НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ ВЕДЕНИЯ УРОКОВ.

Садыкова Тамара Исламовна

Нетрадиционные уроки - это занятия, которые аккумулируют методы и приемы различных форм обучения. Они строятся на совместной деятельности педагога и студента, на эксперименте по отработке новых приемов с целью повышения эффективности учебного процесса, на совместном поиске.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_metody_i_formy_vedeniya_urokov.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ ВЕДЕНИЯ УРОКОВ.

Аннотация: Нетрадиционные уроки - это занятия, которые аккумулируют методы и приемы различных форм обучения. Они строятся на совместной деятельности педагога и студента, на эксперименте по отработке новых приемов с целью повышения эффективности учебного процесса, на совместном поиске.

Ключевые слова: учебно-воспитательный  процесс, нетрадиционный урок, современный образовательный процесс, форма обучения.

Для того чтобы заинетересовать студентов к преподаваемым  мной  дисциплинам, завист то, как я  их провожу и на чём я их строю. На протяжении многих лет, я стала их строить на совместной деятельности  со студентами, на совместном поиске, на эксперименте по отработке новых приемов с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. В этом мне помогают нетрадиционные методы и формы ведения уроков. Почему я прибегла именно к этой форме? Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Студенты  быстро включаются  в процесс. Одни реализуют свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие – чтобы получить высокую оценку, третьи – чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т. п.

Каждый урок  можно сделать  нетрадиционным, посредством применения  компьютерной техники, что придаст  яркость, насыщеность, приведёт к необходимости пересмотреть различные способы подачи учебного материала, предусмотреть различные подходы к обучению  дисциплин.

Классификация урока основывается на дидактической цели, цели организации занятий, содержании и способе его  проведения.  Так же учитываются основные этапы учебного процесса, дидактические задачи, которые решаются на уроке, методы обучения, способы организации учебной деятельности студентов. 

     Урок может проводиться, как в   традиционной, так  и в  нетрадиционной форме. И  в каждом из них, урок является  основной организационной формой передачи знаний, умений, навыков. Хочется отметить, что при традиционной форме ведения урока, студенты, как правило, являются пассивным объектом обучения. И мы, педагоги,  стали искать  новые формы  процесса объяснения материала и обратной связи, которые смогли бы помочь  активизировать всех студентов, повысить у них интерес к занятиям и вместе с тем обеспечить быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала. И в этом, как мне кажется, помогает применение нетрадиционных форм ведения урока.

Присутствие элемента нового, изменение внешних рамок ведения урока, является отличительной чертой  в нетрадиционной форме  ведения урока.  На них можно использовать как программный, так и не программный материал, использовать музыку, видео, информационне компьютерные технологиии, мультимедийное оборудование.   Это  даёт  положительный результат  в организации  коллективной и индивидуальной деятельности, он ведёт   каждого к  раскрытию с новых сторон, помогает ориентироваться в атмосфере творческого поиска и требует серьезной предварительной подготовки.

Традиционный урок должен быть основной формой обучения и воспитания. Нестандартными занятиями можно только  разнообразить учебный процесс. Я, после каждого проведённого урока, стараюсь делать самоанализ.  И поняла, что необходимо добавлять в традиционный урок элемент нетрадиционного.  Пассивность некотрых студентов, заметно перерастает в активность. Появлятся мыслительная деятельность, которая сопровождается творческими способностями и повышается   мотивированность к учению. Когда я провожу открытые уроки, то чаще всего использую  нетрадиционную форму. Именно эта форма даёт возможностьтак   включить  игровые моменты, и оригинальную подачу материала.  Коллективная и групповая  работа студентов происходит гораздо активнее и быстрее.

Приведу примеры нетрадиционных занятий, которые я  использую в своей професиональной деятельности.

Урок-игра - это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Включаясь в игровую ситуацию,  у каждого (включая и нас преподавателей) появляется возможность испытать яркие эмоциональные переживания успеха или неудачи. Также студенты в процессе игры развивают способности, необходимые в области деловых и социальных отношений. И это является не маловажным аспектом, который позволяет проявлять инициативу, ставить и решать проблему. Инициативность, стремление к творчеству, познание окружающей действительности, развитие личности, погружение в профессию, это один из  моментов, к которому приводит в учебная игра. Технология проведения урока-игры состоит из нескольких этапов. 
Разработка сценария, это этап подготовки.  В содержание сценария входят учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц.

Ориентация участников осуществляется  в вводе в игру. Главная цель, это сформулировать  цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбор ситуации. Я, заранее  выдаю пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Приветствую  сбор дополнительной информации.  Во время ввода в  урок-игра я допускаю предварительные контакты между участниками игры.

Следующий этап, это этап проведения. Как только начинается процесс игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. Модификацией учебной игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.

Этап анализа, всегда, проходит в обсуждении, то есть оценка результатов игры. Мы слушаем выступления экспертов, обмениваемся  мнениями. Так же, я даю возможность каждому защитить  свои решения и выволы. В заключение я, как и любой педагог констатирую достигнутые результаты, отмечаю ошибки, формулирую окончательный итог занятия.

Моё  внимание обращено  на установление связи игры с содержанием учебного предмета.

        И последний этап, это заключение урока – игры. Я и  студенты обсуждаем итог и ход решения поставленных задач, и насколько они были достигнуты.  Так же мы оцениваем поведение каждого из участников в и продуктивность его работы.

Бинарный урок - основывается на межпредметных связях. И это является важным этапом в формировании мировоззрения студентов, развитии их мышления. Ведут его два или несколько специалистов-предметников.

Порядок подготовки бинарных уроков:

1-й этап. Я и мои коллеги проводим  анализ учебного материала, с целью определения общей темы, которая будет основой для нашего  урока. В  моей практике для бинарных уроков были соединены следующие предметы и подобраны следующие темы: Специальная Технология + производственное обучение. Темы уроков были следующие: «Намазывание раствора соколом», «Заглаживание штукатурки гладилками», «Разравнивание раствора»; Технология малярных работ+ производственное обучение Урок-репортаж (По аналогии с популярной телевизионной передачей “Квартирный вопрос”) тема урока: «Оклеивание потолков потолочными  панелями. Оклеивание стен флизелиновыми обоями под окраску».

2- й этап. Затем, мы тщательно планируем  ход урока, в котором четко будет определена роль каждого из нас. Необходимо знать, что такой урок должен состоять из дополняющих друг друга, но не дублирующих частей из разных предметов. Мы разрабатываем  задания так, чтобы у студентов была возможность, использовать  изученный материал на теоретическом и производственном обучении и  творчески применить знания, навыки и умения, решить доступные им проблемы на основе взаимодействия, увидеть результаты своего труда и в итоге получить от занятия радость и удовлетворение.

3- й этап. Подведение итогов. Оценивание и оформление результатов деятельности студентов.

 Лично мне, бинарный урок помогает в решении следующих задач:

 развивает сотрудничество педагогов, способствует сплочению педагогического коллектива;

 расширяет  кругозор у студентов и педагогов;

 интегрирует знания из разных областей;

 способствует формированию у студентов убеждения в связности предметов;

 повышает мотивацию к изучению предметов;

 развивает навыки самообразования, потому что подготовку к уроку студенты частично могут осуществлять самостоятельно и во внеурочное время;

развивает аналитические способности и изобретательность;

 обладает огромным воспитательным потенциалом;

 студенты принимают решения в творческих ситуациях.

 Я уверенна, что  проведение бинарных уроков в профессиональном образовании целеобразно, так как: профессиональные знания будущих специалистов формируются в комплексе, тогда как разрозненное изучение дисциплин не дает представления о целостном явлении, дробя его на не связанные фрагменты; форма проведения бинарного урока увлекательна и необычна.  Проводя такие уроки, я и мои коллеги, заметили, что бинарные уроки повышают потенциал студентов, ведут к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Признаюсь, что именно такой вид урока дал  мне возможность  самореализовываться  в творческом процессе. А мои студенты, признались, что их это привело, в какой то  к формированию профессиональных и общих  компетенций.
      Я взяла за основу, что эффективность учебного процесса во многом зависит от моего  умения. И я должна  правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Нетрадиционные формы проведения уроков дают мне  возможность не только поднять интерес  у студентов к изучаемому предмету, но и развить их творческую самостоятельность, обучить  к работе с различными источниками знаний, самим находить нужную информацию.
        Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционные уроки могут быстро стать традиционными. И это, в конечном счете, приведет к падению  интереса в изучении  предмета.