ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»

Зуб Александр Иванович

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»

 

I. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

 

1. Указать хронологическую последовательность (ряд) событий:

1) Выступление ГКЧП

2) Выборы президента РСФСР

3) «Декларация о суверенитете России»

4) Выборы президента СССР

 

2. Правильно указать дату

Конституция Российской Федерации была принята в

1989 г., 1991 г., 1993 г., 2000 г.

 

3. Определение правильности определения (указать «Да» или «Нет»)

«Новое мышление» предполагает:

1) отказ от раздела мира на враждебные системы (Восток - Запад);

2) сотрудничество между странами на основе учета взаимных интересов;

3) признание верховенства прав человека.

 

4. Выбрать правильный ответ

Приватизация - это

1) Переход частных предприятий в руки государства

2) Переход государственных предприятий в частные руки

 

5. Соотнесение

Указать вторую сторону конфликта

Нагорный Карабах

Грузия

Приднестровье

Сербия

Южная Осетия

Азербайджан

Косово

Молдова

 

6. Исключить лишний признак

В Советском Союзе в1986-1987 гг. приняты решения о внедрении хозяйственного расчета, который обладал следующими признаками:

1) самоокупаемость – получение прибыли;

2) развитие предприятия за счет собственных средств;

3) предприятие само выбирало хозяйственных партнеров;

4) внутренние дела предприятия решал коллектив работников;

5) связи между предприятиями устанавливает государство.

 

7. Исправить ошибку

Россия является членом НАТО

 

8. Вставить пропущенное слово

Российская …………………. Федеративная Социалистическая Республика

 

9. Перечислить по памяти

Назвать пять любых стран Европейского Союза

II. ЧТЕНИЕ ТЕКСТА И ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ К НЕМУ

1. Ответить на поисковые вопросы

Принцип равноправия и самоопределения народов

«В силу принципа равноправия и самоопределения народов, закрепленного в Уставе Организации Объединенных Наций, все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава.

Каждое государство обязано содействовать с помощью совместных и индивидуальных действий осуществлению принципа равноправия и самоопределения народов в соответствии с положениями Устава и оказывать помощь Организации Объединенных Наций в выполнении обязанностей, возложенных на нее Уставом, в отношении осуществления данного принципа …

Каждое государство обязано содействовать путем совместных и самостоятельных действий всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод в соответствии с Уставом.

Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение.

Каждое государство обязано воздерживаться от каких-либо насильственных действий, лишающих народы, о которых говорится выше, в изложении настоящего принципа, их права на самоопределение, свободу и независимость. В своих мерах против таких насильственных действий и в оказании им сопротивления эти народы, в порядке осуществления своего права на самоопределе-ние, вправе добиваться поддержки и получать ее в соответствии с целями и принципами Устава.

 <…>

Ничто в приведенных выше пунктах не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов, как этот принцип изложен выше, и, вследствие этого, имеющих правительства, представляющие без различия расы, вероисповедания или цвета кожи весь народ, проживающий на данной территории. <…>»

[«Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций». Принята резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 года]

Задание

Дать развернутый ответ на каждый вопрос, который должен состоят из двух частей:

1) утверждение или отрицание, записанное словами «Да» или «Нет»

2) подтверждение цитатой, т.е. словами из текста «Декларации…»

Образец: «Да» - «….» (цитата из «Декларации»)

Вопросы

1) Имеют ли народы Крыма и Донбасса право на самоопределение?

2) Обязаны ли были правительство в Киеве, США и Европейский Союз содействовать народам Крыма и Донбасса в осуществлении их права на самоопределение (проведение референдумов)?

3) Имел ли право народ Крыма создать свое суверенное и независимое государство и присоединиться к России?

4) Имел ли право Киев совершать насильственные действия с целью лишения народа Донбасса права на самоопределение?

5) Имел ли право народ Донбасса оказывать сопротивление насильственным действиям Киева, лишающих его права на самоопределение, и получать поддержку у России для защиты этого права?

6) Имеет ли право Россия оказывать поддержку народу Донбасса при оказании им сопротивления насильственным действиям Киева, лишающих этот народ права на самоопределение?

 

 

2. Ответить на аналитические вопросы

1) Как Вы полагаете, где лучше защищается свобода совести (право выбора своих убеждений) в «Десяти заповедях» или во «Всеобщей декларации прав человека»?

2) Как Вы полагаете, где лучше защищается личная свобода в «Десяти заповедях» или во «Всеобщей декларации прав человека»?

Свои ответы обосновать (аргументировать)

«Десять заповедей» («Декалога») в «Библии»:

1) И изрек Бог все слова сии, говоря:

2) Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;

3) да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

4) Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;

5) не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня,

6) и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

17) Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

«Всеобщая декларация прав человека»

«Статья 1. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Статья 3. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Статья 4. Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.

Статья 18. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.

Статья 19. Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.»

 

Оценка выполнения заданий

Максимально – 50 баллов

 

1. Тестовые задания

Максимально – 10 баллов; по 1 баллу за один вопрос.

 

2. Работа с текстом

Максимально – 40 баллов

1) Ответы на поисковые вопросы (6) – 24 балла; по 4 балла за один вопрос, если ответ неполный – 2 балла.

2) Ответы на аналитические вопросы (2) – 16 баллов; по 8 баллов за один вопрос; если ответ неполный – 4 балла.