24.04.2018 Включение студентов в активную познавательную деятельность на занятиях производственного обучения

Федотова Светлана Николаевна

24.04.2018  Включение студентов в активную познавательную деятельность на занятиях производственного обучения

ГБУ ПО РМ «РЖПТ им. А.П. Байкузова» Федотова  С.Н. ,

председатель ЦК № 2 «Организация движения поездов»

.

 Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества студентов была и остается одной из актуальных задач педагогики. Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить интеллектуальную и познавательную активность, свою индивидуальность.

В настоящее время, когда ежегодно обновляется около 5 % теоретических и 20 % прикладных (практических) знаний, особенно важно формировать интерес учащихся к процессу познания, к способам поиска, усвоения, переработки и применения информации, что позволило бы им быть субъектом учения, легко ориентироваться в современном, быстро изменяющемся мире.

Перед специалистами в области педагогики стоит задача поиска более эффективных способов организации учебного и воспитательного процесса на основе индивидуализации и включения механизмов личностного развития. Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. Научить человека плавать можно только в воде, а научить человека действовать можно только в процессе деятельности. Необходимым условием целенаправленной работы по развитию интеллектуальных способностей личности является организация собственной учебно-познавательной деятельности учащихся.

Одним из средств пробуждения и поддержания познавательного интереса студентов является применение  и использование нетрадиционных форм урока, создание в ходе обучения проблемных ситуаций и развертывание на их основе активной поисковой деятельности студентов, использование интерактивных форм обучения через диалоговое общение обучающихся, работу в группах на основе кооперации и сотрудничества, игровую деятельность, использование ИКТ.

В требованиях к условиям реализации ОПОП Государственного образовательного стандарта по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)» сказано, что образовательное учреждение должно предусматривать при реализации компетентностного подхода использование активных форм проведения занятий для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

На наш взгляд, наиболее полно познавательная самостоятельность студентов  развивается при организации обучения по исследовательской технологии.

Исследовательский метод обучения как нельзя лучше подходит для того, чтобы обучающиеся активно включались в работу, самостоятельно добывали знания, учились выражать свои мысли

Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому, что мастер вместе с обучающимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени;

•знания студентам не сообщаются, они самостоятельно добывают их в процессе исследования проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов.

• деятельность мастера сводится к управлению процессом решения проблемных задач;

•учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной.

Уроки п/о и практические занятия – это самые удобные формы учебных занятий для проведения исследований, потому что:

•4 - 6 часов учебное время – этого достаточно для проведения исследования;

•Структура урока п/о удобна для исследования:

вводный инструктаж - Определение общей темы исследования, предмета, объекта исследования, проблемы;  Побуждение к осознанию проблемной ситуации. Побуждение к высказыванию гипотезы ,Формулировка задач исследования,

      текущий инструктаж - Проведение исследования ,

     заключительный инструктаж - Анализ, обобщения, выводы по исследованию.

•Истинное знание и плодотворное понимание, как правило, приходят в результате собственной практической деятельности.

Конечно, подготовка к уроку более сложная при использовании исследовательского метода обучения - мастер должен обладать определёнными умениями:

·Выбирать и обосновывать тему исследования;

· Подбирать необходимые для проведения исследования источники: литературу, Интернет-ресурсы и т. п.;

·Определять этапы исследования и своевременно оценивать каждый из них, корректировать деятельность обучающихся.

Исследовательский  метод обучения позволяет  изменить  характер познавательной деятельности: акцент во время исследования ставится  на не на запоминание,  а на  понимание. Запоминание мы  не отвергаем, но важно помнить, что при самостоятельном изучении запоминается 10% материала, слух даёт возможность запомнить 20% из сказанного, в дискуссиях запоминается 50-70%, а если обучающийся что-то делает своими руками, он запоминает 90%.

По выражению Александра Кребса: «Всякое исследование основано на сравнении и пользуется средством сопоставлений»  и другое - «Истина познаётся в сравнении» приводят к мысли, что у студентов на уроках активизируется познавательный интерес, если они будут что либо сравнивать, при этом самостоятельно, делать выводы. Мы решили проверить это предположение (гипотезу) на практике. Изучив материал по исследовательскому методу обучения, мастера – практики научились находить темы для исследований.

Анализ деятельности студентов показывает, что на занятиях с применением исследовательского метода обучения, обучающиеся:

  •  с интересом воспринимают учебный материал;
  • стремятся к лучшему результату работы, сосредоточены во время выполнения задания;
  • у них развивается мышление (посредством сравнения),
  • развивается память;
  • развивается речь (самостоятельно делают выводы по исследованию)

 

В связи с этим не менее важным в формировании самостоятельной познавательной деятельности является использование приемов проблемного обучения. Проблемные ситуации вызывают интерес у студентов, максимально приближают теоретические знания к практической деятельности. Приемы проблемного обучения создают обстановку увлеченности, раздумий, поиска, что ведет к стремлению узнать больше, обратиться к другим источникам информации. Лабораторно-практические занятия показывают, что, как правило, между возникновением не­стандартной производственно-техноло­гической ситуации (её специально нужно мо­делировать) и моментом начала активного действия ребят проходит довольно дли­тельный период времени. Не все студен­ты могут быстро включиться в процесс разрешения нестандартной ситуации, поэтому мастеру необходимо стимулировать активные действия, ускорять поиск адекватного технологи­ческого решения. На лабораторно-практических за­нятиях наши педагоги отрабатывают стереотипы поведе­ния специалистов в нестандартных ситуациях, для решения таких производственных си­туаций мастер производственного обучения стараеися сформировать у студентов ответную реакцию на основе междисциплинарных связей (технологии и микробиологии, санитарии и гигиены, товароведения, физической и коллоид­ной химии, стандартизации и др.), что, в свою очередь, требует от них хорошей те­оретической и практической подготовки по всем этим дисциплинам.

Другим приемом, оказывающим влияние на развитие познавательной самостоятельности является выполнение студентами творческих работ в рамках производственного обучения (это создание презентаций, написание рефератов, сообщений и т.п.), которое благотворно воздействует на развитие их познавательных способностей, повышает интерес к учебе, содействует проявлению особенностей личности молодого человека. Такие работы требуют более детального и обстоятельного изучения учебной и дополнительной литературы, использования информации из Интернета. Это расширяет их кругозор, прививает основные навыки самообразования, приобщает их к новым информационным технологиям. В процессе выполнения творческих работ обучающиеся получают возможность реализовать собственные методы и приемы познавательной деятельности.

Весь процесс обучения в техникуме  направлен на  развитие у студентов познавательной самостоятельности. Своеобразным итогом для них является выполнение выпускных письменных экзаменационных работ. Выполнение выпускных работ требует глубоких и прочных профессиональных знаний, напряженной работы по самообразованию, использования современных источников информации, практического применения творческих способностей. Выполняя именно такие работы, выпускники начинают реально оценивать свои профессиональные знания и возможности, видят пробелы в своих знаниях и практических навыках. Анализируя все это, они осознают важность самостоятельной познавательной деятельности, необходимость дальнейшего самообразования.

К числу основных параметров, на основании которых можно оценить насколько интересными для студентов являются уроки с применением различных методов обучения относят следующее:

-    сосредоточение внимания студентов на учебной ситуации; включенность в работу; обращение к мастеру с вопросами;

-    осознание смысла деятельности: проявление интереса к сообщаемой информации, желание выполнять задания, появление положительного эмоционального отношения к занятию;

-    осознание потребности в обучении: активное участие в работе группы; стремление действовать должным образом; проявление дисциплинированности; стремление ориентироваться в происходящем учебном процессе, выяснить, что и как делать;

- постановка студентами цели: стремление к самостоятельной постановки цели; участие в составлении плана работы; интерес к проявлению инициативы товарищей; формирование целей опытов, наблюдение, постановка вопросов;

-    стремление к цели: стремление к активному участию в решении учебных проблем; целеустремленность в выполнении самостоятельной работы; желание выполнять задания старательно, с выдумкой: желание оказать помощь товарищу;

-    осуществление обратной связи (уверенность в правильности действий): проявление интереса к сообщаемой информации; стремление к самоанализу и самоконтролю своих действий, попытки найти ошибку в своих действиях; обращение к помощи мастера, товарища, доброжелательное отношение к помощи мастера, его советам, оценкам;

-    отношение к процессу и результату своей работы: появление положительных эмоций, связанных с учением; выражение огорчения в связи с отвлечением от работы (звонок с урока, нарушение дисциплины и т.д.); внимание к оценки своей деятельности мастером производственного обучения, товарищами; желание работать в темпе, общем для группы, соблюдать предъявляемые требования.

Указанные параметры достаточно полно позволяют мастеру судить о наличии и степени развития познавательных интересов у учащихся и в соответствии с этим строить свою работу на занятиях производственного обучения.

Подводя итог сказанному, хочу отметить, что познавательный интерес не только позволяет молодым людям учиться, осваивать свою профессию, но и влияет на развитие личности. А применение различных методов и приемов формирования познавательного интереса у студентов будет способствовать качественной подготовке кадров для реального сектора экономики страны, росту престижа у молодежи рабочих профессий, что и является основной целью деятельности нашего педагогического коллектива.