10.09.2019 «Значение преддипломной практики в подготовке специалистов железнодорожного транспорта»

Федотова Светлана Николаевна

10.09.2019 «Значение преддипломной практики в подготовке специалистов железнодорожного транспорта»

 

Федотова Светлана Николаевна, председатель ЦК №2

«Организация движения поездов»

 

 

 

В рамках, установленных ФГОС по специальности 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)» производственная практика студентов в ГБУ ПО РМ «Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум имени А.П. Байкузова» такая же неотъемлемая часть учебного процесса, как и теоретическое обучение. Практика обучающихся организуется в соответствии Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 18 апреля 2013 г. N 291 "Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования" и локальными актами образовательной организации. Практика является составной частью программы подготовки специалистов среднего звена и проводится в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса в целях закрепления и углубления знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения, приобретения необходимых умений, навыков и опыта практической работы по всем видам профессиональной деятельности. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Практика обеспечивает дидактическую последовательность процесса формирования у студентов системы профессиональных знаний и умений в соответствии с профилем деятельности, прививает  студентам навыки самостоятельной работы по избранной специальности.

Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.

Преддипломная практика студентов является завершающим этапом и проводится после освоения ППССЗ и сдачи студентами всех видов промежуточной аттестации, предусмотренных ФГОС. Преддипломная практика проводится непрерывно после освоения учебной практики и практики по профилю специальности и завершает все этапы  практической подготовки будущего железнодорожника. Преддипломная практика является эффективной формой подготовки будущего специалиста к трудовой деятельности. Она имеет важнейшее значение в процессе подготовки высококвалифицированных кадров, способных решать задачи современного производства. Важно отметить, что практика — это активная индивидуальная форма обучения студентов. В ходе практики у студентов вырабатываются умения работать самостоятельно, опираясь на индивидуальные планы и задания. Это, прежде всего, и отличает практику от массовых форм работы, в которых студент участвует при теоретическом обучении.

Практика имеет целью комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по специальности СПО 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)»

  1. Организация перевозочного процесса на железнодорожном транспорте;
  2. Организация сервисного обслуживания на железнодорожном транспорте;
  3. Организация транспортно-логистической деятельности на железнодорожном транспорте;
  4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих ,должностям служащих.

Практика способствует закреплению и углублению теоретических знаний студентов, полученных в процессе обучения, и позволяет приобрести умения по всем видам профессиональной деятельности. Изучение перечисленных вопросов студентами, проходящими преддипломную практику, осуществляется путем наблюдения за производственными процессами, экскурсий по предприятию, слушания лекций опытных специалистов, бесед с руководителями практики от предприятия, проработки технической  документации и литературы, непосредственного участия  в организации перевозочного процесса на железнодорожном транспорте. В процессе прохождения практики студент приобретает опыт сбора и обработки практического материала, показывает способность критически оценить теоретические положения и действующего  учета, анализа, внутреннего и внешнего контроля в организациях железнодорожного транспорта. Преддипломная практика обеспечивает преемственность и последовательность в изучении теоретического и практического материала, предусматривает комплексный подход к предмету изучения и охватывает все основные объекты и предприятия железнодорожного транспорта.

В современных условиях значение производственной (преддипломной)  практики только возрастает. Для студентов это один из наиболее эффективных способов вхождения будущего специалиста в профессию, именно на практике студент сталкивается лицом к лицу со своей будущей специальностью, здесь он чаще всего окончательно проверяет правильность ее выбора. В процессе производственной практики у студентов вырабатываются такие качества, как стремление быть полезным производству, чувство ответственности и долга за порученное дело, гордость за избранную профессию. Практика позитивно влияет на процесс профессионального становления студентов, способствует росту эмпатии, тактичности, толерантности, выдержки, психологической устойчивости, развивает коммуникативные и организаторские способности.

Период практики  для предприятия – это возможность формирования кадрового резерва, возможность познакомиться поближе со своими потенциальными сотрудниками, использовать уже сейчас имеющиеся у студентов знания и навыки,  а для  техникума – повышение качества учебно-воспитательного процесса и, как следствие, рост конкурентоспособности выпускников.  В целом между техникумом  и организациями, предоставляющими базы практики, выполняется двусторонне сотрудничество, в результате чего образовательная организация получает возможность привлекать для практической работы со студентами высококвалифицированных специалистов, вырабатывать общие требования к компетентности специалистов, облегчить процесс профессиональной адаптации выпускников и трудоустройство. Организации и предприятия, в свою очередь, получают молодого специалиста соответствующего их потребностям с возможностью его быстрого адаптирования к конкретным условиям производственной деятельности. Возможно, база практики станет будущим рабочим местом выпускника. Таким образом, практическая подготовка будущих специалистов  является важной стороной учебно-воспитательного процесса и может рассматриваться как одна из самостоятельных образовательных технологий, обеспечивающих высокое качество подготовки финансовых работников.

 

Список используемой литературы:

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. N 832 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. N 291 "Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования" (с изменениями и дополнениями)
  3. Методические рекомендации к программе производственной (преддипломной) практики для специальности  23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)». 

 

 

 

Комментарии

Соцкова Ольга Алексеевна

Нет ничего важнее практики в любой специальности. Вот только возникает всегда проблема с работодателями, которые не очень любят брать практикантов.