Статья на тему "Формирование положительного отношения к предмету средствами учебной и внеучебной деятельности"

Казакова Наталья Викторовна

1.Формирование положительного отношения к дисциплине

1.1. Понятие интереса, стимула и мотива обучения

Положительные эмоции, интерес, стимул — это фундамент формирования положительного отношения студентов к дисциплине.

Стимул к обучению формируются путём понимания студентов смысла в обучении: зачем ему ходить на пары? Зачем выполнять те или иные практические задания? Как это можно будет применить в будущей профессии?

Смысл обучения — внутреннее отношение студента к обучению.

Мотив обучения — побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.

Постановка целей — это направленность студента на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения.

Эмоции — реакция студента на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности студента, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка.

Интересы — познавательно-эмоциональное отношение студента к учению. Для преподавателя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.

Косвенно об учебной мотивации свидетельствует уровень реальной успешности учебной деятельности. Сюда относятся обычные показатели успеваемости, посещаемости и главное - показатели учебной деятельности студентов.

Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов.

Во-первых, — она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, — организацией образовательного процесса; в-третьих, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими студентами и т. д.); в-четвертых, — субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к студенту, к делу; в-пятых, спецификой учебной дисциплины.

Третий важный источник желания обучаться — ощущение себя компетентным. Студент хочет что-то делать, если верит, что он может это делать. Для того чтобы учиться, студент должен верить, что он может учиться. Именно поэтому преподавателю надо дать почувствовать себя успешным каждому студенту.

Успех — понятие индивидуальное, у каждого он свой и на своем материале. Обучая студентов планировать свою деятельность и отслеживая трудность решаемых ими задач, можно способствовать тому, чтобы они успешно справлялись с ними и ощущали себя по-настоящему компетентными.

1.2. Установки и действия педагога по формированию положительного отношения студентов к изучаемой дисциплине:

1. Совместная со студентами работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач, то есть понимание студентом для чего ему нужно именно этой дисциплине обучаться.

2. Выбор средств, адекватные цели. Если цели завышены и студенты справиться с этими целями не могут, у них не сформируется положительное отношение к дисциплине.

3. Учет возрастных особенностей студентов. Студенты находятся в таком возрасте, когда они очень обидчивы, часто эмоционально не стабильны. При работе со студентами нужно обязательно это учитывать.

4. Выбор действия в соответствии с возможностями студента. Каждый студент по-разному воспринимает информацию: кому-то нужно прочитать самому, кто-то лучше воспринимает на слух, а кто-то воспринимает теоретический материал только если его подавать совместно с практическими работами и с примерами из профессиональной деятельности.

5. Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий. При этом подходе большее число студентов включается в работу и готовы воспринимать изучаемый материал.

6. Нестандартная форма проведения учебных занятий. Иногда для поддержания положительного отношения к дисциплине необходимо изменять стандартную форму проведения учебных занятий, например, показать видеоролики вместо лекционного материала. Практическое занятие по технической дисциплине сделать творческим, чтобы студенты сами поставили себе задачи и выполнили их.

7. Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на учебных занятиях является важным пунктом при формировании положительного отношения к дисциплине.

8. Использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности.

9. Эмоциональная речь преподавателя. Студентам всегда интереснее присутствовать на учебном занятии, когда преподаватель при объяснении нового материала рассказывает эмоционально, порой добавляя к речи жесты, перемещение по аудитории.

 

 

10. Применение поощрения и порицания;

11. Вера преподавателя в возможности студента. Студенту важно понимать, что в него верят, что от него ждут и надеются, что у него всё получится.

12. Формирование адекватной самооценки студентов. В учебном процессе часто бывает две крайности: у студента заниженная самооценка и он не верит в свои способности и тогда его нужно хвалить, поощрять, тем самым повышая его самооценку. Другая крайность, встречаемая у студентов — это завышенная самооценка, когда студент уверен, что он и так всё знает, всё сделает вовремя, а потом оказывается, что не всё знал и не успел из-за своей самоуверенности. В этом случае нужно вовремя обращать внимания студента на его ошибки, тем самым побуждая его к адекватной оценки своих возможностей.

13. Оценка деятельности студента не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения. Например, если студент ничего не понимал на протяжении некоторого количеств пар и вдруг разобрался и стало у него всё получаться, это нуждается в положительной оценки даже если до конечного результата ещё далеко.

1.3. Приемы мотивации обучающихся, используемые учителем

эмоциональные:

1. поощрение;

2. порицание;

3. стимулирующее оценивание;

4. свободный выбор задания;

5. создание ярких наглядно-образных представлений;

6. удовлетворение желания быть значимой личностью.

 

 

познавательные:

1. активизация познавательных интересов;

2. создание проблемных ситуаций;

3. опора на жизненный опыт обучающегося;

4. выполнение творческих заданий;

5. побуждение к поиску альтернативных решений;

6. использование метода «мозгового штурма»;

7. использование сравнений, опытов, парадоксов;

8. экскурс в историю;

9. использование обучающей интеграции между обучающимися.

волевые:

1. предъявление учебных требований;

2. информирование об обязательных результатах обучения;

3. формирование ответственного отношения к учению;

4. рефлексия поведения

5. создание ситуаций, в которых необходимо преодолеть познавательные затруднения;

6. прогнозирование будущей деятельности.

социальные:

1. развитие желания быть полезным обществу;

2. сопереживание;

3. создание ситуации взаимопомощи;

4. поиск контактов и сотрудничества;

5. взаимопроверка и рецензирование;

6. заинтересованность результатами коллективной работы.

1.4. Личность преподавателя и характер его отношения к студенту в формировании положительного отношения к дисциплине

Преподаватель должен являть собой образец внутренне мотивированной личности, то есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.

Преподаватель должен ожидать от каждого студента положительных результатов, возлагать на них надежды и верить в их способности. Преподаватель должен уважать студентов, верить в их изначальную доброту, творческую активность и любознательность, то есть быть гуманистически ориентированным педагогом.

При соблюдении всех этих правил и принципов, можно достигнуть значительных успехов в формировании положительного отношения к дисциплине.

1.5. Дисциплины профессиональной направленности и формирование положительного отношения к ним

Каждое учебное заведение хотело бы, чтобы среди поступающих было как можно больше абитуриентов, осознанно избравших профиль профессиональной подготовки. К сожалению, это невозможно в силу непонимания большим количеством абитуриентов своих способностей, желаний в будущем. Перед преподавателями стоит задача с первых дней обучения студента по специальности объяснить в чём заключается данная специальность, какие знания, умения и компетенции понадобятся для того, чтобы в будущем стать успешными в данной области.

 

 

1.4.1. Формирование положительного отношения к профессиональным дисциплинам студентов

В процессе изучения нового материала нужно привязывать его к производственным примерам, объяснять на каком рабочем месте эти знания особо будут нужны. Примеры: для чего изучать команды операционной системы Linux в современной жизни? Как это пригодится в будущей профессии? — в нашем государстве действует программа по импортозамещению и всё больше государственных организаций переходят на отечественное программное обеспечение, поэтому вы, студенты, окончив учебное заведение будете работать, например, с Astra Linux. К тому же много современных серверов работает под различными операционными системами из семейства Linux и у них больше возможностей. Таким образом у студентов появляется интерес к изучению данной дисциплины, потому что они понимают зачем это нужно и где они будут применять эти знания и умения.

Участие в различных профессиональных конкурсах тоже формирует положительное отношение к изучаемым дисциплинам. Например, многие студенты стремятся участвовать в движении World Skills, где пробуют себя в качестве профессионалов в своей будущей деятельности, решая реальные корпоративные задачи. При участии в подобных конкурсах студенты видят близкий результат своей учебной деятельности, у них появляется чёткое понимание зачем они изучают многие дисциплины профессионального цикла.

1.4.1. Формирование положительного отношения к дисциплине на теоретических и практических занятиях

Для формирования положительного отношения к дисциплине необходимо чередование лекционного материала с практическим, потому что тогда формируется понимание изучаемой дисциплины. Имеет смысл при подаче сложного материала сначала давать практический материал, а потом теоретический, потому что в таком случае теория объяснит полученные результаты на практике и знания с умениями сложатся в компетенцию.

1.4.2. Мнение студентов на предпочитаемые дисциплины
и на формирование положительного отношения к предмету

Существует много научных работ, много докладов, диссертаций и книг, посвящённых формированию мотивации к обучению. Мне стало интересно мнение студентов и воспользовавшись google-формами была создана анкета с вопросами без персональной принадлежности для получения наиболее правдивой картины. Результаты опроса представлены в Таблице 1.

Таблица 1.
Мнение студентов на формирование положительного отношения
к дисциплинам

Перечислите предметы, которые вам нравится изучать:

Почему вам нравится изучать именно эти предметы?

Что вам нужно для положительного отношения к предмету?

Как нужно формировать положительное отношение к предмету?

Философия, операционные системы, литература,

Ну, они интересные

Моя субъективная предрасположенность

Максимум харизматичным учителем и правильной подачей

ТСИ ОИБ ПОИБ ИНФОРМАТИКА

Подумать можно и интересно

Хороший учитель

Правильный подход к ученикам

Программирование

Интересно

Интерес

Нужно сделать так, что бы у человека появился интерес к этому(Заинтриговать, показать, насколько это необходимо и понадобиться в дальнейшем)
:)

английский

для работы

сила воли

головой

Операционные системы, информатика

Потому что я понимаю её!

Хороший учитель!

Не знаю

Математика, Информатика, Операционные системы, Правовое обеспечение информационной безопасности

Интересные, развивают мышление, нужны на данных момент времени ,

Адекватный преподаватель и умение преподносить материал, чтобы он не был тупым текстом или слайдом, а как информацию действительно значимую для предмета

в пункте выше все описано

История, Обществознание, Английский

Они не мёртвые

Интересность, разнообразие

Долго быть больше контакта между учителями и детьми

Дисциплины по специальности

На них объясняется , чем буду заниматься в дальнейшем

Положительное отношение преподавателя

Интересностью

Изучать нравится все предметы, не всегда нравится подход учителей.

Любая информация развивает соображалку, и чем больше информации человек держит в голове, тем лучше у него работает мозг

Что бы было, что изучать) Я чаще изучаю что то углубленно/самостоятельно, так как в школе/колледже даётся слишком примитивный (для меня) уровень

Если человек обучаем, то ему не надо формировать какое либо отношение к предмету, ему будет интересно изучать все, что есть в этом мире (все что было написано это моё СУБЪЕКТИВНОЕ мнение, готов обосновать/подискутировать в личных сообщениях)

Доу, Пр об Пд

Помогает в повседневной жизни

Моя мотивация

Постараться понять чего хотят ученики от этого предмета
И предоставлять программу обучения в этом тоне

Опер системы информатика

Интересно

Правильный подход преподавателя к обучению

Навыками и умениями правильно подавать информацию

Операционные системы, ПОИБ, документоведение, ДОУ,

Их прекрасно перепродают

Добрый, вежливый учитель

Не заваливать домашкой- невозможно любить тот предмет с которым ты возишься и днём и ночью

Биология, Психология, Философия

Мне нравится духовно обогащаться, это направление больше всего мне по душе

Интересный преподаватель и интерес к самому предмету

Я считаю что особо тут никак не сформируешь интерес к предмету, он тебе просто либо с первого взгляда понравился, либо нет

Из данного исследовательского опроса можно сделать несколько выводов.

Во-первых, можно заметить, что несмотря на то, что была убрана персональная информация при проведении исследовательского опроса, которая может служить идентификаторами, некоторые студенты называли в качестве предпочитаемых дисциплин те дисциплины, которые ведёт автор данной дипломной работы. Значит эти данные можно считать некоторой погрешностью исследовательского опроса.

Во-вторых, многие студенты считают, что невозможно сформировать положительное отношение к дисциплине, считая, что существует просто предрасположенность к той или иной деятельности. Я считаю, что эта точка зрения вполне верна, но думаю, что к некоторым дисциплинам среднего профессионального учреждения трудно сформировать положительное отношение, потому что базовые умения и знания для данной дисциплины были не получены в средней школе. В таком случае у студента формируется ощущение, что это не его деятельность и у него нет к ней предрасположенности. Также бывают студенты с ярко выраженными гуманитарными наклонностями или техническими, а образование в среднем профессиональном образовательном учреждении подразумевает получения всестороннего образования. Для таких студентов также сложно формировать положительное отношение к дисциплине из-за их предрасположенности.

 

 

Список литературы

  1. Мормужева Н. В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 160-163.
  2. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. Издание 3-е, переработанное. М.: Из-во ЭГВЕС, 2009.
  3. Основы обучения. Дидактика и методика. Методическое пособие. В.В. Краевский, А.В Хуторской, М.: Издательский центр «Академиика» 2007
  4. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения: Учебное пособие. — М.: Форум: ИНФРА-М, 2007 — 336 с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt.docx34.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

«Формирование положительного отношения к предмету средствами учебной и внеучебной деятельности

 

Казакова Наталья Викторовна


Оглавление

1.        Введение        3

2.        Формирование положительного отношения к дисциплине        4

2.1. Понятие интереса, стимула и мотива обучения        4

2.2. Установки и действия педагога по формированию положительного отношения студентов к изучаемой дисциплине:        5

2.2. Приемы мотивации обучающихся, используемые учителем        7

2.3. Личность преподавателя и характер его отношения к студенту в формировании положительного отношения к дисциплине        9

2.4. Дисциплины профессиональной направленности и формирование положительного отношения к ним        9

2.4.1. Формирование положительного отношения к профессиональным дисциплинам студентов        10

2.4.1. Формирование положительного отношения к дисциплине на теоретических и практических занятиях        10

2.4.2. Мнение студентов на предпочитаемые дисциплины и на формирование положительного отношения к предмету        11

3.        Заключение        14

4.        Список литературы        15


  1. Введение

Каждый преподаватель хочет, чтобы студенты хорошо учились, с интересом и желанием ходили на учебные занятия в учебном заведении. 

В данной дипломной работе попробуем разобраться со следующими вопросами:

В чем сущность потребности в знаниях?

Как она возникает потребность в знаниях и умениях? Как сформировать положительное отношение к дисциплине?

Какими педагогическими средствами можно нужно пользоваться при формировании у студентов положительного отношения к учебным дисциплинам?


  1. Формирование положительного отношения к дисциплине

2.1. Понятие интереса, стимула и мотива обучения

Положительные эмоции, интерес, стимул — это фундамент формирования положительного отношения студентов к дисциплине.

Стимул к обучению формируются путём понимания студентов смысла в обучении: зачем ему ходить на пары? Зачем выполнять те или иные практические задания? Как это можно будет применить в будущей профессии?

Смысл обучения — внутреннее отношение студента к обучению.

Мотив обучения — побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.

Постановка целей — это направленность студента на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения.

Эмоции — реакция студента на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности студента, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка.

Интересы — познавательно-эмоциональное отношение студента к учению. Для преподавателя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.

Косвенно об учебной мотивации свидетельствует уровень реальной успешности учебной деятельности. Сюда относятся обычные показатели успеваемости, посещаемости и главное - показатели учебной деятельности студентов.

Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов.

Во-первых, — она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, — организацией образовательного процесса; в-третьих, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими студентами и т. д.); в-четвертых, — субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к студенту, к делу; в-пятых, спецификой учебной дисциплины.

Третий важный источник желания обучаться — ощущение себя компетентным. Студент хочет что-то делать, если верит, что он может это делать. Для того чтобы учиться, студент должен верить, что он может учиться. Именно поэтому преподавателю надо дать почувствовать себя успешным каждому студенту.

Успех — понятие индивидуальное, у каждого он свой и на своем материале. Обучая студентов планировать свою деятельность и отслеживая трудность решаемых ими задач, можно способствовать тому, чтобы они успешно справлялись с ними и ощущали себя по-настоящему компетентными.

2.2. Установки и действия педагога по формированию положительного отношения студентов к изучаемой дисциплине:

  1. Совместная со студентами работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач, то есть понимание студентом для чего ему нужно именно этой дисциплине обучаться.
  2. Выбор средств, адекватные цели. Если цели завышены и студенты справиться с этими целями не могут, у них не сформируется положительное отношение к дисциплине.
  3. Учет возрастных особенностей студентов. Студенты находятся в таком возрасте, когда они очень обидчивы, часто эмоционально не стабильны. При работе со студентами нужно обязательно это учитывать.
  4. Выбор действия в соответствии с возможностями студента. Каждый студент по-разному воспринимает информацию: кому-то нужно прочитать самому, кто-то лучше воспринимает на слух, а кто-то воспринимает теоретический материал только если его подавать совместно с практическими работами и с примерами из профессиональной деятельности.
  5. Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий. При этом подходе большее число студентов включается в работу и готовы воспринимать изучаемый материал.
  6. Нестандартная форма проведения учебных занятий. Иногда для поддержания положительного отношения к дисциплине необходимо изменять стандартную форму проведения учебных занятий, например, показать видеоролики вместо лекционного материала. Практическое занятие по технической дисциплине сделать творческим, чтобы студенты сами поставили себе задачи и выполнили их.
  7. Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на учебных занятиях является важным пунктом при формировании положительного отношения к дисциплине.
  8. Использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности.
  9. Эмоциональная речь преподавателя. Студентам всегда интереснее присутствовать на учебном занятии, когда преподаватель при объяснении нового материала рассказывает эмоционально, порой добавляя к речи жесты, перемещение по аудитории.

  1. Применение поощрения и порицания;
  2. Вера преподавателя в возможности студента. Студенту важно понимать, что в него верят, что от него ждут и надеются, что у него всё получится.
  3. Формирование адекватной самооценки студентов. В учебном процессе часто бывает две крайности: у студента заниженная самооценка и он не верит в свои способности и тогда его нужно хвалить, поощрять, тем самым повышая его самооценку. Другая крайность, встречаемая у студентов — это завышенная самооценка, когда студент уверен, что он и так всё знает, всё сделает вовремя, а потом оказывается, что не всё знал и не успел из-за своей самоуверенности. В этом случае нужно вовремя обращать внимания студента на его ошибки, тем самым побуждая его к адекватной оценки своих возможностей.
  4. Оценка деятельности студента не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения. Например, если студент ничего не понимал на протяжении некоторого количеств пар и вдруг разобрался и стало у него всё получаться, это нуждается в положительной оценки даже если до конечного результата ещё далеко.

2.2. Приемы мотивации обучающихся, используемые учителем

эмоциональные:

  1. поощрение;
  2. порицание;
  3. стимулирующее оценивание;
  4. свободный выбор задания;
  5. создание ярких наглядно-образных представлений;
  6. удовлетворение желания быть значимой личностью.

познавательные:

  1. активизация познавательных интересов;
  2. создание проблемных ситуаций;
  3. опора на жизненный опыт обучающегося;
  4. выполнение творческих заданий;
  5. побуждение к поиску альтернативных решений;
  6. использование метода «мозгового штурма»;
  7. использование сравнений, опытов, парадоксов;
  8. экскурс в историю;
  9. использование обучающей интеграции между обучающимися.

волевые:

  1. предъявление учебных требований;
  2. информирование об обязательных результатах обучения;
  3. формирование ответственного отношения к учению;
  4. рефлексия поведения
  5. создание ситуаций, в которых необходимо преодолеть познавательные затруднения;
  6. прогнозирование будущей деятельности.

социальные:

  1. развитие желания быть полезным обществу;
  2. сопереживание;
  3. создание ситуации взаимопомощи;
  4. поиск контактов и сотрудничества;
  5. взаимопроверка и рецензирование;
  6. заинтересованность результатами коллективной работы.

2.3. Личность преподавателя и характер его отношения к студенту в формировании положительного отношения к дисциплине

Преподаватель должен являть собой образец внутренне мотивированной личности, то есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.

Преподаватель должен ожидать от каждого студента положительных результатов, возлагать на них надежды и верить в их способности. Преподаватель должен уважать студентов, верить в их изначальную доброту, творческую активность и любознательность, то есть быть гуманистически ориентированным педагогом.

При соблюдении всех этих правил и принципов, можно достигнуть значительных успехов в формировании положительного отношения к дисциплине.

2.4. Дисциплины профессиональной направленности и формирование положительного отношения к ним

Каждое учебное заведение хотело бы, чтобы среди поступающих было как можно больше абитуриентов, осознанно избравших профиль профессиональной подготовки. К сожалению, это невозможно в силу непонимания большим количеством абитуриентов своих способностей, желаний в будущем. Перед преподавателями стоит задача с первых дней обучения студента по специальности объяснить в чём заключается данная специальность, какие знания, умения и компетенции понадобятся для того, чтобы в будущем стать успешными в данной области.


2.4.1. Формирование положительного отношения к профессиональным дисциплинам студентов

В процессе изучения нового материала нужно привязывать его к производственным примерам, объяснять на каком рабочем месте эти знания особо будут нужны. Примеры: для чего изучать команды операционной системы Linux в современной жизни? Как это пригодится в будущей профессии? — в нашем государстве действует программа по импортозамещению и всё больше государственных организаций переходят на отечественное программное обеспечение, поэтому вы, студенты, окончив учебное заведение будете работать, например, с Astra Linux. К тому же много современных серверов работает под различными операционными системами из семейства Linux и у них больше возможностей. Таким образом у студентов появляется интерес к изучению данной дисциплины, потому что они понимают зачем это нужно и где они будут применять эти знания и умения.

Участие в различных профессиональных конкурсах тоже формирует положительное отношение к изучаемым дисциплинам. Например, многие студенты стремятся участвовать в движении World Skills, где пробуют себя в качестве профессионалов в своей будущей деятельности, решая реальные корпоративные задачи. При участии в подобных конкурсах студенты видят близкий результат своей учебной деятельности, у них появляется чёткое понимание зачем они изучают многие дисциплины профессионального цикла.

2.4.1. Формирование положительного отношения к дисциплине на теоретических и практических занятиях

Для формирования положительного отношения к дисциплине необходимо чередование лекционного материала с практическим, потому что тогда формируется понимание изучаемой дисциплины. Имеет смысл при подаче сложного материала сначала давать практический материал, а потом теоретический, потому что в таком случае теория объяснит полученные результаты на практике и знания с умениями сложатся в компетенцию.

2.4.2. Мнение студентов на предпочитаемые дисциплины
и на формирование положительного отношения к предмету

Существует много научных работ, много докладов, диссертаций и книг, посвящённых формированию мотивации к обучению. Мне стало интересно мнение студентов и воспользовавшись google-формами была создана анкета с вопросами без персональной принадлежности для получения наиболее правдивой картины. Результаты опроса представлены в Таблице 1.

Таблица 1.
Мнение студентов на формирование положительного отношения
к дисциплинам

Перечислите предметы, которые вам нравится изучать:

Почему вам нравится изучать именно эти предметы?

Что вам нужно для положительного отношения к предмету?

Как нужно формировать положительное отношение к предмету?

Философия, операционные системы, литература,

Ну, они интересные

Моя субъективная предрасположенность

Максимум харизматичным учителем и правильной подачей

ТСИ ОИБ ПОИБ ИНФОРМАТИКА

Подумать можно и интересно

Хороший учитель

Правильный подход к ученикам

Программирование

Интересно

Интерес

Нужно сделать так, что бы у человека появился интерес к этому(Заинтриговать, показать, насколько это необходимо и понадобиться в дальнейшем)
:)

английский

для работы

сила воли

головой

Операционные системы, информатика

Потому что я понимаю её!

Хороший учитель!

Не знаю

Математика, Информатика, Операционные системы, Правовое обеспечение информационной безопасности

Интересные, развивают мышление, нужны на данных момент времени ,

Адекватный преподаватель и умение преподносить материал, чтобы он не был тупым текстом или слайдом, а как информацию действительно значимую для предмета

в пункте выше все описано

История, Обществознание, Английский

Они не мёртвые

Интересность, разнообразие

Долго быть больше контакта между учителями и детьми

Дисциплины по специальности

На них объясняется , чем буду заниматься в дальнейшем

Положительное отношение преподавателя

Интересностью

Изучать нравится все предметы, не всегда нравится подход учителей.

Любая информация развивает соображалку, и чем больше информации человек держит в голове, тем лучше у него работает мозг

Что бы было, что изучать) Я чаще изучаю что то углубленно/самостоятельно, так как в школе/колледже даётся слишком примитивный (для меня) уровень

Если человек обучаем, то ему не надо формировать какое либо отношение к предмету, ему будет интересно изучать все, что есть в этом мире (все что было написано это моё СУБЪЕКТИВНОЕ мнение, готов обосновать/подискутировать в личных сообщениях)

Доу, Пр об Пд

Помогает в повседневной жизни

Моя мотивация

Постараться понять чего хотят ученики от этого предмета
И предоставлять программу обучения в этом тоне

Опер системы информатика

Интересно

Правильный подход преподавателя к обучению

Навыками и умениями правильно подавать информацию

Операционные системы, ПОИБ, документоведение, ДОУ,

Их прекрасно перепродают

Добрый, вежливый учитель

Не заваливать домашкой- невозможно любить тот предмет с которым ты возишься и днём и ночью

Биология, Психология, Философия

Мне нравится духовно обогащаться, это направление больше всего мне по душе

Интересный преподаватель и интерес к самому предмету

Я считаю что особо тут никак не сформируешь интерес к предмету, он тебе просто либо с первого взгляда понравился, либо нет

Из данного исследовательского опроса можно сделать несколько выводов.

Во-первых, можно заметить, что несмотря на то, что была убрана персональная информация при проведении исследовательского опроса, которая может служить идентификаторами, некоторые студенты называли в качестве предпочитаемых дисциплин те дисциплины, которые ведёт автор данной дипломной работы. Значит эти данные можно считать некоторой погрешностью исследовательского опроса.

Во-вторых, многие студенты считают, что невозможно сформировать положительное отношение к дисциплине, считая, что существует просто предрасположенность к той или иной деятельности. Я считаю, что эта точка зрения вполне верна, но думаю, что к некоторым дисциплинам среднего профессионального учреждения трудно сформировать положительное отношение, потому что базовые умения и знания для данной дисциплины были не получены в средней школе. В таком случае у студента формируется ощущение, что это не его деятельность и у него нет к ней предрасположенности. Также бывают студенты с ярко выраженными гуманитарными наклонностями или техническими, а образование в среднем профессиональном образовательном учреждении подразумевает получения всестороннего образования. Для таких студентов также сложно формировать положительное отношение к дисциплине из-за их предрасположенности.


  1. Заключение

В данной дипломной работе были рассмотрены способы формирования положительного отношения к дисциплине. Способов много и нужно их всех учитывать при преподавании дисциплин.

Также в работе был представлен результат исследовательского опроса студентов, который некоторые аспекты данной дипломной работы подтверждает, а некоторые опровергает.


  1. Список литературы

  1. Мормужева Н. В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 160-163.
  2. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. Издание 3-е, переработанное. М.: Из-во ЭГВЕС, 2009.
  3. Основы обучения. Дидактика и методика. Методическое пособие. В.В. Краевский, А.В Хуторской, М.: Издательский центр «Академиика» 2007
  4. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения: Учебное пособие. — М.: Форум: ИНФРА-М, 2007 — 336 с.