Нормативное закрепление статуса учителя, определяющее ведущую роль учителя в развитии школьного образования

Киржинова Саида Аскербиевна

Проработав учителем более 35 лет, я получила возможность проследить, как за это время изменился социальный заказ на образование.

На сегодняшний день образование рассматривается в стратегической перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества. От подготовленности, целевых установок школьников, их умения ориентироваться в окружающем мире зависит инновационный путь развития государства. Именно поэтому так много внимания уделяется в последние годы системе образования. Итогом стало принятие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который вступит в силу уже через несколько дней вместе с началом нового учебного года.

Закон об образовании вызывает большой интерес в обществе, т. к. в каждой семье кто-то или учится, или учит. Всех интересует, как повлияет он на жизнь школы и на работу каждого учителя.

Федеральный закон «Об образовании» рассматривает учителя не только как высококвалифицированного специалиста своего дела, но и как человека, играющего ключевую роль в обществе. Ведь в наших руках самое ценное, что есть у государства – дети. И от того, какими они вырастут,  зависит будущее нашей страны. Новый закон отражает такое понимание роли учителя в обществе. В нем очень четко определен статус педагога, зафиксированы все социальные льготы, права, обязанности и ответственность педагогов, установлена зависимость минимальной заработной платы учителя от экономики региона.

В современных условиях, когда система образования стремительно меняется, педагогу очень важно вовремя перестроиться, изменить свои подходы в учебно-воспитательном процессе. Теперь преподавателю подтверждать и улучшать свою квалификацию предстоит каждые три года. Учитель должен быть хорошо подготовлен к работе в новых условиях. Ведь это не только владение новым содержанием, новыми методами работы, но и новое осознание места учителя в учебном процессе. В нынешних условиях наряду с традиционной ролью учителя появляются и другие роли, такие как:

Учитель-консультант. Предполагается, что консультант либо знает готовое решение, либо он владеет способами деятельности, которые указывают путь решения проблемы.

Учитель-модератор. Модерирование – деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей ученика и его способностей.

Учитель-тьютор. Осуществляет педагогическое сопровождение ученика.

Внедрение таких особенностей работы современного учителя в его повседневную деятельность становится возможным только путем объединения усилий и знаний учителей в различных формах повышения квалификации: проведения и посещения всевозможных встреч, семинаров, в том числе интерактивных, конкурсов профессионального мастерства, круглых столов, фестивалей и т.д. Не могу не отметить здесь весьма значительный вклад Адыгейского республиканского института повышения квалификации и республиканского клуба «Учитель года».

Курсы повышения квалификации, проводимые АРИПК, помогают не только реализовать стоящие перед учителем цели, но и сформулировать новые направления дальнейшего профессионального роста. Совсем недавно я проходила курсы по теме «Профессиональная компетентность учителя начальных классов в условиях модернизации системы образования», которые были проведены на высоком уровне и в психологически комфортной обстановке.

А деятельность республиканского клуба «Учитель года» - это своего рода практикум-обучение. В рамках клуба проводятся фестивали, семинары, методические дни, поездки в другие города и регионы на встречи с коллегами. Ежегодный фестиваль учительских клубов стал площадкой для обмена мнениями, опыта, для укрепления профессиональных контактов участников. Кстати, в этом году на круглом столе, проводимом в рамках фестиваля учительских клубов в Горной легенде, активно обсуждались вопросы практического применения норм нового закона об образовании.

За последние годы немало сделано для того, чтобы поддержать престиж учительской профессии через профессиональные конкурсы, благодаря которым талантливые учителя получают денежное поощрение государства, а победители и призеры своим примером повышают престиж учительского труда. Участвуя в этом году в качестве профессионального эксперта в проведении конкурсного отбора лучших учителей образовательных учреждений Республики Адыгея на получение денежного поощрения, я имела возможность ознакомиться с работами лучших учителей республики, презентующими свои высокие достижения, как в профессиональной педагогической деятельности, так и в общественной. Хочу отметить, что представленные материалы свидетельствовали о применении участниками инновационных методов в работе, высоком мастерстве и любви к своей профессии.

Нельзя забывать и то, что для достижения наивысших результатов, отвечающих новым требованиям, и получения высокого качества знаний в школе должны быть созданы комфортные, удобные как для учителя, так и для ученика условия, т.е. необходимо иметь соответствующее материальное обеспечение. Работа в этом направлении ведется с положительной динамикой. Я сужу по своей школе. В прошлом учебном году в нескольких кабинетах, в том числе и моем, установили компьютер, интерактивную доску с проектором, отчего занятия стали проходить в формах, не только соответствующих требованиям нормативных документов, но более интересных для наших учеников. Мы с ребятами успели оценить все преимущества работы с интерактивной доской, как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Реализация этих двух важнейших составляющих, а именно трансформация роли учителя в образовательном процессе и создание комфортных условий для обучающих и обучающихся – в императивах федерального закона сформирует гораздо более высокий уровень российской системы образования, обеспечит овладение учащимися такими знаниями, которые позволят им адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, творчески реализовывать себя в жизни и в будущей профессии.

Федеральный закон вносит в жизнь системы образования достаточно значимые изменения и дает ей новые возможности. Он обещает в ближайшем будущем поднять систему образования на гораздо более высокий уровень. При этом нельзя забывать, что ведущая роль, определяющая вектор развития школьного образования, принадлежит нам - учителям.