерской, салоне-красоты, салоне люкс в больших городах, студии красоты,

 -               эстетические мотивы (получение удовольствия от обучения, раскрытие своих скрытых способностей и талантов); в процессе обучения студенты много экспериментируют как над собой так и над друзьями, родственниками. Находят себя, определяют что им ближе стрижки, колористика или прически.

-               статусно-позиционные мотивы (стремление утвердиться в обществе через учение, получить признание окружающих, занять определенную должность); на занятиях рассказываю о людях достигших профессиональных высот в индустрии красоты и парикмахерском искусстве (Влад Лисовец, Георгий Кот, Руслан Татьянин, Долорес Кандрошова, стараюсь привить обучающимся гордость за выбранную профессию.

-               коммуникативные мотивы; (расширение круга общения посредством повышения своего интеллектуального уровня и новых знакомств); рассказываю о конкурсах, мастер классах, семинарах, которые проводят технологи и стилисты, участвуют такие же студенты как они, с которыми можно встретится, познакомится, пообщаться. Стараюсь привлечь их к посещению таких мероприятий, но иногда на это влияют материальные возможности.

-               утилитарно-практические мотивы (меркантильные, научиться самообразованию, стремление усвоить отдельный интересующие знания); бывают такие моменты когда студенты приходят и просят объяснить новые профессиональные слова, определения, которые услышали в рекламе, интернете. В таких случаях я предлагаю им самостоятельно найти информацию, а затем обсуждаем это на занятиях.

Эти мотивы могут сливаться, образуя общую мотивацию для обучения. Дейл Карнеги утверждает: «… на свете есть только один способ побудить людей что-то сделать — заставить человека захотеть это сделать». Для того чтобы студент по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т. е. чтобы они приобрели значимость для обучающегося. Так как истинный источник мотивации человека находится в нем самом, то необходимо, чтобы он сам захотел что-то сделать и сделал это.

Студент — это не школьник, которому можно сказать “так надо”, студенту необходимо объяснить каким образом знания ему пригодятся в будущем. И если преподаватель отвечает в духе “в жизни пригодится”, то обучающийся теряет интерес. Студент приходит в профессиональное учебное заведение не только за знаниями, а и за тем (в большей степени), чтобы стать хорошим специалистом в своей области. Поэтому преподаватель обязан уметь доказать студентам, что его предмет действительно будет полезен в их будущей деятельности. На занятиях по каждому модулю я делаю акцент на область применения теоретических и практических знаний.

Связка студент-преподаватель. Студенту очень важно, чтобы педагог был его наставником, чтобы к нему можно было обратиться за помощью во время учебного процесса, обсудить волнующие его вопросы (даже, если они отдаленно связаны с темой урока). Преподаватель должен использовать эффективную форму мотивации — укреплять уверенность в собственных силах студента. Чем больше доверяют обучающимся, тем охотнее они сотрудничают с преподавателем в процессе обучения. Я стараюсь по мере возможности общаться с обучающимися вне учебных занятий, отвечать на их вопросы, консультировать по возникающим профессиональным ситуациям. Не только студентов своей группы, но и других учебных групп по профессии парикмахер.

Уважение к студентам. Какой бы ни был студент, он в любом случае личность, которая хочет к себе соответствующего отношения. Д.Карнеги советует: «…не скупитесь на комплименты, признавайте достоинства (даже не существующие), авансируйте положительные сдвиги. Тогда у вашего воспитанника будет больше возможностей стать таким, каким вы хотите его видеть. Дайте другому то, что вы хотите получить от него». Привожу примеры работ студентов, демонстрирую работы: составленные таблицы, выполненные рефераты, рисунки, творческие работы.

 Заинтересовать их. Все студенты будут с удовольствием посещать занятия, если заинтересовать их своим предметом. Можно создать им такие ситуации на уроках, в которых они могли бы отстаивать свое мнение, принимать участие в обсуждениях, находить несколько вариантов возможного решения поставленной задачи, решать их путем комплексного применения известных им способов решения и т. п. На моих занятиях теоретического обучения мы со студентами разбираем возможные профессиональные ситуации, на которые они предлагают свои варианты решений. Часто бывает такое, что придя ко мне на занятия они говорят: «Давайте поговорим».

Использовать метод кнута и пряника. Эффективное средство для повышения мотивации учебной деятельности студентов и их самостоятельности — это введение рейтинговой системы оценки. Знания оценивать в баллах, которые набираются в течение всего периода обучения по тому или иному предмету за разные виды успешно выполненных работ (как самостоятельных и практических, так и аудиторных). Т. е. в самом начале семестра обозначить расширенные возможности перед учащимися, чтобы студент осознавал и понимал, что его отсутствие на лекции или практическом занятии — это минус какой-то определенный балл, а подготовка доклада, выступление на конференции, подготовка презентации и т. д. — плюс столько-то баллов. В итоге учащийся будет замотивирован конкретными бонусами и преференциями на экзамене и с большей ответственностью отнесется к учебному процессу. Я даю бонусы тем студентам, которые участвуют в профессиональных конкурсах, викторинах, мастер классах. У студентов выполняющих все самостоятельные работы по предмету не возникает проблем с аттестацией.

Мотивация личным примером. Интерес учащегося к изучаемому предмету обусловлен не только профессиональностью преподнесения учебного материала, но и личными качествами педагога. Преподаватель, который доброжелательно относится к окружающим, серьезно и ответственно выполняет свою работу, вовремя проверяет контрольные, самостоятельные и практические работы студентов, знает и умеет выполнять то что им преподает, ценится ими. Я стараюсь соответствовать всем перечисленным критериям и на практических занятиях показываю на модулях как выполнять то что мы изучаем на теории с ними.

 Сдерживание своих обещаний. Нельзя обманывать студентов. Если обещали увлекательную экскурсию или провести интересный тест, соревнование или посмотреть фильм, то не отступать от намеченных целей.

Перед преподавателями профессиональных учебных учреждений в настоящий момент стоит задача создания таких условий, при которых студенты за короткие сроки смогли бы усвоить максимально возможное количество знаний вместе с приобретением навыков их творческого применения на практике.

Основной задачей профессионального учебного учреждения является стимулирование интересов к обучению таким образом, чтобы целью студентов стало не просто получение диплома, а диплома, который подкреплён прочными и стабильными знаниями, опирающимися на практику.

Восточная мудрость гласит: «И один человек может привести лошадь к водопою, но даже сто не могут заставить ее пить воду».... Так и ученика можно заставить сидеть на уроке, но невозможно принудительно чему-то научить и развить его способности. Конь пьет воду тогда, когда хочет пить, а ученик учится, когда хочет учиться. Студент захочет и будет учиться сам только тогда, когда это занятие будет ему интересно и привлекательно. Ему нужны мотивы для познавательной деятельности. Учащиеся профессиональных учебных заведений намного больше узнают о выбранной ими профессии во время прохождения практики, выполнения лабораторно-практических работ. Они видят стимул, мотивацию для дальнейшего теоретического обучения, понимая, что могут применить полученные знания на практике.

В наш XXI век, доступ к информации не вызывает никаких трудностей, возникает вопрос о том, как мотивировать учащихся профессиональных учреждений к постоянному изучению материалов и усвоению нужных и полезных знаний. Особую роль для возникновения мотивации оказывает пробуждение интереса к выбранной профессии, отрасли ее исследования. Ответственность за мотивацию студентов к обучению и её повышение принадлежит не только преподавателям и семье, но и обществу. Ведь именно молодые интеллигентные люди являются основой стабильного развития нашей страны, основной движущей силой в этом нестабильном мире.