Организационное и психолого-педагогическое обеспечение адаптации студентов к условиям обучения в колледже

Губина Людмила Анатольевна

Процесс поступления и обучения в колледж достаточно сложное и трудное событие для молодой личности. Необходимо умело и достойно его пройти, преодолев своеобразные психологические и педагогические трудности.

Сам термин адаптация, от латинского «adaptio» приспособляю,   означает приспособление,  привыкание  к  новым условиям. Зависит  процесс   адаптации  как  от  индивидуальных свойств и черт личности, так и от помощи окружающих. Выделяют некоторые виды адаптации:

психологическая - настройка и приспособление психической деятельности (процессов, состояний, а при необходимости, и психических образований - навыков, качеств и др.) к активности в новых условиях. Психологическая адаптация определяется активностью личности и выступает как единство аккомодации (усвоение правил среды, «уподобление ей») и ассимиляции (уподобление себе, преобразование среды).

 

Весь процесс адаптации протекает в три этапа:

  • осознание и принятие статуса «студента»;
  • углубление в процесс учебной деятельности;
  • рост креативных способностей студента.

Каждый из этих этапов сопровождается рядом доминирующих проблем. Преодоление их сложный и длительный процесс. И именно поэтому молодой студент нуждается в поддержке и внимании окружающих - сверстников, родителей, сокурсников и конечно своих педагогов. Педагогический коллектив об успешности адаптационного периода может судить по ряду показателей:

А) объективных данных (степень утомлённости; участие в жизни коллектива; социально-психологическая позиция в учебной группе; соответствие личности требованиям к студенту);

Б) субъективных данных (оценка самочувствия, условий обучения, оценка отношений с однокурсниками, преподавателями, отношение к учёбе, будущей профессии, оценка перспектив).

 

На данный момент проведённые исследования и результаты диагностик позволяют сделать следующее заключение данной диагностики.

Среда воздействует на личность и группу, которые избирательно воспринимают и перерабатывают эти воздействия в соответствии со своей внутренней природой, а личность и группа активно воздействует на среду. Отсюда адаптация и одновременно адаптирующаяся активность личности или группы. Такой механизм адаптации, складываясь в процессе социализации личности, становится основой её поведения и деятельности.

- социальная адаптация - вид взаимодействия личности и социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейший компонент - согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и с реальностью социальной среды, включающее также тенденции развития среды и субъекта;

- профессиональная адаптация - требующая познания теоретических основ выбранной профессии;

- бытовая адаптация - привыкание к новому режиму, повышению психологической и физической нагрузки, решение жилищных проблем, вопросов питания, досуга.

 

 

 

 

Основные проблемы:

  1. Проблема межличностных отношений, лидерства, обусловленные новым составом классного коллектива.
  2. Недостаточный уровень знаний, полученных в средней школе (приходиться много времени уделять повторению и закреплению программного материала).
  3. Несформированность образовательных потребностей (иждивенчество, неспособность увязывать развитие способностей с трудом,  безответственность  в учебной деятельности,  склонность «выпрашивать» повышенные отметки).
  4. Низкая  общая  культура  студентов,  приоритет  материальных ценностей.
  5. Завышенная  самооценка   студентов,   неумение   анализировать свои ошибки.
  6. Перенос акцентов в начале учебного    года    с    учебной деятельности на межличностные отношения (обострённая борьба за лидерство, искажённые формы самоутверждения).

 

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

1. Разработка и апробация программы психолого-педагогической поддержки студентов РПТ.

Диагностическая работа по выявлению уровня подготовленности студентов за курс средней школы, уровня психического развития и межличностных отношения.

  1. Педагогический   мониторинг   (отношение   к   труду,   к   учёбе, отношение к родителям, сверстникам, ценностные  ориентации и самооценка).
  2. Деятельность вне учебных занятий направленная на реализацию и обогащение личностного потенциала.
  3. Развитие системы индивидуальных консультаций.
  4. Обеспечение преемственности на учебных занятиях.

 

 

 

Комментарии

Витютнев Николай Анатольевич

Людмила Анатольевна! Огромное спасибо за ценный опыт и полезный материал!