Профессиональная компетенция как основа педагогического мастерства

Басырова Нурия Мясумовна

"Профессиональная компетентность как основа педагогического мастерства "- данная тема в настоящее время очень актуальна. Преподаватель постоянно сталкивается с меняющимся миром своих учеников и ему необходимо порой мгновенно принимать решения, действовать. Компетентность- это способность действовать в соостветствии ситуации неопределенности. От преподавателя требуется ежедневно миллион реакций и миллион воздействий. Профессиональная компетентность- совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной работы. В данной статье определена сущность понятия "профессиональная компетентность педагога", рассмотрено содержание или основы проф. компетентности педагога, которое включает педагогическое мастерство и личностные качества, интересы и склонности педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессиональная компетентность как основа педагогического мастерства

                                     «Все в нашем педагогическом мире в конечном счете решает мастерство. Но каким трудным и долгим обычно для учителей бывает путь к мастерству»

Профессор Ю.П. Азаров

                

        

План.

  1. Введение. Понятие компетентности
  2. Профессионально-педагогическая компетентность преподавателя
  3.  Педагогическое мастерство и его значение в формировании личности педагога
  4. Профессиональный рост и профессиональное самосовершенствование преподавателя
  5. Портрет современного преподавателя
  6. Заключение
  7. Список литературы
  8. Приложение (таблицы №1,2)

                   

                                              Введение              

                                                                   

Жизнь в настоящем мире чрезмерно изменчива. Образование в ХХI веке ориентирует на «свободное развитие человека», творческую инициативу, самостоятельность обучающихся, конкурентноспособность будущих специалистов. Эти изменения нашли отражение в Федеральном законе «Об Образовании», Концепции модернизации отечественного образования.

Так, в Концепции отмечается, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Такими качествами может обладать только компетентный и уверенный в своих силах человек.  Существенные перемены в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания учителя. Появилось множество новых знаний, понятий, которые необходимы современному учителю.

Одним из важных профессиональных качеств педагога является профессиональная компетентность.

                                        Понятие компетентности

Компетенция (лат. competentia)- это круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом, следовательно, компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной, продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – это способность преподавателя действовать в ситуации неопределенности. Чем выше неопределенность, тем значительнее эта способность. Понятие «профессиональная компетентность педагога» выражает личные качества преподавателя, учителя, воспитателя, позволяющие ему самостоятельно и эффективно решать педагогические задачи, формулируемые им самим или администрацией образовательного учреждения. Под педагогической компетентностью педагога следует понимать единство его теоретической и практической готовности к осуществлению своей профессиональной деятельности.

Итак, под профессиональной компетентностью применительно к педагогической деятельности понимается интегральная характеристика личности и профессионализма преподавателя, определяющая его способность результативно решать профессиональные задачи, возникающие в педагогической деятельности в конкретных реальных ситуациях. При этом преподавателю приходится использовать свои знания, умения, опыт, жизненные ценности и нравственные ориентиры, свои интересы и наклонности.

Основными компонентами профессиональной компетентности являются:

  • социально-правовая компетентность - знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения;
  • персональная компетентность - способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде;
  • специальная компетентность - подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;
  • аутокомпетентность - адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкции;
  • экстремальная компетентность - способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов.

Профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности профессионально-педагогических умений. С позиции основных операционных функций педагога профессиональной школы можно выделить следующие группы профессионально-педагогических умений:

  • гностические умения - познавательные умения в области приобретения общепрофессиональных, производственных и психолого-педагогических знаний, предусматривающих получение новой информации, выделение в ней главного, существенного, обобщение и систематизация собственного педагогического опыта, опыта новаторов и рационализаторов производства;
  • идеологические умения - социально-значимые умения проведения политико-воспитательной работы среди обучающихся, пропаганды педагогических знаний;
  • дидактические умения - общепедагогические умения определения конкретных целей обучения, выбора адекватных форм, методов и средств обучения, конструирования педагогических ситуаций, объяснения учебно-производственного материала, демонстрации технических объектов и приемов работы;
  • организационно-методические умения - умения реализации учебно-воспитательного процесса, формирования мотивации учения, организации учебно-профессиональной деятельности учащихся, установления педагогически оправданных взаимоотношений, формирования коллектива, организации самоуправления;
  • коммуникативно-режиссерские умения - общепедагогические умения, включающие перцептивные, экспрессивные, ораторские умения в сфере педагогической режиссуры;
  • прогностические умения - общепедагогические умения прогнозирования успешности учебно-воспитательного процесса, включающие диагностику личности и коллектива учащихся, анализ педагогических ситуаций, построение альтернативных моделей педагогической деятельности, проектирование развития личности и коллектива, контроль за процессом и результатом;
  • рефлексивные умения - способность к самопознанию, самооценка профессиональной деятельности и профессионального поведения, самоактуализация;
  • организационно-педагогические умения - общепедагогические умения планирования воспитательного процесса, выбора оптимальных средств педагогического воздействия и взаимодействия, организации самовоспитания и самоуправления, формирования профессиональной направленности личности обучающихся;
  • общепрофессиональные умения - умения чтения и составления чертежей, схем, технических диаграмм, выполнения расчетно-графических работ, определения экономических показателей производства;
  • конструктивные умения - интегративные умения разработки технологических процессов и конструирования технических устройств, включают разработку учебной и технико-технологической документации, выполнение конструкторских работ, составление технологических карт, направляющих тестов.

2. Профессионально-педагогическая компетентность преподавателя

Совершенствование профессиональной компетенции преподавателя формулируется следующим образом: «владение необходимыми знаниями, умениями и навыками, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности преподавателя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания».

Профессиональная компетентность преподавателя - совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать преподавателя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании обучающихся.

Совершенствование профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Компетентность предполагает наличие внутренней мотивации к качественному осуществлению своей профессиональной деятельности и сформированность профессиональных ценностей.

Существуют 4 блока профессиональных компетенций, которыми должен владеть преподаватель при выполнении своих функциональных обязанностей:

1. Методическая (успешность и перспективность планирования, подбора УМК и дополнительных учебных материалов, отбора и использования разных методов и форм работы с учетом особенностей обучающихся).

2. Психолого-педагогическая (знание программ, нормативно-правовых документов и требований гос. стандарта по предмету, равно как и знание, преподавателем возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и умение использовать их для решения широкого круга психолого-педагогических ситуаций в урочной и внеурочной деятельности).

3. Коммуникативная (способность быть толерантным и уважать мнение других, полнота и эффективность владения преподавателем лексикой классного обихода и необходимыми лингвистическими знаниями структуры и культурного наследия родного и иностранного языков, основами риторики, общеречевой культурой и профессиональной терминологией на английском и русском языках).

4. Проектно-исследовательская (умение преподавателя выделить фокус и провести исследование учебной ситуации с планированием основных этапов, использовать разнообразные источники информации и отбирать соответствующие методы для презентации, разработки и оформления конечного продукта своего исследования или проекта).  

Как видим, профессиональная компетентность - это владение специалистом совокупностью культурных образцов (знаний, умений, навыков, способностей, интеллектуальных, знаковых и технических средств), известных к настоящему времени в данной сфере человеческой деятельности.

Высокий уровень компетентности говорит о высокой степени профессионализма, об уровне творческой индивидуальности. Иногда профессиональную компетентность отождествляют с понятиями «профессиональное мастерство», «профессионализм».

«Профессиональная компетентность» шире понятия «профессиональное мастерство», так как мастерство может проявиться на уровне любого из компонентов профессиональной компетентности.

Педагогическое мастерство - качественная характеристика учебно-воспитательной деятельности педагога. Это доведенная до высокой степени совершенства учебная и воспитательная умелость, которая проявляется в особой «отшлифованности» методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.

Высшим уровнем профессионализма является педагогическое новаторство. Само понятие происходит от латинского novator, что означает «обновитель», «человек, который вносит и осуществляет новые, прогрессивные принципы, идеи, приемы в той или иной сфере деятельности, что значительно изменяет и повышает ее качество». Это определение в полной мере относится к педагогической деятельности. Новаторство в педагогической деятельности есть настоящее открытие, важное изобретение, которое является жизненным подвигом преподавателя.

Основная цель современного образования - соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию.

 Исходя из современных требований, можно определить основные пути совершенствования профессиональной компетентности педагога:

1. Работа в методических объединениях, творческих группах;

2. Исследовательская, экспериментальная деятельность;

3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

4. Различные формы педагогической поддержки;

5. Активное участие в педагогических конкурсах, мастер–классах, форумах и фестивалях;

6. Обобщение собственного педагогического опыта;

7. Использование ИКТ

Основные показатели профессиональной компетентности преподавателя включают в себя необходимость умения развивать у обучающихся коммуникативное и межличностное общение. Коммуникативная компетенция предполагает не только формирование таких личностных качеств как общительность, открытость во взаимодействии с другими людьми, но и развитие у обучающихся практических умений, способности управлять своей учебной деятельностью.

3. Педагогическое мастерство и его значение в формировании

личности педагога

Что же такое педагогическое мастерство? С этим вопросом можно обратиться к тысяче преподавателей-практиков, и каждый даст свое определение с позиций собственного опыта. Для тех, кто начинает свой педагогический путь, мастерство - понятие более абстрактное, а для тех, кто имеет за плечами определенный опыт, мастерство воспринимается более конкретно, и, как правило, включает в себя то, чего ему недостает. Однако, в целом, для каждого педагога мастерство - это определенная педагогическая вершина, к которой он стремится.

 Прподаватель постоянно сталкивается с меняющимся миром своих воспитанников, с необходимостью мгновенно принимать решение, действовать. От него требуется ежедневно едва ли не миллион реакций и миллион воздействий.

Итак, что такое педагогическое мастерство? `

«Мастер» (в переводе с лат. - начальник, учитель) - это человек, достигший высокого уровня совершенства и творчества в своем деле.

Мастерство (высший уровень профессионализма) - это высокое и постоянно и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей [8].

Педагогическое мастерство - сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности преподавателя, как комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации профессионально-педагогической деятельностью.

Чтобы овладеть мастерством, надо многое знать и уметь.

Существует философский принцип - подобное создается подобным: нравственность ученика - формируется нравственностью учителя; знание - знанием; мастерство - мастерством. Никакие современные технологии обучения и технические средства не помогут преподавателю выстроить свою педагогическую деятельность, если