ЗНАЧЕНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ СПО

Федотова Светлана Николаевна

ЗНАЧЕНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ СПО

 

Идея патриотизма, во все времена, занимала особое место в формировании подрастающего поколения, хотя на протяжении последнего десятилетия ХХ века, она все больше деформировалась, обрастая идеологическими и политическими наслоениями.

Сегодня стало очевидно, что в обществе, поглощенном проблемами неосвоенных рыночных отношений, политических сложностей, разрушаются социальные связи, нравственные устои, что ведет к нетерпимости и ужесточению людей, разрушает внутренний мир личности. Именно поэтому профессиональные образовательные учреждения решая задачи образования, должны опираться на разумное и нравственное в человеке, помогая каждому студенту определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества, коими являются гражданственность и патриотизм.

Но чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке, искусственно сформировать, импортировать. В основе идеи должна лежать объективная необходимость, потребность и историческая закономерность.

Слова «патриот», «патриотизм», «гражданин» греческого происхождения и переводятся как соотечественник, Родина. В российском лексиконе эти слова появились в петровскую эпоху. Заимствование понятий произошло из французского языка.

Истоки патриотизма имеют биосоциальную природу. Так, патриотизм человека очень близок к инстинкту продолжения рода. Люди всегда объединяются при угрозе, защититься от которой не под силу в одиночку. Инстинкты стадности, сплоченности при защите территории – одни из немногих, что сохранились у людей от первобытного прошлого. Мы всегда болеем и переживаем за близких, людей своего круга, за свой мир, за свою территорию. Вытеснение этноса, ущемление его естественной жизни вызвали защитную реакцию – патриотизм.

Таким образом, патриотизм является элементом как общественного, так и индивидуального сознания. На уровне индивидуального сознания патриотизм переживается как любовь к семье, малой родине, гордость за свою страну, стремление узнать, понять и улучшить ее. На уровне общественного сознания под патриотизмом подразумевается национальная и государственная идея единства и неповторимости данного народа, которая формируется на основе традиций, стереотипов, нравов, истории и культуры каждой конкретной нации.

Патриотизм российского народа уникален, он является отличительной чертой его бытия. Он глубоко коренится в душе русского человека, так как формировался долгим историческим опытом, в борьбе с многочисленными врагами за много национальное Отечество. Российский патриотизм как высшая духовная ценность передается от поколения к поколению. Своеобразная «размытость» этнического самосознания русского народа, терпимость, добродушие, милосердие – это глубокая духовная основа российского феномена толерантности, не встречающаяся ни в одном полиэтническом государстве.

Чувство патриотизма складывается из таких компонентов как: чувство принятия страны, культуры как нашей, моей; гордости за успехи, достижения страны; чувства своей причастности к позитивному в стране.

В качестве цели своей работы я определяю воспитание гражданина и патриота, готового взять на себя ответственность за свою семью, свой город, свою страну, способного к открытому взаимодействию с обществом на основе системы ценностей, традиционных для Казахстана.

Главная цель деятельности – воспитание гражданина-патриота. В современных условиях развития общества сложно привить любовь к своему отечеству, помочь детям и подросткам осмыслить историю родной страны, научить искренне переживать за судьбу народа и страны, вызывать у молодого человека в душе те качества, которые и определяют его как личность, как гражданина. По мнению современных ученых и педагогов, патриотическое воспитание имеет три составляющие: глубинное чувство принятия страны; чувство своей принадлежности и чувство причастности (свой личный вклад) к делам страны, своей малой родины, колледжа, группы, семьи. Наше современное общество весьма дифференцировано в своих взглядах, позициях, интересах. И если мы хотим формировать человека в нравственном, патриотическом, гражданском воспитании, необходимо создавать проблемные ситуации, требующие от студента анализа сложных явлений, определения, защиты своих позиций и умения конструктивно взаимодействовать с иными позициями.

Решение этой важной задачи возможно через интеграцию учебно-воспитательной деятельности на занятиях и в системе дополнительного образования, усиление роли предметов гуманитарного цикла, обновление форм внеклассной работы. Но особую эффективность, на мой взгляд, эта деятельность может принять при условии расширение рамок воспитательного пространства занятий, через выстраивание отношения партнерства учебного заведения со всеми субъектами социума (социальными институтами воспитания). Задача, стоящая перед педагогом, состоит в том, чтобы, используя принципы эффективного общения, поддерживать и развивать самоценную патриотическую активность ребёнка. Основным воспитательным принципом является доверие к ребенку, уважение свободы его личности, личностно-ориентированные, гуманные отношения преподавателя и студента. 

Таким образом, актуальной остается проблема воспитания у молодежи готовности при необходимости защитить Родину.

Сущность и содержание патриотического воспитания определены в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 г» и «Концепции патриотического воспитания граждан РФ».

В Концепции патриотического воспитания его целью определено развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способными проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

В современных условиях патриотизм идентифицируется на уровне следующих личностных качеств:

  • Любовь к Родине;
  • Готовность выполнить конституционный долг;
  • Патриотическое мировоззрение;
  • Установки и ценности;
  • Социальная толерантность.

Формы работы по воспитанию патриотизма в нашем профессиональном образовательном учреждении довольно традиционны: уроки истории, литературы, обществознания всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма у студентов.

Немало возможностей дает внеклассная работа: беседы; лекции на патриотические темы; тематические классные часы; уроки мира; посещение музеев; выпуск газет; конкурсы рисунков и плакатов; изучение истории своей семьи и семейных традиций; военно-спортивные игры, сборы; встречи с работниками военкомата, ветеранами войны; месячник защитника Отечества.

Все эти формы работы в нашем профессиональном образовательном учреждении применяются десятилетиями, они проверены временем.

Считаю, что особенно необходимо отметить актуальные для нашего техникума виды деятельности: трудовые десанты, уход за зелеными насаждениями, экологические субботники по очистке малой речки Инсарки, спортивные соревнования.

Включение студентов в разнообразные виды практической деятельности формирует у студентов опыт патриотического поведения.

 

Куратор группы №44

Федотова С.Н.