АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В СИСТЕМЕ СПО

Воронова Виктория Николаевна

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В СИСТЕМЕ СПО

Воронова В.Н.

Воронова Виктория Николаевна – преподаватель общеобразовательных и специальных дисциплин

ГБПОУ «Технологический колледж №34», г. Москва

Аннотация: в статье анализируются актуальные проблемы преподавания истории в системе среднего профессионального образования, а также автор предлагает методы преподавания для улучшения усвоения материала в целях формирования у обучающихся наиболее объективного и полноценного взгляда на исторические события.

Ключевые слова: воспитание, методика преподавания, история, патриотическое воспитание молодежи

Abstract: The article is devoted to actual problems of teaching history in secondary vocational education. Also the author suggests methods of teaching to improve the assimilation of material in order to form the students the most objective and full view on historical events.

Keywords: education, method of teaching, history, patriotic education of youth

 

Духовно-нравственное становление молодежи, подготовка ее к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства. Организация профессионально-педагогической подготовки будущего специалиста на основе культурологического подхода позволяет актуализировать не только профессиональные, но и личностные ценности. Они проявляются в идеале, убеждениях, установке, деятельности, порядочности, честности, ответственности, точности, которые связаны прежде всего с духовными, нравственными, социальными ценностями.

      В условиях продолжающегося реформирования российского образования система среднего профессионального образования играет значимую роль в удовлетворении интересов личности, потребности региональных рынков труда, перспектив развития экономики и социальной сферы.

     В настоящее время одним из ведущих направлений развития системы среднего профессионального образования признается совершенствование воспитания, как неотъемлемой части целостного образовательного процесса на основе следующих принципов: гуманистической направленности воспитания, эффективности социального взаимодействия, концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности, формирование гражданско-правовой позиции.

      Многообразие академических учебников позволяет использовать новейшие технологии на основе личностно-ориентированного обучения. Выбор методики преподавания открывает перспективы для творческого начала педагога и дает ему возможность для дальнейшего роста индивидуальной траектории каждого обучающегося [3, c.184-185]. Создание электронных ресурсов, использование информационных технологий позволяют сделать каждый урок неповторимым, а студента - активным участником в процессе получения новых знаний. Но кардинального изменения ситуации не происходит. Низкий уровень знаний истории остается проблемой.

     Безусловно современная Россия оказалась в сложной ситуации в связи с тем, что многие предыдущие ценности разрушены. Изменения коснулись не только государственного устоя, но и системы образования. Понимание важных исторических событий подвергается переосмыслению. Историческая наука одна из первых столкнулась с проблемами преподавания учебного материала. Как общественно-гуманитарная наука, она аккумулирует в себе не только различные исторические периоды, но и отражает общественное влияние, так называемые государственные приоритеты и ценности. В связи с этим именно преподавание этого предмета связанно с основными трудностями, а учет категории модальности не позволяет трактовать события односложно. Необходимо полное включение в изучение «неоднозначных и спорных вопросов» [1, с.155].

    С другой стороны, мы можем говорить о недостаточном изучении такой важной темы в истории России, как Великая Отечественная война 1941-1945 годов.  Учебная литература отводит на эту тему от 2до 4 занятий.  В лучшем случае около 4 часов преподаватель может изучать с обучающимися столь важную и значимую тему.  Имеем ли мы после этого право говорить о том, что подрастающее поколение плохо знает историю самой кровопролитной войны. Стоит задуматься о будущих результатах образовательной деятельности.  Пройдет еще немного времени, и новое поколение будет  верить в любую информацию, высказанную «новыми  творцами истории». Огромный поток неконтролируемой информации оказывается в свободном доступе для несовершеннолетних. Понять, что является правдой, а что вымыслом, без определенных знаний и жизненного опыта, невозможно. Это влечет за собой негативные тенденции. Поколения не знающих людей будет воспитывать своих детей в том же ключе.

    Для подрастающего поколения вносятся новые представления о Великой Отечественной войне в Европе и в СССР. Русский солдат перестал быть освободителем. Новый термин оккупант используется повсеместно. Подменяются цели и стремления воюющих сторон. Наш народ, показан агрессором, которого необходимо остановить. Позиция РФ в современной международной политике преподносится крайне негативно [5, с.21].  

    Если мы хотим получить хороший результат, то необходимо пересмотреть количественный и качественный показатель преподавания и предмета в целом, и военной тематики в частности. Возможно, даже вывести тему Великой Отечественной войны   в обязательный факультатив с просмотром документальных архивов, художественных фильмов, посещения музеев и мест боевой славы. Необходима более качественная подготовка квалифицированных специалистов. Создание учебных пособий могло бы сформировать интерес к этой тематике обучающихся любого возраста.

       Госсекретарь США Джон Керри попросил Россию признать и смирится с поражением в "холодной" войне, выступая 18 марта 2015 года перед группой студентов университета в государственном департаменте, пишет ABC News. Но последнее десятилетие показало, что наша страна имеет собственное мнение. Мы помним и чтим свою историю и в состоянии вернуть  чувство сопричастности  и  гордости за свою страну подрастающему поколению.

    В настоящее время Россия еще может   изменить ситуацию, сформировать у молодежи уверенность в великом будущем своей страны. Гордиться и помнить свое прошлое, быть достойными памяти поколений, отдавшим свои жизни за независимость нашей Родины, уважать свое государство и не позволить разрушить его изнутри.

 

Список литературы/ References

 

  1. Кацва Л.А. Преподавание истории в современной российской средней школе // Вопросы образования, 2005. №2. С. 148-163.
  2. Борисова Н.Я. Сопровождение инновационной деятельности педагогов // Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование», 2010. №8. С. 16 – 21.
  3. Осмоловская, И. М. Инновации и педагогическая практика / И. М. Осмоловская // Народное образование, 2010. № 6.  С. 184-185.
  4. Солодухина О.А. Классификация инновационных процессов в образовании // Среднее профессиональное образование, 2011. №10. С. 12 – 13.
  5. Стрелова О.Ю. Воспитание исторической памяти в контексте государственной политики модернизации системы общего исторического образования // Проблемы преподавания истории и гуманитарных дисциплин в школе: традиции и инновации, 2016. Электронное издание. С. 19-28