Внедрение игровых подходов в НЕигровые процессы

Возможно ли говорить об игровых приемах  на уроках , когда речь идет об учащихся старших классов или студентах колледжей ?

Насколько правомерно использование игры или игровых приемов для такой возрастной  категории? Попробую ответить на этот вопрос  .Так как я являюсь  преподавателем английского языка  в профессиональном  колледже , я буду аргументировать  исходя из опыта работы именно со студентами колледжа. Учащиеся колледжа  представляют собой особую категорию среди остальных подростков такого же возраста. Если рассматривать  эту группу в целом ,то можно выделить  следующие характерные черты :

- гиперактивность и заторможенность

-неуверенность в себе и вызывающее поведение

- низкая мотивированность  в процессе обучения общеобразовательным предметам

Именно последняя характерная черта  представляет для меня как преподавателя –предметника наибольшую проблему .И именно поэтому для ее решения нужны различные способы ,в том числе и игровые приемы на уроках . Еще одной проблемой ,где помают игровые приемы на занятиях является то, что -учащиеся социально не адаптированы ко многим жизненным  ситуациям. В основном это вызвано ,конечно социальным характером отношений в семье : в большинстве семей отсутствует элементарное внимание к друг другу , родители фактически устраняются от воспитания  или принимают очень малое участие в судьбах своих детей .

Задача номер один в этих условиях- помочь подростку выработать для себя социальные модели поведения в определенных ситуациях . А так же научить подростка учиться ,помочь ему развиться. Для решения данной задачи преподавателю необходимо разнообразить процесс  , таким образом , чтобы даже неприученные полноценно учиться подростки охотно занимались на уроках . Данные задачи могут решаться различными способами ; предлагаю поговорить об одном из них- игровых приемах. Что меня лично заставило задуматься о введении игровых приемах на уроках ?-

 В самом начале процесса обучения я провожу анкетирование среди учащихся первого курса , учащимся предлагается в числе прочих ответить на вопрос : « Что вы любите делать больше всего на уроках английского языка ?» Так же  даны шесть вариантов ответов . Привожу варианты ответов и количество учащихся давших их(среднестатистические результаты ,они различаются  ,но несильно ) :

Писать словарный диктант – 2 человека

Описывать картинку-2 человека

 Читать текст-3 человека

Делать грамматические упражнения- 2 человека

Отвечать на вопросы -3 человека

Участвовать в ролевых играх-15  человек !

Показательно? Я полагаю, да. Полагаю так же , что именно игровые приемы успешно помогают преподавателю привлечь к процессу сразу всех  , потому что в игру на уроке включаются даже самые пассивные учащиеся . Игра с одной стороны снимает напряжение на уроке ,что является следствием неуверенности в себе , а с другой стороны держит учащихся в тонусе благодаря их заинтересованности.   В процессе игры лучше запоминается материал , учащиеся начинают чувствовать себя более уверено ,растет их самооценка , возникает желание ответить еще и еще раз, показатели успеваемости повышаются , что не может не радовать как самих учащихся , так и преподавателя.  Все перечисленное формирует прочную мотивацию обучения .

Конечно ,подготовка к уроку с использованием игровых приемов требует  от педагога не только опыта работы в целом , но и умения продумать всевозможные моменты -игра есть игра , процесс частично спонтанный , но тем не менее необходимо продумывать сценарий  как можно тщательнее , чтобы игра не вышла за рамки урока. Возможно ,кого-то отпугивает длительность подготовки педагога к уроку , но результат стоит того ,поверьте!

 Из большого перечня игр я выбрала ролевые , речевые и лексические .Перейду к конкретным примерам : игра может представлять собой жизненную ситуацию ,в которой подросток доселе не был , но может столкнуться в дальнейшем . И так, тема урока « Travelling by air»   (« Путешествие самолетом») ,проигрываем неприятную ситуацию – потеря багажа : одни учащиеся изображают пассажиров , разыскивающих свои чемоданы ,другие в этой ситуации  -   « служащие  аэропорта» .Каждый из  «пассажиров» должен заполнить и прочитать    «Baggage enquire form»( бланк розыска багажа). На экране все участники видят фото чемодана , а значит имеют возможность оценить грамотность его описания – форма ,размер ,цвет ,рисунок ,детали и т.д.В моем распоряжении карточек достаточно для того ,чтобы в случае неудачного ответа учащийся прослушав целый ряд ответов мог еще раз попробовать силы , разыскивая другой багаж.  При такой ситуации они перестают бояться говорить . Я пытаюсь помочь им преодолеть так называемый психологический барьер общения  ,что является одной из первоочередных задач . Или другая распространенная ситуация в аэропорту –один студент –«путешественник» , другой –«служащий аэропорта». «Путешественник плохо ориентируется  в аэропорту , задача «персонала» помочь найти нужный объект (стойку регистрации  , пункт обмена валюты и т.д.),объяснив  дорогу.

Рассмотрим решению каких еще задач способствует  использование игровых приемов на уроке. Что представляет собой игра с точки зрения ее содержания ? Игра –это ,прежде всего речевое упражнение- многократное повторение речевых высказываний , но при этом игра ,конечно, во многом имеет спонтанный  характер , а значит тренирует готовность учащихся к речевому общению вообще и к спонтанному общению в частности . Приведу пример еще одной игры на уроке « Tell us about your holidays»(«Расскажи о своих каникулах»). Играем в эту игру буквально на первом занятии в начале года . Педагоги знают как тяжело после летних каникул включаются учащиеся в учебный процесс. И именно игра приходит мне на помощь в этой ситуации . Мы сдвигаем парты в круг ,кладем игровое поле –на нем несложные вопросы , например     “The place you visited”(места ,которые вы посетили), бросаем кубик , выпал вопрос-учащийся отвечает . Эта  игра при всей ее простоте заставляет вспомнить довольно большой лексический материал («Санкт-Петербург» , « Российская Федерация» , «Семья» , «Досуг» и т.д.) и грамматику (основные группы времен , степени сравнения , безличные предложения , модальные глаголы …….) . В             процессе игры создается благоприятный психологический момент : большинство учащихся предпочитают говорить о себе , что для них является психологической потребностью- напомню –многие из них лишены нормального родительского внимания дома , а тут такая возможность высказаться о своих впечатлениях и предпочтениях , эмоциональный аспект игры очень важен .Если у учащегося получается связное  высказывание , он искренне удивляется : «Надо же я могу это сказать !» или «Я ,оказывается , что-то знаю !». Разбор ошибок при такой игре идет сообща- сильные помогают слабым , что приучает их работать в команде и одновременно стараться быть корректными . Я часто говорю им на уроке : «Не бойтесь ошибаться – это ваше право –сделать ошибку ,вы учитесь . Но и смеяться  над другими не стоит- все делают ошибки , даже я –мы же живые люди .»

Трудно                переоценить важность игры в изучении профессионального блока на английском языке . Полагаю, что получение профессиональных знаний – лексики , речевых образцов имеет наивысшую мотивацию в изучении иностранного языка .Приведу пример подобной игры « Auto review» («Автовыставка») .В этой игре часть учащихся является посетителями выставки , остальные –«дилеры» различных автопроизводителей , которые подготовили дома мини-презентацию о конкретной модели автомобиля ,ее основные характеристики( тип кузова, тип привода и т.п.)   . В такого рода игру учащиеся включаются с особым желанием- эта тема для них архи важная -они будущие автомеханики и водители и каждый из них мечтает о собственном автомобиле! Ни одно другое домашнее задание они не выполняют с большим удовольствием- это видно потому ,с каким удовольствием на уроке учащиеся делают свои сообщения            . «Посетители» задают «дилеру» дополнительные вопросы ,он должен быть хорошо подготовлен- от его ответов зависит выбор «покупателя». Другая игра «The accident»( « Авария») позволяет учащимся повторить правила дорожного движения и пообщаться с «полицейским», ситуация не самая приятная ,но практика общения требуется и в неприятных моментах тоже. Интерес , который испытывают учащиеся к играм при изучении профессионального блока позволяет мне считать это весьма серьезным занятием , к тому же налицо межпредметные связи .

Подведу итог : какие преимущества имеет использование игровых приемов в учебном процессе ?

·         Является активным и эффективным методом обучения

·         Является средством развития коммуникабельности и самореализации

·         Является средством познания и самопознания

·         Имеет  воспитательный аспект , т.к. демонстрирует определенные модели поведения

 

Все вышесказанное не означает , что на уроке необходимо постоянно – лекций по грамматике или какие-либо контрольные работы никто не отменял. Но сделать процесс обучения интересным и увлекательным без использования игровых приемов невозможно- игра может и должна быть использована на уроках иностранного языка