Особенности конструирования урока химии в соответствии с требованиями ФГОС

Сверчкова Марина Владимировна

Долгое время система среднего образования  России была научно – просветительской, учитель в ней был информатором, сообщающим знания.

Со сменой модели образования изменился и подход к обучению, как составной части образования,  сегодня – это педагогическое конструирование активного взаимодействия ученика с объектом познания. Учителю в этом процессе отводится роль организатора этого конструирования, управляющего этапами познания. Основной формой работы учителя остаётся урок. Уметь конструировать урок, знать структуру урока, современные требования к нему – основа успешной деятельности любого педагога.

В настоящий момент наше образование переходит на научно-гуманную основу, в которой  учитель  отличается тем, что:

  • создает условия для воспитания социально активной личности;
  • формирует умение ребёнка  добывать знания самому, при этом за учителем;
  • сохраняет  роль организатора познавательной деятельности.

 На первое место сегодня выходят задачи воспитания. Воспитывать – значит формировать мировоззрение, а учитель химии как раз и формирует научное мировоззрение.

В условиях обновления образования, учитель химии должен уметь формулировать цели урока, соответствующие стандартам последнего поколения.

 Согласно, памятке "Цели уроков химии", разработанной М.С. Пак, для достижения образовательных целей учитель обязан:

  • Обеспечить в ходе урока усвоение (изучение, закрепление, повторение и т. д.) следующих основных химических понятий по теме урока (законов, теорий, методов химической науки, химического языка - в зависимости от ситуации), а также научных фактов (называются эти факты).
  • Сформировать (продолжить формирование, закрепить, применить и т. п.) следующие обобщённые умения и навыки (планировать ответ, работать с книгой, читать и писать в быстром темпе, извлекать информацию при слушании и чтении текста и др.).
  • Сформировать (продолжить формирование, закрепить, применить и т.п.) следующие специальные умения по предмету химии (например, составлять химические формулы и уравнения, работать с лабораторным оборудованием и реактивами и пр.).

 Воспитательные цели современного урока формируют мировоззрение учащихся, систему взглядов и убеждений. Воспитание состоит в формирование устойчивых положительных привычек, и должно идти в коллективе и через коллектив.

Развивающий аспект является наиболее трудным при планировании педагогом триединой цели урока. Это происходит потому, что иногда учитель стремится формировать новую развивающую цель на каждом уроке, забывая, что для процесса развития личности необходимо время. Поставить целью урока: “учить мыслить”, это значит – никогда её не достичь, так как такая формулировка слишком общая. Нужно формировать у учащихся умение анализировать, выделять главное, сравнивать, систематизировать, доказывать, объяснять, ставить и разрешать проблемы.

Насколько верно и чётко учитель сформулирует триединую цель урока – настолько верно он определит содержание учебного материала, выберет методы и формы обучения.

При конструировании уроков химии на современном этапе необходимо использовать мультимедийные технологии как средство повышения эффективности обучения.

Мультимедийные презентации, обучающие видеофильмы выполняют разнообразные функции на уроке: в качестве иллюстрации, для эмоциональной поддержки, повышения эмоционального фона урока, для решения обучающих задач, способствуют развитию таких качеств, как восприятие, внимание, активизируют умственную деятельность студентов, воспитывают интерес к уроку. На практике используются программы MyTest, MS PowerPoint, MS OffiсeWord, LearningApps.org и т.д.

Самая важная часть конструирования урока – целеполагание. Планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять главное – воспитание и развитие личности. 

Цель урока трансформируется в педагогические задачи:

  • Информационная: Чему будем учиться?
  • Операционная: Как будем учиться?
  • Мотивационная: Зачем нам это надо?
  • Коммуникативная: С кем и где?

Если задача воспринимается учеником, то она выступает мотивом учения. Задачи урока должны находиться в сфере интересов ученика, он должен знать, зачем ему нужны эти знания и где их можно, применить. В общую структуру урока необходимо включать личностный опыт учащихся.

Особое значение в изучении химии имеет исследовательский метод. При использовании этого метода учащиеся выдвигают гипотезу исследования, выбирают путь и отбирают материалы и приборы. Ученик становиться в позицию активного исследователя – активизируется продуктивное мышление, формируется творческий подход к обучению.

  В образовательном процессе существует две формы организации познавательной деятельности учащихся на уроке – индивидуальная и групповая. Опыт и современные требования ФГОС показывают, что наиболее эффективной формой работы является групповая. Индивидуальная форма работы обычно используется при проверке знаний. При работе над новым материалом, закрепление, повторение, обобщение предпочтительнее групповые формы.

 Применение нестандартных игровых методов преподавания при конструировании на уроках  химии, помогает  решить одну из  основных проблем современного среднего профессионального образования -  повышение мотивации к изучению предмета.

 Ребята, поступающие на учебу в  профессиональные колледжи, имеют слабые знания по естественнонаучным дисциплинам, поэтому у них занижена мотивация к изучению этих дисциплин. Главной задачей  студентов, определившихся с дальнейшей деятельностью, является лишь успешная аттестация по профессии  и получение диплома. Большинство из них на уроках химии  задают вопросы: «А зачем нам химия?  Мы поступили только для получения профессии. Как химия может быть связана с моей будущей специальностью?»

В связи с этим, необходимо стимулировать формирование и развитие познавательного деятельности учащихся, их практический интерес, чтобы в будущем каждый из выпускников мог применить полученные знания в жизни и профессии.

Нестандартная методика способствует творческому развитию учащихся в процессе обучения, ведь творчество ускоряет процесс формирования человека. При этом нравственные и эстетические истины постигаются в ходе учения, но не прямо через знания, умения и навыки, а в результате эмоционально – духовного определения своего места в системе отношений с объектами, которые вовлечены в учение.  От традиционного урока нестандартные уроки отличаются сочетанием используемых средств и методов. Обычно такие уроки начинаются с определения места, т.е. учитель определяет последовательность изучения содержания учебного материала, выясняет из каких других учебных предметов, будут использоваться знания на уроках, детализируются методы обучения, дозы и характер домашних заданий, а затем только разрабатывает план урока.

При проведении открытых уроков нетрадиционная форма занятий всегда будет выигрышной, т. к. в ней можно представить и игровые моменты, и оригинальную подачу материала, и занятость студентов при различных видах  коллективной и групповой работы, и их активность.

    В профессиональном образовании, особенно, целесообразны бинарные уроки, так как:

1)    профессиональные знания будущих специалистов формируются в комплексе, тогда как разрозненное изучение дисциплин не дает представления о целостном явлении, дробя его на разные фрагменты;

2)    форма проведения бинарного урока увлекательна и необычна. Использование на уроке различных видов деятельности дает возможность поддерживать внимание на высоком уровне;

3)    повышают потенциал студентов, ведут к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Данные уроки  формируют умения сравнивать, обобщать и делать выводы.

Бинарные уроки ориентированы на предметную связь, интеграцию предметов, предполагают использование различных педагогических технологий, являются важным этапом в формировании мировоззрения студентов, развития их мышления. Ведут его, как правило, несколько специалистов предметников.

     Порядок подготовки бинарных уроков по химии:

1.     Проводится анализ учебного материала двух и более дисциплин ( химия и биология; химия, биология, география; химия и информатика; химия и дисциплины общепрофессионального цикла), с целью определения общей темы, которая будет основой такого урока.

2.     Совместное, тщательное планирование хода урока педагогами, в котором четко будет определена роль каждого из них. Необходимо знать, что такой урок должен состоять из дополняющих друг друга, но не дублирующих частей из разных предметов. Хорошо, если будут разработаны задания, которые дадут студентам возможность, используя изученный материал на двух и более предметах, творчески применить знания, навыки и умения, решить доступные им проблемы на основе взаимодействия, увидеть результаты своего труда и в итоге получить от занятия радость и удовольствие.

3.     Подведение итогов. Оценивание и оформление результатов  деятельности студентов.

При конструировании современного урока необходимы различные формы и методы организации обучения. Потому урок рассматривается не только как вариативная, но и как постоянно развивающаяся  форма. Главное направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества педагога и студента.

 

Литература

1.     Ермаков, Д.С., Жарикова, Е.А., Ленина, О.Ф.  Задачи с практическим содержанием. «Химия в школе», научно-методический журнал 2006г., №5

2.     Методика организации и проведения нетрадиционных уроков в образовательном процессе учреждений СПО «Профтехобразование» Столица, Научные исследования в образовании  2012г., №12,  с 46-58

3.     Николаева, Л.С., Лесных, Л.И. Использование нетрадиционных форм занятий. Специалист 1992г., №2

4.     Пичугина, Г.В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни. Методическая библиотека, химия.-М., 1999

5.     Чернобельская, Г.М. Методика обучения химии в средней школе.- М., 2000